Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция




l Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения.

l Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его.

l Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

l Пример, как речь включается в процесс рисования у Кати В.(6 лет 2 мес).

l Катя (рисует телевизор):

Так, телевизор. Нарисую антенну (рисует антенну). О! А как нарисовать волны? Я нарисую девочку. (Рисует девочку в телевизоре.) Микрофон нарисую, проволочки идут. (Рисует микрофон, а от них изображает линии.) Сейчас я нарисую глазки, синенький бантик. (Рисует девочке глаза и бантик, кружок на телевизоре.) Выключатель от телевизора. А это разные звуки (проводит горизонтальные линии). Хочешь такой? (Обращается ко взрослому.) А девочка в телевизоре поет.

 

l Развивается знаковая функция речи у дошкольника. Ребенок осознает звуковое строение слова, понимает словесный состав предложения.

l Это создает предпосылки для обучения грамоте.

 

l Задача звукового анализа слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процессе специального обучения.

l Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками.

l Уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове.

l Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.

l Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому.

l Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: Дети играли в мяч».

l Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети - первое слово, играли в мяч - второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, то есть служебные части речи.

 

Выводы:

l развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

l складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

l возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

l речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

l появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

l ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

l ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

l развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

l складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

l возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

l складывается понимание форм языковой деятельности;

l речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

l речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

l завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

l возникают предпосылки для освоения грамоты.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных