ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функцияl Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. l Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. l Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными. l Пример, как речь включается в процесс рисования у Кати В.(6 лет 2 мес). l Катя (рисует телевизор): Так, телевизор. Нарисую антенну (рисует антенну). О! А как нарисовать волны? Я нарисую девочку. (Рисует девочку в телевизоре.) Микрофон нарисую, проволочки идут. (Рисует микрофон, а от них изображает линии.) Сейчас я нарисую глазки, синенький бантик. (Рисует девочке глаза и бантик, кружок на телевизоре.) Выключатель от телевизора. А это разные звуки (проводит горизонтальные линии). Хочешь такой? (Обращается ко взрослому.) А девочка в телевизоре поет.
l Развивается знаковая функция речи у дошкольника. Ребенок осознает звуковое строение слова, понимает словесный состав предложения. l Это создает предпосылки для обучения грамоте.
l Задача звукового анализа слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процессе специального обучения. l Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками. l Уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове. l Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове. l Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. l Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: Дети играли в мяч». l Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети - первое слово, играли в мяч - второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, то есть служебные части речи.
Выводы: l развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; l складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; l возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; l речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; l появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; l ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; l ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; l развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; l складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; l возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; l складывается понимание форм языковой деятельности; l речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; l речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; l завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; l возникают предпосылки для освоения грамоты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|