Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого воображения.




Литература

1. Волков, Б.С., Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2002.- 322 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.- 367 с.

4. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ИД "Равновесие", 2004. - 355 с.

5. Детская практическая психология / под ред. проф. Марцинковской Т. Д. - М.: Гардарики, 2001. - 428 с.

6. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. - 321 с.

 

Без воображения нет соображения

Эйнштейн

 

ž Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

ž Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

По результатам:

ž Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

ž Продуктивное (творческое) воображение:

› с относительной новизной образов;

› с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

ž активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

ž пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

ž конкретное;

ž абстрактное.

По приёмам воображения:

ž агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

ž гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

ž схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

ž типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

ž преднамеренное;

ž непреднамеренное.

Функции воображения

ž представление действительности

в образах, а также создание возможности

пользоваться ими, решая задачи;

ž регулирование эмоциональных состояний;

ž произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

ž формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

ž планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Достаточно сложным в психологии является вопрос о богатстве или бедности детского воображения?

— Ребенок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

— Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого.

— Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности.

«Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя» - Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн

Таким образом, воображение в жизни ребёнка играет большую роль и имеет свои особенности: приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализация.

Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов.

ž Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его (Л.С. Выготский).

!!! Особенности воображения дошкольника

Дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника.

— Фантазии детей младшего дошкольного возраста по большей части непроизвольны. Они не могут сочинить или придумать что-то по заданию или по просьбе взрослого.

— Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

— Дети всерьез боятся выдуманной Бабы-Яги и ждут (а иногда и видят) добрую фею.

— Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных