Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая социальная перцепция




Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен прежде всего узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований СВ. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе опытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по явлением — Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о пе­реживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия-

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Под психологической культурой педагога мы будем понимать систему, включающую в себя теоретико-концептуальный блок (знания о своем «Я» и внутреннем мире других – психических качествах, процессах, эмоциональных состояниях, деятельности людей и их взаимоотношениях) и блок, связанный с психологической деятельностью, практический (сюда входят специальные психологические умения, обеспечивающие успешное применение психологических знаний в жизнедеятельности). Значимой составляющей психологической культуры педагога является и совокупность ряда личностных его качеств (направленность на людей, эмпатия, тактичность, социально-психологическая наблюдательность и др.), определяющая в значительной степени эффективность овладения как психологическими знаниями, так и специальными психологическими умениями.

Педагогу необходима как общая психологическая культура, так и профессиональная, значимая для педагогической деятельности, успешного решения возникающих в процессе её осуществления проблем, задач. Место детской психологии в профессиональной культуре педагогов, руководителя дошкольного учреждения особое. На наш взгляд – в числе центральных.

Отводя столь значимое место этой отрасли психологии в системе профессиональных психологических и эмпирических знаний педагогов и руководителя детского сада, мы исходим прежде всего из того, что именно ребенок – главная фигура в дошкольном учреждении; обеспечение его полноценного разностороннего гармонического развития – главная цель деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Дети – главная забота заведующей; он, ребенок и детская группа – основной предмет деятельности не только воспитателя, но и музыкального руководителя детского сада, руководителя физического воспитания. Успех в их деятельности, как и всего педагогического коллектива, в реализации образовательной программы в процессе профессионального взаимодействия с детьми в значительной степени обусловлен знанием психологии воспитанников: закономерностей развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, знанием как возрастных, так и индивидуальных психологических особенностей, пониманием природы специфических детских видов деятельности, языка общения…

Особое внимание к детской психологии педагогов, руководителей образовательных учреждений предполагает и «Конвенция о правах ребенка», провозглашающая: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, а также умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (статья 29). Она призывает для осуществления прав ребенка «учитывать уровень зрелости каждого отдельного ребенка и его индивидуальность, и в частности, принимать во внимание изменяющиеся приоритеты в процессе развития конкретной возрастной группы…», занять взрослым позицию, отвечающую интересам ребенка, прислушиваться к его мнению, уважать его достоинство и личное мнение, при этом проявлять терпение и творческий подход, приспосабливая свои планы к интересам детей, уровню понимания и предпочтительным для них способам общения.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных