ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения.
В разных науках часто используется понятие взаимодействия. Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Важнейшим видом взаимодействия является социальное, в качестве субъектов которого могут выступать как социальные институты, государства, группы, так и отдельные люди. Когда речь идет о взаимодействии между отдельными людьми, то говорят о межличностном взаимодействии. Межличностное взаимодействие — взаимодействие двух и более человек с целью влияния на поведение, деятельность, отношения, установки друг друга. Межличностное взаимодействие может осуществляться на бытовом уровне и в рамках какой-либо профессиональной деятельности. Взаимодействие людей в связи с конкретной профессиональной деятельностью и есть профессиональное взаимодействие. Профессиональное взаимодействие подчинено целям и задачам профессиональной деятельности, но в то же время оно происходит в соответствии с теми закономерностями, которые свойственны любому межличностному взаимодействию. Педагогическое взаимодействие является частным видом межличностного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие — реализуемое в различных системах отношений («педагог — ученик», «ученик — ученик» и т. д.) взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности. Психологический анализ педагогического взаимодействия может осуществляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. При этом, те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаимодействия. На схеме обобщенно представлены взгляды некоторых ученых на структуру межличностного взаимодействия, с одной стороны, на основе характера проявляемых психических процессов (эмоциональных, познавательных и поведенческих), а с другой стороны, на основе выделения различных форм активности субъектов взаимодействия. В структуре педагогического взаимодействия в зависимости от формы активности также можно выделить три компонента: 1. совместную деятельность; 2. систему отношений между субъектами педагогического процесса; 3. педагогическое общение Процесс взаимодействия состоит из общения и отношений, которые осуществляются и проявляются в совместной деятельности. Общая психологическая атмосфера на уроке и психологический климат в группе зависят не только от того, как организовано общение с учащимися, но и от того, каковы межличностные отношения, которые складываются в процессе этого общения. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать: «Скажи, как ты отзовешься о своих воспитанниках, и я скажу, как ты к ним относишься». Процессы воспитания и обучения насквозь пронизаны общением в широком смысле. Если условно вычесть живое межличностное взаимодействие учителя и ученика из педагогической деятельности, останется какая-то сухая выжимка из конспектов и поурочных планов. Педагогическое общение — это единственная магистраль, единственный путепровод, по которому учитель «транслирует» все хорошее, что содержит его личность, в личность ученика. И не очень хорошее тоже. Связь эта двусторонняя — от учителя к ученику и от ученика к учителю. Все это составляет межличностное взаимодействие. По мнению Я. Л Коломинского, внутреннюю основу педагогического взаимодействия составляет педагогическое отношение, включающее эмоциональные переживания, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики и собственная его деятельность. Внешнюю же основу образует общение. Исходя из этого, можно выделить четыре типа педагогического взаимодействия: 1. Внутри тепло — снаружи тепло. Любит своих воспитанников и свою работу и адекватно проявляет это отношение в своем поведении. Если строгость и наказание, то сквозь любовь, которую не стесняется проявить. 2. Внутри холодно — снаружи холодно. Такой учитель детей не любит и деятельностью своей тяготится; редко советует, часто приказывает, редко помогает, часто требует; неохотно хвалит, с удовольствием наказывает. 3. Внутри тепло — снаружи холодно. Прекрасно относится к детям и работу свою любит, а в группе — суровый взгляд, строгий голос, сдержанные жесты, лишний раз не улыбнется. 4. Внутри холодно — снаружи тепло. Самое вредное сочетание. Пушкин в «Евгении Онегине» назвал его «низким коварством». Это когда «вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя!». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|