ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙПСИХОДИАГНОСТИКИ ■ Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствующей гипотезы, получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Этот процесс может иметь следующую структуру (Ю.З. Гильбух). 1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка. 2. Осознание возможных его причин. 3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине. 4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. 5. Проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и вместо нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы. Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Пример диагностограммы Шаг I Цел ь: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания по математике Предмет обследован и я: знания, умения и навыки отстающего ученика. Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении. Способ реализации: исключение альтернативы «а». Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке. Интервьюирование учителя. Шаг II Цель: определение специфического отставания по математике. Выводы: а) тип 1; б) тип 2. Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя. Ш а г III Цель: выяснение вричин отставания по типу 1. Возможные выводы: а) пониженный интерес к математике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу III-A. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками. Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу Ш-Б. Шаг IV Цель: выяснить причины отставания по типу 2, Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу. Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями ученика по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе Подтверждение альтернативы >а» — переход к шаг> IV-A... и т.д. В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помощью которых этот процесс осуществляется. ы Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо отдифференцировать норму от патологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|