Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕХНИКА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ




Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не толь­ко выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление, эмоциональных контактов психолога с семьей. Определен­ная динамика этих контактов создает условия для саморас­крытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультирования можно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза принятия решения и действий, обратной связи.

I фаза — установление контакта с клиентом. Итог: опре­деление границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанав­ливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребен­ком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулиро­вания и оценки поведения ребенка.

В первичной беседе определяется характер отношения ро­дителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и уста­навливаются границы взаимодействия психолога с семьей.

Опытный психолог уже при первой встрече в ходе обще­ния может получить информацию об истории развития ре­бенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза де­монстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжитель­ную работу самой семьи.

II фаза — определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в пони­мании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет про­блему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозна­чив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуж­дая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае прихо­дится снова начинать весь консультативный процесс.

Неопытный консультант на этой фазе торопится навя­зать свой вариант интерпретации проблемы, слишком бы­стро обнажает ее в глазах клиента, часто перебивает его, увлекается морализированием, переступает границы доз­воленного в вопросах. Этим он нарушает возникшую хруп­кую эмоциональную связь, вызывает у родителей чувство вины и усиливает их душевную боль.

Характер беседы (управляемое стандартизированное ин­тервью, неуправляемое интервью — эмпатическое слуша­ние) определяется целями консультирования, индивиду­альными особенностями клиента и принятым психологом теоретическим подходом (гуманистическая психология, гештальтпсихология, бихевиоризм).

III фаза — рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.

Для этой фазы характерна следующая динамика: струк­турирование раппорта, создание невроза клиента в конт­ролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изоб­разить следующим образом:

— признаки переноса, указывающие на успех консуль­тативного процесса, проявляются в поведении клиента: ока­зывает знаки внимания психологу, меняет внешность, про­сит чаще встречаться, расширяет базу общения, характе­ризует психолога как знающего специалиста и близкого человека;

— признаки контрпереноса (перенос консультанта): ду­мает о клиенте после консультации, обсуждает случаи с коллегами, делится впечатлениями об успехе, сердится и беспокоится, забывает имя клиента, не хочет идти на прием, использует случаи в качестве хрестоматийного при­мера.

Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зави­симым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способ­ности.

IV фаза — принятие решения и действия. Итог: эффек­тивное поведение клиента в естественной ситуации.

На этой фазе психолог, опираясь на определенную кон­сультативную теорию, разрабатывает план действий, стра-

тегию своего поведения, которая подводит клиента к поис­ку и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собствен­ное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с психологом он исследует и сортирует различные способы действий, выб­рав, наконец, определенный вариант для себя. Затем он про­веряет этот вариант в естественных условиях, а не в ситуа­ции консультирования. При наличии успеха он генерализу­ет свое решение на поведение в целом.

V фаза — обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента процессом и результатами консультирования.

Частично эту информацию психолог получает уже в про­цессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки трансфера. Он может проводить катамнез и целе­направленно организует повторные эпизодические встречи, поддерживающие клиента и дающие психологу уверенность в правильности избранной стратегии и тактики консульти­рования. Ориентируясь на принцип обратной связи, психо­лог должен реализовать следующие требования к консуль­тативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресование конкретному лицу; констатирую­щий, своевременный и потребностный характер. При про­ведении консультаций многие психологи часто применяют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизиро­ванные бланки для семейного консультирования, протоко­лирование бесед ассистентами, использование которых по­зволяет глубже анализировать динамику процесса, его эф­фективность. Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто в семье прав, а кто виноват, а облегчить и снять душевную боль клиента!

Психолог может избрать разные типы поддержки клиен­та: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к понима­нию. Влиятельный психолог, представляющий клиента сла­бым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консульти­рование по типу «роджерианского интервью», внешне выг­лядит пассивным. Спрашивающий психолог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положе­нии, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше риску­ет, он чаще использует суггестивные методы воздействия. Психолог, стремящийся понять клиента, прежде всего ори­ентирован на достижение с ним согласия.

В процессе работы психологу необходимо отрабатывать;пециальные навыки и умения ставить открытые и закры-ые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях шента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиен-овладевать умениями перефразирования (прояснения;мысла) и суммирования важнейших высказываний; выра-штельного молчания (внимание, акцент значимости, на-фяженная пауза, отрицание); совместного принятия реше-1ий. Немаловажное значение имеет развитие невербальных шособов общения, демонстрирующих заинтересованность, шимание, сочувствие, доверие клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интона-1ия и др. Психолог должен научиться искренне выражать;вои чувства и управлять ими, не допускать введения в сонсультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытос­ти—с другой. Не следует жестко придерживаться первона­чальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобо­вых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.

Подводя итог по обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты неэффективного и мудрого консультирования.

Неэффективное консультирование Мудрое консультирование
Встреча психолога с клиентом не происходит. Психолог верит в уникальность и способность клиента самому найти выход.
Не устанавливается оптимальный раппорт. Вербальными и невербальными способами он демонстрирует это своему клиенту.
Психолог не слышит, не видит и не чувствует клиента. Эмоционально поддерживает клиента.
Он бестактен в высказываниях. Осуществляет эмпатическое слу­шание.
Не дает возможности высказаться клиенту. Происходит встреча клиента с психологом, они обмениваются посланиями.
Подозревает клиента в плохих поступках. Психолог уважает право клиента и соблюдает меру, дистанцию и границу общения.
Пытается разоблачить его или морализирует. Умело субъективирует и объекти­вирует ситуацию клиента.
Неэффективное консультирование Мудрое консультирование
Слишком быстро вскрывает про­блему. В определении проблемы двигает­ся вслед за логикой клиента.
Не сверяет правильность своих выводов с мнением клиента. Не торопится с выводами и реко­мендациями, создает условия для инсайта клиента.
Навязывает клиенту свое решение. Вызывает в клиенте желание со­трудничать.
Дает скоропалительные советы. Стремится к пониманию и совме­стному решению проблем.
Вызывает в клиенте желание спо­рить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины или душевную боль.
Жестко придерживается первона­чальной гипотезы. Ставит «диагноз» и предлагает «лечение».
     

В этом разделе книги мы остановились лишь на общих характеристиках техники семейного консультирования. Кон­кретные психологические средства и приемы будут описа­ны далее.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные детерминанты жалоб родителей при пси­хологическом консультировании?

2. В чем состоят сущность и методика эмпатического слуша­ния?

3. Каковы типы отношений родителей к психологу, консуль­танту и их поведенческие синдромы?

Темы для семинарских занятий

1. Семейное консультирование и семейная психотерапия — методические аспекты.

2. Методика консультативных бесед психолога о гуманизме семейных отношений.

3. Методика психоанализа семейных отношений.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте реферат по позитивной семейной психотера­пии Н. Пезешкиана.

2. Разработайте примерную картотеку-схему семейной кон­сультации.

3. Обдумайте варианты профессионального поведения психо­лога в случае «ректной» установки консультируемой семьи.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология челове­ческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Пси­хология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.

Пезешкиан И. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт / Пер. с англ. М., 1994.

Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М., 1992.

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М., 1993.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия Л., 1990.

 


Глава 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных