ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 6. Учение о человекеСотворение человека. Предвечный Совет. Дыхание жизни. Первозданное состояние человека. Совершенство человека до грехопадения. Двуединство человеческой природы. Брак. Промысл Божий о человеке до грехопадения. Значение заповедей, данных в раю. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия. Значение тела в составе человеческой природы. Мнения о происхождении человеческих душ. Свойства души человека: самостоятельность, духовность, разумность, бессмертие. Свобода человека: формальная (психологическая) и нравственная (духовная). Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека. Сущность грехопадения. Происхождение зла. Понятие о личном и о первородном грехе. Наследование первородного греха. Следствия грехопадения для природы человека: разрушение иерархии человеческой природы (дух, душа, тело); тленность тела, тление души. Следствия грехопадения для отношений между Богом и человеком. Следствия грехопадения для отношений между людьми. Следствия грехопадения для отношений между человеком и окружающим безличным миром. Учебные пособия и дополнительная литература Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 207-271. Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке». Москва, 5–8 ноября 2001 г. Материалы. — М.: Синодальная богословская комиссия, 2002. — 504 с. Воробьев В., прот. Православное учение о браке // Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах». — М., 2007. — С. 181–188. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 269-352. Иустин (Попович), архим. О первородном грехе. — Пермь, 1999. Каллист (Уэр), еп. Святая Троица — парадигма человеческой личности / Пер. с англ. А. Кырлежева // Альфа и Омега. — 2002. — № 2 (32). — С. 110–123. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы / Вступ. ст. А. И. Сидорова. — М.: Паломник, 1996. — С. 353–388. Лоргус Андрей, свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. — М.: Граф-Пресс, 2003. — 216 с. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общей ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 289–302. Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — С. 234–249, 254–264. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 1. — С. 425-513. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. — С. 199-216. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии / Пер. с англ. Н. Б. Ларионова. — М.: Никея, 2011. — 304 с. Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1906 (репринт: СПб., 2000). — Т. 2. 1.1. Понятийно-тематический минимум Человек, антропология, образ Божий, подобие Божие, черты образа Божия, свобода, дихотомия, трихотомия, дух, душа, тело, креационизм, традуционизм, предсуществование душ, свойства души, рай, древо жизни, древо познания добра и зла, заповедь, грех, грехопадение, личный грех, первородный грех, следствия грехопадения, удобопреклонность ко греху, проклятие, смерть, диавол, сатана, кожаные ризы. 1.2. Вопросы для самопроверки Где в Священном Писании говорится о творении человека? Что такое Предвечный Совет? В чем состоит особенность описания творения человека от описания творения всего остального мира? На что эта особенность указывает? Каков порядок сотворения души и тела? (Приведите различные мнения по этому вопросу). Что такое дыхание жизни? (Приведите различные мнения по этому вопросу). Какова цель разделения полов? Существовал ли в раю брак? Какова цель брака? Можно ли считать брак недостойным христианина? Что такое дихотомия и трихотомия? Возможно ли в христианстве негативное отношение к телу? Почему? В чем заключается смысл аскетического умерщвления плоти? Каково значение тела в составе природы человека? Перечислите основные мнения о происхождении душ. В чем заключаются достоинства и недостатки этих мнений? Охарактеризуйте свойства человеческой души. Чем душа человека отличается от душ животных? Что означает понятие образ Божий в человеке? Можно ли дать определение понятию образа Божия в человеке? Почему? Перечислите черты образа Божия в человеке. Как соотносятся понятия образ и подобие? Охарактеризуйте персоналистическое понимание образа Божия в современном православном богословии. В чем состоит назначение человека по отношению к Богу и самому себе? В чем состоит назначение человека по отношению к безличному миру? (Священническое, пророческое и царское призвание человека). Был ли первозданный человек совершенным? Смертным или бессмертным был человек до грехопадения? Различал ли человек до грехопадения добро и зло? Перечислите проявления промысла Божия о человеке до грехопадения. В чем заключается сущность грехопадения первых людей? Что такое личный грех? Что такое первородный грех? Как он передается? Охарактеризуйте последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком. Охарактеризуйте последствия грехопадения в отношениях между людьми. Охарактеризуйте последствия грехопадения в отношениях между человеком и окружающим миром. Охарактеризуйте последствия грехопадения в природе человека. 2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов Максим Исповедник, преп. К пресвитеру Фалассию о различных затруднительных местах Священного Писания. Вопрос XXI // Творения преподобного Максима Исповедника: в 2-х кн. / А. И. Сидоров, пер., вступ. ст. и коммент. — М.: Мартис, 1993. — Кн. 2. — С. 60–62. «Что значит: Совлек начала и власти (Кол. 2:15) и далее? Каким же образом [Господь], рожденный без греха, был целиком облечен ими? ОТВЕТ. Богоначальное Слово, во всем подобное нам, кроме греха, непреложно облекшееся в наше естество и ставшее совершенным Человеком, имело [в Себе] первого Адама, который проявлялся в Нем как по образу происхождения, так и по образу рождения. Поскольку первый человек, получив бытие от Бога и произойдя [от Него], по самому происхождению [своего] бытия был свободен от тления и греха, ибо они не были созданы вместе с ним, то когда он, преступив заповедь, согрешил, то вследствие этого и был осужден на рождение, возникшее через страсть и грех. А потому грех в [явившейся] из-за него страстности имел происхождение уже как бы по закону природы. В силу этой страстности никто не безгрешен, ибо [всякий] по природе подлежит закону рождения, введенного по причине греха после [первоначального] происхождения. Итак, через преступление [Адама] вошел в естество человеческое грех, а через грех – страстность по рождению. А так как вместе с этой страстностью рождения процветало через грех и первое преступление, то для естества [человеческого], неразрывно связанного по своей воле лукавыми узами, не было надежды на спасение. Ибо чем более оно усердствовало в укреплении себя через рождение, тем более оно связывало себя законом греха, обладая действенным преступлением вследствие страстности. Ведь содержа в самой страстности, по причине естественно-принудительных обстоятельств, умножение греха, оно в силу [гнездящегося] в страстности родового греха подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей, [проявлявшимся] через неестественные страсти и сокрытым в естественных страстях; посредством них действовала всякая лукавая сила, по страстности естества побуждая волю через естественные страсти [обратиться] к тлению неестественных страстей. Стало быть. Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха. А поскольку, как я сказал, лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества, то они, разумеется, созерцая по причине плоти в Спасителе Боге естественную страстность Адама и полагая, будто и Господь, как простой человек, с принудительной необходимостью навлек на Себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на Него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных страсти неестественные, а тем самым сделать что-либо угодное им. Он же при первом испытании [путем] искушений наслаждениями, позволив им поиграть своими кознями, совлек их с Себя и изверг из естества, [Сам] оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе, приписывая победу и преподнося, как Благий, всё достигнутое Им тем, ради кого Он стал Человеком. Ибо Сам Он, будучи Богом, Владыкой и свободным по естеству от всякой страсти, не нуждался в искушении, но [допустил] его для того, чтобы, приманив [к Себе] нашими искушениями лукавую силу, поразить ее [одним] соприкосновением [с Собою], умерщвляя ту, которая рассчитывала погубить Его, как в начале [погубила] Адама. Так совлек Он с Себя при первом искушении напавшие [на Него] начала и власти, далеко прогнав их от естества [человеческого], исцелив страстность [его] в отношении к наслаждению и изгладив в Себе рукописиние (Кол. 2:14) Адамово, [состоящее] в добровольном согласии на страсти наслаждения; в силу этого рукописания человек, имея волю, склонную к наслаждению, даже молча возвещал делами лукавую деспотию над собой, из страха смерти не освобождая себя от ига наслаждения. Итак, Господь, подвергнувшись первому искушению наслаждениями, истощил лукавые силы, начала и власти. Затем Он попускает им сделать второе нападение и причинить [Ему] другое испытание искушениями – через муку и страдания, – чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить [его] в естестве [человеческом] и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти. Оставшись неодолимым для страданий и, более того, явившись страшным для смерти, [Господь] изгнал из естества [человеческого] страстность в отношении к боли, от которой малодушно убегала воля человека, в силу чего он постоянно и против желания был угнетаем страхом смерти, придерживаясь рабства наслаждения ради того, чтобы жить. Стало быть, Господь совлек с Себя начала и власти при первом испытании искушениями в пустыне, исцелив страстность всего естества в отношении к наслаждению. Он вновь совлек их с Себя и во время смерти, подобным же образом изгнав из естества страстность в отношении к боли, по человеколюбию Своему делая Себя ответственным за наше исправление и, более того, даже вменяя нам, как Благий, славу совершённого [Им]. А поскольку, подобно нам приняв страстность естества, за исключением греха, при помощи которой всякая лукавая и пагубная сила имела обыкновение производить свои действия, Он совлек их с Себя но время смерти, восторжествовав над ними (Кол. 2:15), когда они приступили к Нему для происков, и сделав их посмешищем на Кресте при исходе души, после того как они вообще ничего не нашли в его страстности чего-либо свойственного естеству хотя особенно ожидали найти [в Нем] что-нибудь человеческое в виду естественной страстности по плоти. Поэтому, разумеется, Он Своей силой и через [воспринятую] от нас святую Свою плоть, как через некий «начаток» (Кол. 1:18), освободил и всё естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда в ней, то есть в страстности, над естеством лукавое владычество». - Какое понимание первородного греха предлагает преп. Максим Исповедник? - Каким образом, по его мысли, распространяется первородный грех? - Какие механизмы вовлечения человека в личные грехи он раскрывает? 3. Богословское осмысление богослужебных текстов «Нага простотою, нехитростною же жизнию создана, преступления лестию одея мя враг, и плоти дебельством, ныне же Твоим ходатайством, отроковице, спасаюся» (Неделя о мытаре и фарисее. Утреня. Тропарь канона) «Одежды боготканныя совлекохся окаянный, Твое Божественное повеление преслушав, господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся, п о том бо осужден бых хлеб трудный снести, терние же и волчец мне принести, земля проклята бысть. Но в последняя лета Воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай» (Неделя сыропустная. Вечерня. Стихира на Господи воззвах) «Постити отвергийся Адам, вкушает смертоноснаго древа первый, но сего грех потребляет, распныйся Вторый» (Воскресная утреня, глас 2. Тропарь канона) «От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися, отвержением бо жизни безчестнейшим осудися, всему роду телотленен некий яко вред недуга преподаде, но обретшее земнороднии воззвание крестным древом, зовем: препетый отцев, и нас Боже, благословен еси» (Воздвижение. Утреня. Тропарь канона) «В безсловесных яслех Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, начало приемшее паче ума, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною, пеленами же повитися, яко да расторгнеши рубы, и пленницы прегрешений моих, едине блаже и человеколюбче. Темже Тя славлю, пою и покланяюся прерадостно во плоти пришествию Твоему, имже свободихся» (Неделя святых отец. Великая вечерня. Стихира на Господи воззвах) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|