ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 9. Учение о благодатиНеобходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Основания учения о благодати в Священном Писании. Значение слова “благодать”. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати. Благодать как свойство существа Божия. Благодать как сила Божия.Виды благодати: всеобщая (предваряющая) и церковная. Особые дарования благодати. Отношение благодати к свободе: пелагианство, учение блж. Августина, православный взгляд. Значение веры и добрых дел для спасения. Необходимость Церкви в деле освящения. Учебные пособия и дополнительная литература Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие: Учебник для духовных учебных заведений. — СПб.: Издательский дом Московского Патриархата «Хроника», 1994. — С. 32-38. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 454-482. Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5.— С. 302–313. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 2. — С. 190-240. 1.1. Понятийно-тематический минимум Благодать, пелагианство, синергия, освящение, обожение. 1.2. Вопросы для самопроверки Может ли человек спастись своими силами? Перечислите различные значения слова благодать: а) в Ветхом Завете; б) в Новом Завете. Охарактеризуйте участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати. Как следует понимать слова «Благодать Святого Духа», или «Дар Святого Духа»? Что такое обожение? Изменяет ли благодать природу человека? В чем заключается сущность пелагианства? Почему данное учение неприемлемо с православной точки зрения? В чем состоит заблуждение блаж. Августина в вопросе о соотношении благодати и свободы? Каково православное понимание соотношения благодати и свободы? Какое значение имеют вера и добрые дела для спасения? 2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов Василий Великий, свт. О Святом Духе к св. Амфилохию, епископу Иконийскому // Василий Великий, свт. Творения: в 5 ч. — М.: Паломник, 1993. — Репринт: М., 1846. — Ч. 3. — С. 264-267. (Фрагмент главы 9 «Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания»). «22. Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные нами о Нем из Писания, так и позаимствованные из неписанного предания отцов. И, во-первых, кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душой и не вознесется мыслью к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим (Мф. 3:16) а Духом истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:26), Духом правым. Духом Владычним (Пс. 50:12, 14). Дух Святой есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, чисто невещественного и несложного. Посему и Господь в беседе с женой, которая думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что бестелесное беспредельно, говорит: Дух есть Бог (Ин. 4:24). Поэтому, слыша слово Дух, невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но, простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо мыслить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, не измеримую временами или веками, не оскудевающую обладаемыми благами. К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не через прибавления возрастает, но полон сразу, Сам в Себе утвержден и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собой всякой разумной силе при искании истины как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своей силой, однако же сообщается одним достойным и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах (ср. Евр. 2:4), весь присутствует в каждом и весь повсюду. Он, разделяемый, не страждет и, когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которой наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа. 23. Тесное единение Духа с душой есть сближение, не в соответствии с местом происходящее (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу и отдалили ее от сродства с Богом. Посему кто очистился от срамоты, которую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, через очищение как бы возвратил прежний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, встречая чистое око, в Себе Самом покажет тебе Образ Невидимого. А в блаженном созерцании Образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Через Духа восхождение сердец, руководство немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны, через общение с Собой делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселье, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого обожение». - Какую характеристику Святого Духа как Освятителя предлагает преп. Василий Великий? - Перечислите приводимые им условия и плоды освящения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|