Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК




 

§ 1. Общие положения

 

Вопрос-ответ:

 

Если в 2014 году будет создан уполномоченный орган для нескольких муниципальных бюджетных учреждений, должен ли он брать на себя такие функции, как составление планов-графиков и заключение контрактов?

Данный вопрос подробно регламентирован в ст. 26 Закона N 44-ФЗ. Независимо от того, происходит ли централизация закупок, контракты подписываются заказчиками самостоятельно. Обоснование закупок и определение существенных условий контракта также остается в компетенции каждого конкретного заказчика.

Что касается вопросов планирования закупок, то эти полномочия могут быть сохранены за отдельными заказчиками либо переданы уполномоченному органу по решению органа местного самоуправления. Окончательно решить, кому и какие полномочия будут передаваться либо все полномочия каждый заказчик будет осуществлять самостоятельно, органы государственной власти и местного самоуправления должны к 1 января 2016 г.

 

Вправе ли, согласно Закону N 44-ФЗ, заказчик - бюджетное учреждение самостоятельно осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), планирование закупок, составление планов-графиков, заключение контрактов? Необходимо ли наличие решения федерального органа исполнительной власти об осуществлении заказчиком указанных полномочий?

Пока вправе, окончательное решение о централизации закупок должно быть принято к 2016 году, возможно, раньше.

 

Как будут предоставляться преференции учреждениям системы исполнения наказаний? Будет ли специальный порядок, установленный Правительством РФ?

Согласно ст. 28 Закона N 44-ФЗ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы будет предоставляться ценовая преференция (за исключением закупки у единственного поставщика). Порядок предоставления преференции, а также перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых такая преференция возможна, будет установлен Правительством РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Как будет производиться расчет процента закупок у субъектов малого предпринимательства: только по номенклатуре товаров, закупаемых у СМП, или от общей номенклатуры товаров, работ, услуг?

Во-первых, преференция субъектам малого предпринимательства составляет не менее 15%, она будет рассчитываться от совокупного годового объема закупок заказчика, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб. Иными словами, утверждение какого-либо перечня товаров, работ, услуг, специально предназначенного для закупок у данных субъектов, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Во-вторых, указанный процент выделяется не только для субъектов малого предпринимательства, но одновременно и для социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчик проводит процедуры в рамках данного процента, приглашая для участия в них и тех и других (и малый бизнес, и социально ориентированные НКО).

 

Как быть с социально ориентированными некоммерческими организациями, по ним будет какой-то список, перечень, какие-то требования к ним?

Какого-либо перечня социально ориентированных НКО в нашей стране не ведется. Согласно ст. 2, 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к социально ориентированным относятся НКО (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), уставными целями деятельности которых являются решение социальных проблем, развитие гражданского общества, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды и защита животных, благотворительность, наука, просвещение, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий и т.д. Этот перечень может быть расширен федеральными законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами муниципальных образований.

 

Какими документами участник закупки должен подтвердить свое право на получение преимуществ согласно ст. 30 Закона N 44-ФЗ?

Соответствие статусу социально ориентированной некоммерческой организации подтверждается уставом. Субъекты малого предпринимательства - это юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские фермерские хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства необходимы три документа:

1) выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (необходима для проверки суммарной доли участия публично-правовых образований, общественных и религиозных организаций, а также юридических лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства);

2) справка о средней численности работников за предшествующий календарный год (их должно быть не более 100 человек);

3) документы о размере выручки без учета НДС за предшествующий календарный год (согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 выручка не должна превышать 400 млн. руб.).

 

Казенное учреждение планирует осуществить закупку кредитных средств на сумму свыше 100 млн. руб., при этом 5% от годового объема средств учреждению будет достаточно для осуществления остальных своих закупок. Как разместить не менее 15% у СМП?

Ваша позиция понятна: при осуществлении закупки услуг по предоставлению кредитов преференции субъектам малого предпринимательства не предоставляются, а пятью процентами учреждение вполне обходится, осуществляя закупки у единственного поставщика согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Пока практика применения ст. 30 Закона N 44-ФЗ еще не сложилась, однако будем надеяться, что она будет такой, как и раньше. Так, в период действия Закона N 94-ФЗ ФАС России неоднократно давала разъяснение о том, что объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не должен учитываться в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства (см., например, письма ФАС России от 17.03.2010 N АЦ/7178, от 09.09.2010 N АЦ/30282, от 29.10.2010 N АЦ/37480 и др.).

Проще говоря, если заказчик проводит конкурентные процедуры, он обязан выделять объем заказов (закупок) для субъектов малого предпринимательства, если же закупки заказчика проводятся неконкурентным способом, преференция не выделяется.

 

Что означает "правомочность участника закупки" (наличие доверенностей, приказов или что-то еще)?

В широком смысле правомочность - это юридическая возможность для субъекта права осуществлять определенные действия или требовать определенных действий (бездействия) от другого субъекта.

Правомочность участника закупки заключать контракт (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) - это вовсе не наличие доверенностей, приказов и т.п. Данные документы подтверждают полномочия конкретного лица действовать от имени организации. В свою очередь, правомочность участника закупки означает гражданскую правоспособность вступить в контрактные отношения (например, наличие необходимой лицензии, членство в СРО и т.д.). Таким образом, пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ содержат дублирующие друг друга требования к участникам закупки.

 

Как проверить отсутствие судимости, дисквалификации?

Требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, но вправе проверить их самостоятельно (ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 Федеральная налоговая служба ведет Реестр дисквалифицированных лиц. Информация из Реестра предоставляется по запросу любого заинтересованного лица в виде выписки, а в случае отсутствия в Реестре информации о запрашиваемом лице заинтересованному лицу предоставляется соответствующая справка. Срок предоставления информации составляет 5 дней со дня получения соответствующего запроса (См. Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц, утв. Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@).

Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно, остальным заинтересованным лицам - за плату в размере 1 МРОТ (исчисляется по базовой сумме 100 руб. на основании ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования производится в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121.

Заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители, соответствующие справки выдает ФКУ "ГИАЦ МВД России" в течение 30 дней с момента обращения. Государственная услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок не вправе обратиться за получением соответствующей справки, ее может получить только сам гражданин с информацией о себе самом. Однако требовать предоставления такой справки в составе заявки на участие в процедуре закупки нельзя.

Следовательно, Законом N 44-ФЗ в этой части предусмотрено требование, соответствие которому участник может продекларировать, но проверить которое комиссия возможности не имеет.

 

Заказчик сможет предъявлять любые дополнительные требования к участникам закупки (наличие специалистов, опыта работы и т.д.)? Как это правильно сделать, чтобы избежать административной ответственности?

Общее правило состоит в том, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительные требования к участникам закупки не могут устанавливаться по усмотрению заказчика, их вправе определить только Правительство РФ на основании ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. При этом следует обратить внимание на 2 момента:

во-первых, дополнительные требования касаются закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;

во-вторых, дополнительные требования устанавливаются лишь при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Ознакомиться с дополнительными требованиями к участникам закупки можно в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089.

 

Какими документами участник закупки сможет подтвердить свою добросовестность при демпинге согласно ст. 37 Закона N 44-ФЗ?

Во-первых, стоит подчеркнуть, что вопрос добросовестности актуален только для конкурсов и аукционов, на которых начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. руб. и менее. Во-вторых, если участник закупки предложил цену на 25% и более ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, то перед ним альтернатива: он может предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер обеспечения, установленный заказчиком, или заявить о своей добросовестности, в этом случае размер обеспечения увеличиваться не будет.

Добросовестность участника закупки подтверждается информацией из реестра контрактов, заключенных заказчиками, подтверждающая исполнение таким участником:

в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)),

либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)),

либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт (при демпинге).

При проведении конкурса участник закупки включает информацию о своей добросовестности в состав конкурсной заявки, если он этого не делает, то при победе в конкурсе в результате демпинга он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере.

При проведении аукциона информация о добросовестности участника закупки, победившего в результате демпинга, направляется заказчику одновременно с подписанным проектом контракта.

Полагаю, что предоставление данной информации может быть оформлено справкой, заверенной подписью уполномоченного представителя участника закупки, в которой содержатся реестровые номера исполненных контрактов.

 

Будет ли проведен отбор банков, гарантии которых заказчики вправе принимать в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в счет обеспечения исполнения контрактов?

В ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ закреплено специальное правило о том, что заказчик вправе принимать в качестве обеспечения исполнения контракта не любую банковскую гарантию, а лишь ту, которая выдана банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ст. 74.1, 176.1 Налогового кодекса РФ).

Перечень данных банков ведется Министерством финансов РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и размещается на официальном сайте Министерства финансов РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее 5 лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда руб.;

3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев;

4) отсутствие требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".

В связи с изложенным следует обратить внимание на два момента:

1) какого-либо отбора банков, гарантии которых могут приниматься заказчиками в качестве обеспечения исполнения контрактов, проводиться не будет, напротив, следует пользоваться уже существующим перечнем, с актуальным текстом которого заказчик может ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов РФ по адресу:

http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/;

2) заказчик не должен самостоятельно проверять, соответствует ли банк вышеперечисленным требованиям, такую проверку осуществляет Министерство финансов РФ, поэтому заказчику при проверке банковской гарантии, представленной участником закупки, с которым заключается контракт, достаточно удостовериться в том, что банк, выступающий гарантом, включен в названный перечень.

 

В какой срок заказчик обязан уведомить участника закупки об отказе от принятия предоставленной им банковской гарантии: в срок, предусмотренный ГК РФ; в срок, установленный в документации о закупке; или в течение 3 рабочих дней сразу дать ответ?

Подробные требования к банковской гарантии предусмотрены в ст. 45 Закона N 44-ФЗ, они значительно более детальны по сравнению с теми, что содержатся в ст. 368 - 379 ГК РФ. Срока, о котором вы спрашиваете, в ГК РФ не предусмотрено.

Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления. Изменить данный срок в тексте документации о закупке нельзя, т.к. норма ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ сформулирована императивно.

 

Хотелось бы узнать, как принять на работу специалиста по закупкам (или уже пора принимать контрактного управляющего?), если этой специальности нет в Едином справочнике? Бюджетное учреждение, требуют соответствия.

У специалиста по закупкам может быть и иное название должности, главное - установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции. Контрактный управляющий в бюджетном учреждении должен быть обязательно, если годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб. и заказчиком не сформирована контрактная служба. Однако "контрактный управляющий" - это не название должности, это обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание, что заказчик может своим приказом назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Так что это не должность раз и навсегда, а конкретное поручение (приказ) выполнять функции контрактного управляющего.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных