Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Монополия и монопольная власть




Самым крайним случаем несовершенной конкуренции явля­ется монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и ис­ключающий возможность вхождения в него других. Например,


до начала 80-х годов компания “Объединенные прииски Де Бирс” фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других примеров можно привести монополию “Полароид” на моментальную фо­тографию, единственный бакалейный магазин в уединенном ма­леньком городке и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. В большинстве крупных го­родов услуги местной телефонной связи и снабжение электри­чеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанав­ливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.

В реальной жизни монополия — это всегда вопрос меры... Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же мо­нополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы яв­ляется убывающей, компания “Де Бирс” знает, что чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она по­лучит за каждый экземпляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену; “Де Бирс” обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бака­лейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то кон­троль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией “Де Бирс” заключается в мере их власти над рынком; “Де Бирс” обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Таблица 11-1 указывает также на другое важное различие между совершенной конкуренцией и монополией. В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий


к вхождению в рынок новых производителей. Так, если рыноч­ная цена пшеницы поднимается выше величины долгосрочных средних издержек ее производства, то фермеры переключаются с других зерновых культур на пшеницу. Этот процесс направ­лен на устранение различий в размерах экономической прибы­ли в совершенно конкурентных отраслях. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных