Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели макроэкономического прогнозирования.




Экономико-математические модели это система формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему. Система экономико-математических моделей эконометрического типа служит для описания относительно сложных процессов экономического или социального характера.

Простейшая экономико-математическая модель может быть представлена, например, в следующем виде:

Z = a × х.

Такая модель может быть использована, например, для определения потребности в материалах, требующихся для изготовления какого-либо изделия. В этом случае Z – общая потребность в материалах, “а” – норма расхода материала на одно изделие, “х”- количество изделий.

Эта модель приобретает более сложный вид, если определяется потребность в материалах для изготовления нескольких видов изделий:

Z = а1×х1 + а2×х2 + … + аn×хn

n

Или Z = аi× хi , где n= 1,2,3,...n

i=1

Эта модель показывает зависимость потребности в материалах от двух факторов: количества изделий и норм расхода материалов и называется дескриптивной (описательной).

Определенные виды моделей экономического и социального прогнозирования могут классифицироваться в зависимости от критерия оптимизации или наилучшего ожидаемого результата. Так, например, различают экономико-математические модели, в которых минимизируются затраты, и модели в которых желательно получить, например, максимум продукции.

С учетом фактора времени модели могут быть статическими, когда ограничения в модели установлены для определенного отрезка времени, или динамическими – в этом случае ограничения установлены для нескольких отрезков времени.

Различают факторные и структурные модели экономического типа. Один и тот же тип моделей может быть применим к различным экономическим объектам. В зависимости от уровня рассмотрения показателей народного хозяйства различают макроэкономические, межотраслевые, отраслевые и региональные модели.

Факторные модели описывают зависимость уровня и динамики того или иного показателя от уровня и динамики влияющих на него экономических показателей – аргументов или факторов. Факторные модели могут включать различное количество переменных величин и соответствующих им параметров. Простейшими видами факторных моделей являются однофакторные, в которых фактором является какой-либо временной параметр. Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень и динамику прогнозируемого показателя.

В практике экономического прогнозирования для оценки роли отдельных факторов выпуска продукции используется математическая формула, показывающая зависимость объема созданной продукции от функционирования основных факторов производства, их количественного и качественного состава. Она получила название производственной функции. Производственная функция на микроуровне выражает техническое соотношение между количеством факторов, используемых производителями, и объемом полученной продукции. В самом общем виде эта зависимость может быть представлена следующим образом:

У = f (а1, а2,…аn),

где У – объем продукции;

а1, а2…аn – использованные факторы производства.

При этом различают факторы внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Для более углубленного анализа динамики экономического роста на макроуровне была изучена взаимосвязь между объемом производства и его различными факторами. Первым вариантом явилась производственная функция Кобба – Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов: капитала и труда. В дальнейшем было учтено также влияние третьего фактора – технического прогресса. В итоге модель Кобба – Дугласа приняла следующий вид:

У = А × Ка× Lв×еrt, где

У – объем выпуска продукции;

А – коэффициент сопряжения размерности элементов формулы;

К – затраты капитала;

“а” – коэффициент, характеризующий прирост объема выпуска продукции, приходящейся на 1% прирост капитала;

L – затраты труда;

"в" – коэффициент, характеризующий прирост объем выпуска продукции, приходящийся на 1% прироста затрат труда;

“е” – фактор, отражающий влияние технического прогресса (r) и времени (t).

Структурные модели описывают соотношения, связи между отдельными элементами, образующими одно целое или агрегат. Эти модели являются моделями структурно-балансового типа, где наряду с разбивкой какого-либо агрегата на составляющие элементы рассматриваются взаимосвязи этих элементов. Такие модели имеют матричную форму, Они применяются для анализа и прогноза межотраслевых и межрайонных связей. С их помощью описывается взаимосвязи потоков, например, межсекторные поставки продукции. Наиболее распространенной формой структурно-балансовой модели является межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Комплекс межотраслевых моделей включает укрупненную динамическую и развернутую натурально-стоимостную модели. Единство системы обеспечивается использованием для построения натурально-стоимостного межотраслевого баланса основных показателей укрупненной динамической модели таких как ВВП, структура его распределения, а также показателей, характеризующих потребность отраслей материального производства в продукции других отраслей, в инвестициях и т.д.

В зависимости от номенклатуры продукции, используемого сырья и других факторов различают однопродуктовые и многопродуктовые модели. К первым относятся модели, в которых установлено одно ограничение по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, либо одно ограничение на количество сырья или другого ресурса, потребляемого ею. Например, в топливной промышленности может быть установлено одно такое ограничение – по теплотворной способности энергоносителя.

В многопродуктовых моделях рассматриваются два и более ограничений по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, и на потребление сырья или любого другого ресурса.

Модель динамического межотраслевого баланса. Модель В.В. Леонтьева "затраты-выпуск".

Межотраслевой баланс представляет собой экономико-математическую модель, образуемую перекрестным наложением строк и колонок таблицы, то есть балансов распределения продукции и затрат на ее производство, увязанных по итогам. Главные показатели здесь – коэффициенты полных и прямых затрат.

Динамическая модель межотраслевого баланса характеризует производственные связи народного хозяйства на ряд лет, отражает процесс воспроизводства в динамике. По модели межотраслевого баланса выполняются два типа расчетов. Первый тип, когда по заданному уровню конечного потребления рассчитывается сбалансированный объем производства и распределения продукции. Второй тип, включающий смешанные расчеты, когда по заданным объемам производства по одним отраслям (продуктам) и заданному конечному потреблению в других отраслях рассчитывается баланс производства и распределения продукции в полном объеме.

Наибольшее распространение получила матричная экономико-математическая модель межотраслевого баланса. Она представляет собой прямоугольную таблицу (матрицу), элементы которой отражают связи экономических объектов. Количественные значения этих объектов вычисляются по установленным в теории матриц правилам. В матричной модели отражается структура затрат на производство и распределение продукции и вновь созданной стоимости. Уравнение строк матрицы записывается следующим образом:

n

Хij + Уi = Хi

j =1

i= 1,2,…m;

Хij – поставка продукции отрасли i в отрасль j;

У i – конечная продукция отрасли i;

Хi – валовая продукция отрасли i.

Элементы строк представляют собой баланс распределения продукции, произведенной в различных отраслях экономики. Сумма внутренних производственных поставок и конечного продукта составляет валовой выпуск отрасли. Уравнение столбцов матрицы выглядит следующим образом:

n

Хij + Zj = Хj, где

j=1

Хij – затраты продукции отрасли i на производство продукции отрасли j;

Zj – затраты первичных ресурсов и вновь созданная стоимость в отрасли j;

Хj – валовые затраты включая вновь созданную стоимость в отрасли j.

Хi = Хj при i=j. При этом равенство одноименных строк и столбцов означает, что стоимость распределенных и накопленных материальных благ и услуг равна сумме стоимостей произведенных затрат и вновь созданной стоимости.

Межотраслевой баланс известен в науке и практике как метод “затраты – выпуск”, разработанный В.В. Леонтьевым. Этот метод сводится к решению системы линейных уравнений, где параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции. Коэффициенты выражают отношения между секторами экономики (коэффициенты текущих материальных затрат), они устойчивы и поддаются прогнозированию. Решение системы уравнений позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой отрасли, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры. Для этого составляется таблица межотраслевых потоков товаров. Неизвестными выступают выпуск и затраты товаров, произведенных и использованных в каждой отрасли. Их исчисление с помощью коэффициентов и означает объемы производства, обеспечивающие общее равновесие. В случае выявления диспропорции с учетом заказов потребителей, в том числе и государственных, составляется план-матрица выпуска всех видов материальных благ и затрат на их производство.

Метод “затраты – выпуск” стал универсальным способом прогнозирования и планирования в условиях, как рыночной, так и директивной экономики. Он применяется в системе ООН, в США и других странах для прогнозирования и планирования экономики, структуры производства, межотраслевых связей.

 

Тема 4. Методологические основы макроэкономического планирования.

1. Сущность и предпосылки макроэкономического планирования.

2. Функции и принципы макроэкономического планирования.

3. Методы макроэкономического планирования.

4. Директивное, индикативное и стратегическое планирование.

 

Сущность и предпосылки макроэкономического планирования.

Макроэкономическое планирование есть научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно - следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования.

В планировании можно выделить три стороны.

1. Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы общественного воспроизводства, то есть объекта планирования.

2. Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования, то есть инструментов познания и активного воздействия на социально-экономические процессы. Под методологией планирования понимается система функций, принципов, показателей, методик и методов обоснования плановых решений, а также логика планирования.

3. Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, то есть субъекта планирования.

Основные задачи макроэкономического планирования:

1) определение общественных потребностей;

2) выявление необходимых для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3) обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

4) обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

5) повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных результатов экономической деятельности.

Предпосылки, обусловившие необходимость макроэкономического планирования.

1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т.п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики

2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например, оборона, фундаментальная наука, образование и т.п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование.

3. Преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например, инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.).

4. Резко возросшая интеграция национальной экономики, которая приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое)планирование. 5. В современных условиях макроэкономическое планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики. 6. Необходимость решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т.п.

В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать следующие: 1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики.

2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики.

3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации.

4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений.

Функции и принципы макроэкономического планирования.

Основные функции макроэкономического планирования.

1. Обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики. 2. Обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста.

3. Обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого.

4. Установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике.

5. Обеспечение и поддержание долговременной конкурентоспособности национальной экономики.

6.Обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Объектом макроэкономического планирования является расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз, или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства, как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики.

Стратегической целью макроэкономического планирования является обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

Принципы планирования - это основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки планов. Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях различных авторов, может быть изложен в виде следующего перечня.

1. Научность — означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.

2. Целенаправленность — обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.

3. Социальность — при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.

4. Комплексность — означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.

5. Системность — означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности.

6. Адаптивность — возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.

7. Вариантность — означает, что при разработке планов и программ развития национальной экономики необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу. В каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.

8. Эффективность — понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.

9. Минимизация риска — означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.

10. Баланс интересов — это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.

11. Легитимность — это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.

12. Демократичность — означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.

13. Профессионализм — обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.

14. Принцип «первого руководителя» — означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны.

15. Принцип инновационности — означает использование в процессе планирования современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования.

Качество разрабатываемых планов социально-экономического развития зависит от ряда условий, важнейшими среди которых являются:

1) степень обеспеченности (высокая, ограниченная, нестабильная) материальными, природными, научно-техническими, финансовыми, интеллектуальными и иными ресурсами;

2) уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, вида производства (наличие конкурентных преимуществ, недостаточная или низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке, на различных видах внешних рынков);

3) соотношение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования и возможности его оптимизации;

4) особенности соотношений роли рыночных и нерыночных (государственных, общественных и др.) институтов;

5) наличие и характер комплекса инструментов, используемых на разных этапах планирования, что также является одним из существенных условий успешного процесса разработки планов.

Методы макроэкономического планирования.

Методы планирования - это совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов.

Наиболее распространенными методами планирования являются.
Балансовый метод - выявление и обеспечение социально-экономических пропорций и связей за счет построения системы балансов – таблиц, отражающих движение и использование соответствующих экономических ресурсов. Если ресурсов недостаточно, то осуществляется ранжирование потребностей по степени их значимости на первоочередные, менее важные и т.д. В общей системе экономических балансов выделяются балансы материальные, трудовые, финансовые, внешнеэкономические. Основное назначение материальных балансов - это увязка общественных потребностей в определённых видах продукции с ресурсами на основе рационального и эффективного их использования. Нормативной базой материальных балансов служит система норм, определяющих меру затрат различных материальных ресурсов на производство единицы продукции или на выполнение единицы объёма определённой работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных