ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели макроэкономического прогнозирования.Экономико-математические модели это система формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему. Система экономико-математических моделей эконометрического типа служит для описания относительно сложных процессов экономического или социального характера. Простейшая экономико-математическая модель может быть представлена, например, в следующем виде: Z = a × х. Такая модель может быть использована, например, для определения потребности в материалах, требующихся для изготовления какого-либо изделия. В этом случае Z – общая потребность в материалах, “а” – норма расхода материала на одно изделие, “х”- количество изделий. Эта модель приобретает более сложный вид, если определяется потребность в материалах для изготовления нескольких видов изделий: Z = а1×х1 + а2×х2 + … + аn×хn n Или Z = аi× хi , где n= 1,2,3,...n i=1 Эта модель показывает зависимость потребности в материалах от двух факторов: количества изделий и норм расхода материалов и называется дескриптивной (описательной). Определенные виды моделей экономического и социального прогнозирования могут классифицироваться в зависимости от критерия оптимизации или наилучшего ожидаемого результата. Так, например, различают экономико-математические модели, в которых минимизируются затраты, и модели в которых желательно получить, например, максимум продукции. С учетом фактора времени модели могут быть статическими, когда ограничения в модели установлены для определенного отрезка времени, или динамическими – в этом случае ограничения установлены для нескольких отрезков времени. Различают факторные и структурные модели экономического типа. Один и тот же тип моделей может быть применим к различным экономическим объектам. В зависимости от уровня рассмотрения показателей народного хозяйства различают макроэкономические, межотраслевые, отраслевые и региональные модели. Факторные модели описывают зависимость уровня и динамики того или иного показателя от уровня и динамики влияющих на него экономических показателей – аргументов или факторов. Факторные модели могут включать различное количество переменных величин и соответствующих им параметров. Простейшими видами факторных моделей являются однофакторные, в которых фактором является какой-либо временной параметр. Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень и динамику прогнозируемого показателя. В практике экономического прогнозирования для оценки роли отдельных факторов выпуска продукции используется математическая формула, показывающая зависимость объема созданной продукции от функционирования основных факторов производства, их количественного и качественного состава. Она получила название производственной функции. Производственная функция на микроуровне выражает техническое соотношение между количеством факторов, используемых производителями, и объемом полученной продукции. В самом общем виде эта зависимость может быть представлена следующим образом: У = f (а1, а2,…аn), где У – объем продукции; а1, а2…аn – использованные факторы производства. При этом различают факторы внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Для более углубленного анализа динамики экономического роста на макроуровне была изучена взаимосвязь между объемом производства и его различными факторами. Первым вариантом явилась производственная функция Кобба – Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов: капитала и труда. В дальнейшем было учтено также влияние третьего фактора – технического прогресса. В итоге модель Кобба – Дугласа приняла следующий вид: У = А × Ка× Lв×еrt, где У – объем выпуска продукции; А – коэффициент сопряжения размерности элементов формулы; К – затраты капитала; “а” – коэффициент, характеризующий прирост объема выпуска продукции, приходящейся на 1% прирост капитала; L – затраты труда; "в" – коэффициент, характеризующий прирост объем выпуска продукции, приходящийся на 1% прироста затрат труда; “е” – фактор, отражающий влияние технического прогресса (r) и времени (t). Структурные модели описывают соотношения, связи между отдельными элементами, образующими одно целое или агрегат. Эти модели являются моделями структурно-балансового типа, где наряду с разбивкой какого-либо агрегата на составляющие элементы рассматриваются взаимосвязи этих элементов. Такие модели имеют матричную форму, Они применяются для анализа и прогноза межотраслевых и межрайонных связей. С их помощью описывается взаимосвязи потоков, например, межсекторные поставки продукции. Наиболее распространенной формой структурно-балансовой модели является межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Комплекс межотраслевых моделей включает укрупненную динамическую и развернутую натурально-стоимостную модели. Единство системы обеспечивается использованием для построения натурально-стоимостного межотраслевого баланса основных показателей укрупненной динамической модели таких как ВВП, структура его распределения, а также показателей, характеризующих потребность отраслей материального производства в продукции других отраслей, в инвестициях и т.д. В зависимости от номенклатуры продукции, используемого сырья и других факторов различают однопродуктовые и многопродуктовые модели. К первым относятся модели, в которых установлено одно ограничение по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, либо одно ограничение на количество сырья или другого ресурса, потребляемого ею. Например, в топливной промышленности может быть установлено одно такое ограничение – по теплотворной способности энергоносителя. В многопродуктовых моделях рассматриваются два и более ограничений по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, и на потребление сырья или любого другого ресурса. Модель динамического межотраслевого баланса. Модель В.В. Леонтьева "затраты-выпуск". Межотраслевой баланс представляет собой экономико-математическую модель, образуемую перекрестным наложением строк и колонок таблицы, то есть балансов распределения продукции и затрат на ее производство, увязанных по итогам. Главные показатели здесь – коэффициенты полных и прямых затрат. Динамическая модель межотраслевого баланса характеризует производственные связи народного хозяйства на ряд лет, отражает процесс воспроизводства в динамике. По модели межотраслевого баланса выполняются два типа расчетов. Первый тип, когда по заданному уровню конечного потребления рассчитывается сбалансированный объем производства и распределения продукции. Второй тип, включающий смешанные расчеты, когда по заданным объемам производства по одним отраслям (продуктам) и заданному конечному потреблению в других отраслях рассчитывается баланс производства и распределения продукции в полном объеме. Наибольшее распространение получила матричная экономико-математическая модель межотраслевого баланса. Она представляет собой прямоугольную таблицу (матрицу), элементы которой отражают связи экономических объектов. Количественные значения этих объектов вычисляются по установленным в теории матриц правилам. В матричной модели отражается структура затрат на производство и распределение продукции и вновь созданной стоимости. Уравнение строк матрицы записывается следующим образом: n Хij + Уi = Хi j =1 i= 1,2,…m; Хij – поставка продукции отрасли i в отрасль j; У i – конечная продукция отрасли i; Хi – валовая продукция отрасли i. Элементы строк представляют собой баланс распределения продукции, произведенной в различных отраслях экономики. Сумма внутренних производственных поставок и конечного продукта составляет валовой выпуск отрасли. Уравнение столбцов матрицы выглядит следующим образом: n Хij + Zj = Хj, где j=1 Хij – затраты продукции отрасли i на производство продукции отрасли j; Zj – затраты первичных ресурсов и вновь созданная стоимость в отрасли j; Хj – валовые затраты включая вновь созданную стоимость в отрасли j. Хi = Хj при i=j. При этом равенство одноименных строк и столбцов означает, что стоимость распределенных и накопленных материальных благ и услуг равна сумме стоимостей произведенных затрат и вновь созданной стоимости. Межотраслевой баланс известен в науке и практике как метод “затраты – выпуск”, разработанный В.В. Леонтьевым. Этот метод сводится к решению системы линейных уравнений, где параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции. Коэффициенты выражают отношения между секторами экономики (коэффициенты текущих материальных затрат), они устойчивы и поддаются прогнозированию. Решение системы уравнений позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой отрасли, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры. Для этого составляется таблица межотраслевых потоков товаров. Неизвестными выступают выпуск и затраты товаров, произведенных и использованных в каждой отрасли. Их исчисление с помощью коэффициентов и означает объемы производства, обеспечивающие общее равновесие. В случае выявления диспропорции с учетом заказов потребителей, в том числе и государственных, составляется план-матрица выпуска всех видов материальных благ и затрат на их производство. Метод “затраты – выпуск” стал универсальным способом прогнозирования и планирования в условиях, как рыночной, так и директивной экономики. Он применяется в системе ООН, в США и других странах для прогнозирования и планирования экономики, структуры производства, межотраслевых связей.
Тема 4. Методологические основы макроэкономического планирования. 1. Сущность и предпосылки макроэкономического планирования. 2. Функции и принципы макроэкономического планирования. 3. Методы макроэкономического планирования. 4. Директивное, индикативное и стратегическое планирование.
Сущность и предпосылки макроэкономического планирования. Макроэкономическое планирование есть научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно - следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования. В планировании можно выделить три стороны. 1. Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы общественного воспроизводства, то есть объекта планирования. 2. Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования, то есть инструментов познания и активного воздействия на социально-экономические процессы. Под методологией планирования понимается система функций, принципов, показателей, методик и методов обоснования плановых решений, а также логика планирования. 3. Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, то есть субъекта планирования. Основные задачи макроэкономического планирования: 1) определение общественных потребностей; 2) выявление необходимых для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 3) обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями; 4) обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производства, между экономическими районами страны; 5) повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных результатов экономической деятельности. Предпосылки, обусловившие необходимость макроэкономического планирования. 1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т.п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики 2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например, оборона, фундаментальная наука, образование и т.п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование. 3. Преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например, инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.). 4. Резко возросшая интеграция национальной экономики, которая приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое)планирование. 5. В современных условиях макроэкономическое планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики. 6. Необходимость решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т.п. В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать следующие: 1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики. 2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики. 3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации. 4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений. Функции и принципы макроэкономического планирования. Основные функции макроэкономического планирования. 1. Обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики. 2. Обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста. 3. Обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого. 4. Установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике. 5. Обеспечение и поддержание долговременной конкурентоспособности национальной экономики. 6.Обеспечение устойчивого развития национальной экономики. Объектом макроэкономического планирования является расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз, или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства, как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики. Стратегической целью макроэкономического планирования является обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты. Принципы планирования - это основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки планов. Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях различных авторов, может быть изложен в виде следующего перечня. 1. Научность — означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии. 2. Целенаправленность — обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности. 3. Социальность — при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения. 4. Комплексность — означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности. 5. Системность — означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности. 6. Адаптивность — возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей. 7. Вариантность — означает, что при разработке планов и программ развития национальной экономики необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу. В каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития. 8. Эффективность — понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах. 9. Минимизация риска — означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана. 10. Баланс интересов — это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов. 11. Легитимность — это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления. 12. Демократичность — означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов. 13. Профессионализм — обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике. 14. Принцип «первого руководителя» — означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны. 15. Принцип инновационности — означает использование в процессе планирования современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования. Качество разрабатываемых планов социально-экономического развития зависит от ряда условий, важнейшими среди которых являются: 1) степень обеспеченности (высокая, ограниченная, нестабильная) материальными, природными, научно-техническими, финансовыми, интеллектуальными и иными ресурсами; 2) уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, вида производства (наличие конкурентных преимуществ, недостаточная или низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке, на различных видах внешних рынков); 3) соотношение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования и возможности его оптимизации; 4) особенности соотношений роли рыночных и нерыночных (государственных, общественных и др.) институтов; 5) наличие и характер комплекса инструментов, используемых на разных этапах планирования, что также является одним из существенных условий успешного процесса разработки планов. Методы макроэкономического планирования. Методы планирования - это совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. Наиболее распространенными методами планирования являются. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|