ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Значение нормативного метода.1. Выполняет расчетную функцию планирования, т.к. служит количественной мерой связи объективных экономических категорий и соответствующих им показателей (деньги и размер денежной эмиссии, налоги и научно-обоснованные ставки налогообложения и т.д. Метод моделирования – воспроизведение характеристик экономического объекта на искусственном объекте (модели), специально созданном для его изучения. Моделирование является наиболее распространенным методом планирования. Примером модели в планировании является модель Леонтьева. Модель Леонтьева. Данная модель строится на основе установления зависимости между производственными затратами и объемом производства. Она показывает условия межотраслевых пропорций, обеспечивающих равновесие на всех товарных рынках. Yi = ∑aij х yj + xi, где Yi, yj - объемы производства в отраслях j и i, соответственно; xi - величина продукта i –й отрасли, направляющегося на конечное потребление. Связующим звеном между целью и средствами её достижения выступают комплексные программы, которые составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Целевые комплексные программы ЦКП по содержанию подразделяются на ряд видов: 1) социально-экономические программы (повышение уровня жизни населения, занятости и др.); 2) научно-технические программы; 3) производственно-экономические программы (повышение эффективности производства, модернизация производства, развитие новых видов производства); 4) территориальные программы (комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование новых территориально-производственных комплексов и др.); 5) экологические программы; 6) организационно-хозяйственные программы (комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации управления экономикой). Плановые показатели. Представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме подразделяются на следующие виды: 1) количественные и качественные; 2) натуральные и стоимостные; 3) абсолютные и относительные; 4) утверждаемые; 5) индикативные и расчётные; 6) синтетические и индивидуальные. С развитием экономики система показателей должна изменяться и совершенствоваться и соответствовать этапу развития хозяйственной системы. Директивное, индикативное и стратегическое планирование. По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным и стратегическим. Директивное планирование Возможно в том случае, собственником средств производства является государство. План воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона. Директивные планы, широко практиковавшиеся в СССР, имели адресный характер. Они были обязательны для исполнителя. При этом участие исполнителя в формировании плана являлось ограниченным. В рыночных условиях директивные планы в своем традиционном виде практически не находят применения. Методы директивного планирования трансформировались в новые формы. Примерами тому могут служить планы по закупкам товаров для государственных нужд, планы развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий и др. Индикативное планирование характеризуется тем, что цели социально-экономического развития определены в виде конкретных параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается специально разработанными, преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия на поведение участников рыночных отношений. Основными индикаторами планирования являются: 1) характеристики темпов роста, изменения структуры и эффективности экономики, развития внешнеэкономических связей; 2) показатели динамики финансовой системы и денежного обращения, развития рынка ценных бумаг, движения цен; 3) показатели изменения занятости и уровня жизни населения, развития социальной сферы и т. д. Для хозяйствующих субъектов показатели государственного индикативного плана имеют лишь рекомендательный характер. Государство стимулирует реализацию задач индикативного плана методами косвенного воздействия через систему налогообложения, кредитования, с помощью субсидий, размещения государственных заказов и др. Таким образом, индикативный план является, по существу, планом-прогнозом. Для составления индикативного плана требуется проведение информационно-аналитической работы, результаты которой позволяют оценить стартовый потенциал, характер влияния внутренних и внешних факторов, сформировать сценарий развития в будущем, определить количественные значения индикаторов на плановый период. Этот процесс требует использования достаточно сложного научно-методического аппарата, в нем интегрированы исследования, относящиеся к разным направлениям экономического анализа. В рамках существующей структуры органов исполнительной власти организовать подобную работу достаточно сложно.
В этих условиях необходимо искать методы совершенствования индикативного планирования. Одним из таких методов является система контроллинга. Контроллинг - это инструмент планирования и учёта состояния дел для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации. Действительно, такие свойства контроллинга, как гибкость, адаптивность, способность собрать воедино разнородные элементы экономической системы, в наибольшей мере соответствуют сущности индикативного планирования. Кроме разграничения директивного и индикативного планирования, широко применяется классификация планов по следующим критериям: 1) по временному горизонту планирования: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие); 2) по кругу решаемых проблем: стратегические, тактические. Традиционное разграничение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов соответствует такой направленности управленческой деятельности, в которой сочетается решение текущих задач с одновременным созданием предпосылок для достижения крупномасштабных целей в будущем. Существуют принципиальные различия в содержании и способах формирования плановых значений числовых показателей в условиях долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдалённую перспективу. Стратегическое планирование состоит в определении долгосрочных основополагающих целей и приоритетов развития национальной экономики, установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов. В практике государственного управления экономикой России в настоящее время представлены лишь отдельные элементы стратегического планирования. Тактическое (оперативное) планирование распространяется на частные вопросы, решение которых необходимо для достижения стратегических целей. Оно осуществляется в форме разработки краткосрочных планов развития конкретных элементов социальной инфраструктуры, отдельных аспектов развития экономических систем. При разработке планов, относящихся к разным уровням экономики, важным условием является их согласование. Необходимость согласования федерального и территориального аспектов планирования и прогнозирования развития экономики вытекает из того, что экономика России - не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимосвязей, и входящий в систему мирохозяйственных связей. В отраслевом аспекте актуальным является дифференцированный подход к планированию. Прежде всего, речь идет о таких сферах, как космические исследования, сырьевой и аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, область высоких технологий, фундаментальная наука, образование, здравоохранение. Главная проблема заключается в том, что существенно различаются, а подчас и трудно совместимы цели развития указанных сфер. Таким образом, государственное планирование социально-экономического развития сопряжено с необходимостью взаимного согласования интересов разных сторон общественной жизни и обоснования выбора приоритетных задач. Типовые разделы макроэкономического плана: 1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние; 2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты; 3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей; 4) направления социального развития общества, социальная защита населения; 5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение; 6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры; 7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов. В системе макроэкономического планирования определяющее значение имеет государственный заказ. Это - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции. Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается: 1) договорной ценой; 2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором; 3) льготами по налогу на прибыль; 4) гарантией реализации произведенной продукции. В современных условиях существует необходимость переосмысления исторического опыта централизованного, системного управления экономикой на основе использования различных методологий, моделей и методов организации планирования и регулирования. Практика хозяйствования показывает, что плановые и рыночные механизмы не противоречат друг другу, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и объединяются в целостную и динамичную систему управления, адекватную определенному этапу развития экономики и общества в целом. В соответствии с этим выводом следует осуществить корректировку стратегии и тактики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики и прежде всего макроэкономического планирования. Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование имеет различный уровень развития в разных странах. От практически законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики в отдельных странах. Мировая практика социально-экономического развития дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая макроэкономическое планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе формирования постиндустриальной экономики, основными признаками которой являются: · всеобщая информационная обеспеченность; · высокая наукоёмкость продукции; · международная интеграция и глобализация; · формирование единого экономического пространства; · социальная ориентация экономики.
Тема 5. Информационное обеспечение макроэкономического планирования и прогнозирования. План 1. Основные типы и виды информации. 2. Источники получения информации. 3. Методы получения информации. 4.Верификация (проверка достоверности) полученной информации и прогнозных и плановых решений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|