Значение нормативного метода.
1. Выполняет расчетную функцию планирования, т.к. служит количественной мерой связи объективных экономических категорий и соответствующих им показателей (деньги и размер денежной эмиссии, налоги и научно-обоснованные ставки
налогообложения и т.д. 2. Выполняет лимитирующую функцию планирования за счет установления пределов в использовании экономических ресурсов (МРОТ, норматив предельных выбросов в атмосферу, норматив предельного уровня дефицита бюджета и т.п.). 3. Выполняет регулирующую функцию планирования за счет установления порядка финансовых взаимоотношений субъектов национальной экономики с бюджетом (норматив отчисления от прибыли, дохода, амортизации ит.п.).
Метод моделирования – воспроизведение характеристик экономического объекта на искусственном объекте (модели), специально созданном для его изучения.
Моделирование является наиболее распространенным методом планирования. Примером модели в планировании является модель Леонтьева.
Модель Леонтьева.
Данная модель строится на основе установления зависимости между производственными затратами и объемом производства. Она показывает условия межотраслевых пропорций, обеспечивающих равновесие на всех товарных рынках.
Yi = ∑aij х yj + xi, где
Yi, yj - объемы производства в отраслях j и i, соответственно; aij - коэффициент прямых затрат, показывающий количество продукта i, затраченного на производство единицы продукта j
xi - величина продукта i –й отрасли, направляющегося на конечное потребление. Программно-целевой метод -предполагает разработку целевых комплексных программ. Он предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач. Его сущность состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства.
Связующим звеном между целью и средствами её достижения выступают комплексные программы, которые составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления.
Целевые комплексные программы ЦКП по содержанию подразделяются на ряд видов:
1) социально-экономические программы (повышение уровня жизни населения, занятости и др.);
2) научно-технические программы;
3) производственно-экономические программы (повышение эффективности производства, модернизация производства, развитие новых видов производства);
4) территориальные программы (комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование новых территориально-производственных комплексов и др.);
5) экологические программы;
6) организационно-хозяйственные программы (комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации управления экономикой).
Плановые показатели.
Представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме подразделяются на следующие виды:
1) количественные и качественные;
2) натуральные и стоимостные;
3) абсолютные и относительные;
4) утверждаемые;
5) индикативные и расчётные;
6) синтетические и индивидуальные.
С развитием экономики система показателей должна изменяться и совершенствоваться и соответствовать этапу развития хозяйственной системы.
Директивное, индикативное и стратегическое планирование.
По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным и стратегическим.
Директивное планирование
Возможно в том случае, собственником средств производства является государство. План воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона. Директивные планы, широко практиковавшиеся в СССР, имели адресный характер. Они были обязательны для исполнителя. При этом участие исполнителя в формировании плана являлось ограниченным. В рыночных условиях директивные планы в своем традиционном виде практически не находят применения. Методы директивного планирования трансформировались в новые формы. Примерами тому могут служить планы по закупкам товаров для государственных нужд, планы развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий и др.
Индикативное планирование характеризуется тем, что цели социально-экономического развития определены в виде конкретных параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается специально разработанными, преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия на поведение участников рыночных отношений. Основными индикаторами планирования являются: 1) характеристики темпов роста, изменения структуры и эффективности экономики, развития внешнеэкономических связей; 2) показатели динамики финансовой системы и денежного обращения, развития рынка ценных бумаг, движения цен; 3) показатели изменения занятости и уровня жизни населения, развития социальной сферы и т. д.
Для хозяйствующих субъектов показатели государственного индикативного плана имеют лишь рекомендательный характер. Государство стимулирует реализацию задач индикативного плана методами косвенного воздействия через систему налогообложения, кредитования, с помощью субсидий, размещения государственных заказов и др. Таким образом, индикативный план является, по существу, планом-прогнозом.
Для составления индикативного плана требуется проведение информационно-аналитической работы, результаты которой позволяют оценить стартовый потенциал, характер влияния внутренних и внешних факторов, сформировать сценарий развития в будущем, определить количественные значения индикаторов на плановый период. Этот процесс требует использования достаточно сложного научно-методического аппарата, в нем интегрированы исследования, относящиеся к разным направлениям экономического анализа. В рамках существующей структуры органов исполнительной власти организовать подобную работу достаточно сложно.
В этих условиях необходимо искать методы совершенствования индикативного планирования. Одним из таких методов является система контроллинга. Контроллинг - это инструмент планирования и учёта состояния дел для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации. Действительно, такие свойства контроллинга, как гибкость, адаптивность, способность собрать воедино разнородные элементы экономической системы, в наибольшей мере соответствуют сущности индикативного планирования.
Кроме разграничения директивного и индикативного планирования, широко применяется классификация планов по следующим критериям: 1) по временному горизонту планирования: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие); 2) по кругу решаемых проблем: стратегические, тактические.
Традиционное разграничение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов соответствует такой направленности управленческой деятельности, в которой сочетается решение текущих задач с одновременным созданием предпосылок для достижения крупномасштабных целей в будущем. Существуют принципиальные различия в содержании и способах формирования плановых значений числовых показателей в условиях долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдалённую перспективу.
Стратегическое планирование состоит в определении долгосрочных основополагающих целей и приоритетов развития национальной экономики, установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов.
В практике государственного управления экономикой России в настоящее время представлены лишь отдельные элементы стратегического планирования.
Тактическое (оперативное) планирование распространяется на частные вопросы, решение которых необходимо для достижения стратегических целей. Оно осуществляется в форме разработки краткосрочных планов развития конкретных элементов социальной инфраструктуры, отдельных аспектов развития экономических систем.
При разработке планов, относящихся к разным уровням экономики, важным условием является их согласование. Необходимость согласования федерального и территориального аспектов планирования и прогнозирования развития экономики вытекает из того, что экономика России - не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимосвязей, и входящий в систему мирохозяйственных связей. В отраслевом аспекте актуальным является дифференцированный подход к планированию. Прежде всего, речь идет о таких сферах, как космические исследования, сырьевой и аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, область высоких технологий, фундаментальная наука, образование, здравоохранение. Главная проблема заключается в том, что существенно различаются, а подчас и трудно совместимы цели развития указанных сфер. Таким образом, государственное планирование социально-экономического развития сопряжено с необходимостью взаимного согласования интересов разных сторон общественной жизни и обоснования выбора приоритетных задач.
Типовые разделы макроэкономического плана:
1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние;
2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты;
3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей;
4) направления социального развития общества, социальная защита населения;
5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение;
6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры;
7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов.
В системе макроэкономического планирования определяющее значение имеет государственный заказ. Это - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции.
Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается:
1) договорной ценой;
2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором;
3) льготами по налогу на прибыль;
4) гарантией реализации произведенной продукции.
В современных условиях существует необходимость переосмысления исторического опыта централизованного, системного управления экономикой на основе использования различных методологий, моделей и методов организации планирования и регулирования. Практика хозяйствования показывает, что плановые и рыночные механизмы не противоречат друг другу, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и объединяются в целостную и динамичную систему управления, адекватную определенному этапу развития экономики и общества в целом. В соответствии с этим выводом следует осуществить корректировку стратегии и тактики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики и прежде всего макроэкономического планирования. Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование имеет различный уровень развития в разных странах. От практически законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики в отдельных странах.
Мировая практика социально-экономического развития дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая макроэкономическое планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе формирования постиндустриальной экономики, основными признаками которой являются:
· всеобщая информационная обеспеченность;
· высокая наукоёмкость продукции;
· международная интеграция и глобализация;
· формирование единого экономического пространства;
· социальная ориентация экономики.
Тема 5. Информационное обеспечение макроэкономического планирования и прогнозирования.
План
1. Основные типы и виды информации.
2. Источники получения информации.
3. Методы получения информации.
4.Верификация (проверка достоверности) полученной информации и прогнозных и плановых решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|