Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ




Т. Н. Мартынова

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебное пособие

 

 

Кемерово

УДК 316

ББК С556.7я73

М 29

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

 

Рецензенты:

зав. кафедрой психологии образования и педагогики

Томского государственного университета,

д. псих. н., профессор О. М. Краснорядцева;

зав. кафедрой социальной педагогики

Кемеровского университета культуры и искусств,

к. пед. н., доцент Л. И. Лазарева

 

 

М 29 Мартынова, Т. Н. Гендерные аспекты социальной работы:Учебное пособие /Т. Н. Мартынова: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 96 с.

 

ISBN …………………..

 

 

Учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических аспектов гендерных исследований. В пособии рассматриваются основы гендерно ориентированного подхода к анализу социальной политики и к практике социальной работы, позволяющего дифференцировано рассматривать проблемы, обусловленные различиями социального положения женщин и мужчин в обществе.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 040100 и специальности 040101 «Социальная работа». Материалы пособия могут быть полезны широкому кругу специалистов, научным работникам, преподавателям, магистрам, аспирантам и всем тем, кто заинтересован в разрешении гендерных проблем социальной защиты населения.

 

ББК С556.7я73

 

© Мартынова, Т. Н., 2009

ISBN © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2009
   

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….
1. ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ…………
2. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА………………………………………………..
3. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………….......................................................
4. ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ....................
5. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ……………………………………………………..
  Дополнительные материалы для самостоятельной работы  
  Примерная тематика реферативных работ…………………
  Словарь гендерных терминов………………………………
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
  ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..
     

ВВЕДЕНИЕ

 

 

XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.

Происходит явное ослабление поляризации мужских и женских ролей, распределение труда теряет былую жесткость и нормативность, меняется содержание понятий «женственность» и «мужественность».

Изменяется роль женщин в современном мире: в социальном управлении, науке, медицине, воспитании, культуре и искусстве. Важнейшим структурным компонентом трудовых ресурсов становится женская часть социума. Профессиональная деятельность женщин оказывает существенное влияние на рост экономики и национального дохода ведущих стран мира. Расширение сферы личной свободы не только открывает перед обществом новые возможности, но и создает новые проблемы.

Программа развития ООН (ПР ООН) за 1999 подчеркивала значительное усиление гендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах в России в ходе осуществляющихся трансформационных процессов. Это проявляется в сужении доступа женщин в сферу оплачиваемой занятости, сокращении их доли в законодательных органах власти, традиционном распределении социальных ролей в семье, общей феминизации бедности, возрождении домостроевских взглядов на роль женщины в обществе.

Динамика социального развития последних десятилетий, стремительные изменения, происходящие во всех областях социальной жизни общества, заставляют по-иному подойти к проблеме взаимодействия полов.

В условиях коренной трансформации политической и экономической системы общества к существующим проблемам в жизнедеятельности женщин и мужчин, прибавились новые, отражающие фактическое неравенство женщин в основных сферах жизнедеятельности. Это чрезмерная трудовая нагрузка, как на производстве, так и в быту; ухудшение условий труда; материальное неблагополучие неполных семей, возглавляемых женщинами; женская безработица; незначительное представительство женщин в органах законодательной и исполнительной власти, особенно в высших ее эшелонах; распространение асоциальных форм поведения и насилия в семье, обществе и др.

Международными организациями, включая Организацию Объединенных Наций и Совет Европы, приняты документы, направленные на обеспечение равных прав, воспитание толерантности и взаимного уважения по отношению к людям на принципах отказа от дискриминации по признакам пола, возраста, расы, инвалидности, сексуальной ориентации. В то же время во многих современных обществах по-прежнему распространены явления ксенофобии, расизма, гомофобии по отношению к людям, отличающимся от большинства, причем социокультурные механизмы формирования различных видов социальной нетерпимости имеют между собой много общего.

Мужчина и женщина – два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью в области социально-гуманитарных наук. При этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Необходимо отметить, что в России гендерную проблематику в последние годы наиболее интенсивно осваивают гуманитарные и социальные дисциплины.

Вопросы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники, – они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными социальными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека.

Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются.

Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства.

От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном или на структурном уровне, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития.

Специфика подготовки специалистов по социальной работе предполагает детальное ознакомление с гендерными аспектами социальной защиты отдельных категорий граждан, феминистскими принципами социальной работы.

Учебное пособие составлено в соответствии со структурой учебного курса «Гендерология и феминология». Особое внимание уделено теоретико-методологическим аспектам гендерных исследований, приведены основные понятия и термины гендерной теории. Подробно раскрывается проблема равных прав и возможностей, особенности и причины гендерного неравенства полов в современном обществе.

В учебном пособии рассматриваются вопросы формирования гендерной политики Российской Федерации и степень ее практической реализации. Анализируются гендерные проблемы в сфере социальной защиты населения, роль и значимость профессиональной социальной работы в обеспечении комплекса государственных социальных гарантий и услуг, равных возможностей для реализации прав граждан независимо от пола.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 040100 и специальности 040101 «Социальная работа». Материалы пособия могут быть полезны специалистам социальной сферы, аспирантам и всем тем, кто интересуется гендерной проблематикой.

 

Глава 1. ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала в стране, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным принципом (ст. 19): «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». По определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) ныне выступают как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Мощная волна женского движения на Западе конца 60-х – начала 70-х годов дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными. Понятие «гендер» – многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями, стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания – «гендерные исследования».

?Гендерные исследования (Gender Studies) – междисциплинарная исследовательская практика, реализующая эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования.

В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях знания. Основные причины и факторы, обусловившие становление и развитие гендерных исследований в России, были связаны как с социальными изменениями в российском обществе, так и с развитием социальной и гуманитарной наук.

В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Толкование понятия «гендер» терминологически оформилось в процессе развития теории феминизма, женских, а затем и собственно гендерных исследований. На разных этапах развития гендерных исследований оно приобретало то или иное содержательное наполнение в зависимости от того, сторонником каких теорий является тот или иной автор.

Представление о гендере как социальных проявлениях принадлежности к полу («социальный пол») было введенов научную лексику в 1963 году психоаналитиком Робертом Столлером с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке.

Р. Столлер считал, что изучение пола (англ. – sex) является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. – gender) – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа социокультурных и культурно-исторических явлений. В его концепции гендер формулируется как совокупность норм, поведение и позиции, которые ассоциируются с людьми различных полов. В результате своих исследований, проводимых с гермафродитами и транссексуалами, он пришел к выводу, что человеку гораздо легче поменять биологический пол, чем поменять гендерную ориентацию.

Введения понятия «гендер» было подготовлено работами М. Мид по этнографии еще в 30-х гг. ХХ века. Исследование «Пол и темперамент в трех примитивных сообществах» (1935) сейчас признано основой для формирования гендерного подхода и исследований. Оно подготовило почву для развенчания мифа о маскулинных и феминных особенностях поведения как естественном следствии половых различий.

Необходимость методологического отделения пола (биологического) от гендера (социального) определялась несколькими причинами: во-первых, распространенным мнение о том, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологически, т. е. половых различий; во-вторых, стремлением проанализировать, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза); в-третьих, пониманием того, что социально больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное значение гендерного подхода: изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не гендерных предписаний и стереотипов.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления и анализа социальных процессов.

В биологическом смысле пол– это термин, который обозначает совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.

Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.[1]

Термин «гендер» относится к социальным различиям между женщинами и мужчинами на протяжении всего их жизненного цикла; социальные различия усваиваются через обучение и, будучи глубоко укоренившимися в каждой культуре, тем не менее меняются со временем и широко варьируются как внутри, так и между культурами. Понятие «гендер» определяет роли, власть и ресурсы, которыми обладают женщины и мужчины в любой культуре.

Гендер –(анг. – род, чаще всего грамматический) – понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

По Э. Гидденсу, разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании и др.).

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории).[2]

К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся:

- теория социального конструирования гендера;

- понимание гендера как стратификационной категории;

- интерпретация гендера как культурного символа.

Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называют такие, где это понятие используется как синоним термина пол или термина социополовая роль. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях (т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее), а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов.

Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или опросы на тему: «Может ли женщина быть политиком?». При такой позиции результаты исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.

Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры.

Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений.

Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.

Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний – то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/феминным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями – природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют феминность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Большой вклад в развитие гендерной теории внесли последователи Р. Столлера в психологии: психоэндокринологи Дж. Мани и Анке Эрхард, показавшие всемогущество эффекта социализации именно на примере обретения половой идентичности; сторонники концепции Э. Маккоби об отсутствии фундаментальных психо-биологических различий, которые бы могли определить всю жизнь человека как мужчины или как женщины; приверженцы концепций гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса с их признанием права каждого человека быть самим собой, сохранять и пестовать свою уникальность, неповто­римость, не подстраиваться под других, иметь свободу выбора решений и ответственность за этот выбор.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

В самом общем виде выделяют три парадигмы, дающие определение и трактовку понятию «гендep»: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и объективного образа, содержание которого определяется социокультурньми факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования. Классическая парадигма трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Гендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологическо пола, как социальная «надстройка» пола. В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция гендера, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины обладают преимущественно экспрессивными личностными характеристиками, тогда как мужчины – инструментальными. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе представляет следующем виде: биологический пол – это данность, а гендер – это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности, согласно этой методологической парадигме, заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, в его воспроизводстве и укреплении.[3]

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и постоянному поиску биологических коррелятов для социально-психологических данных, причем биологические факторы рассматриваются как причина наблюдаемых различий и основа для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности характеризуется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода принято думать, что люди произвольно конструируют образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер ока­зывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочи­вающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие «гендерная схема» было введено американской исследовательницей С. Л. Бем. В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы межличностно­го взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культур­ных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выра­женную «гендерную схематичность», потому что во всем по­лагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точно­му воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим, из разных гендерных схем.[4]

В модернистской парадигме гендер выступает и как осо­бый социальный институт, обеспечивающий функционирова­ние отношений власти в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер.[5]

С позиций социального конструирования гендера и пол, и гендер являются достижимыми социальными статусами. Так же как раса, этническая принадлежность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культу­рой и социумом. Жизнь каждого человека с самого рождения формируют социокультурные нормы и правила. В своей со­вместной работе Д. Лорбер и С. Фаррелл (2000) подчеркива­ют, что, хотя некоторые общества являются расово и этниче­ски гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в тендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с мо­мента рождения, как только пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «созда­ют гендер», реализуя принцип половой дифференциации.[6]

Даже во взрослый период жизни, когда гендерный статус стабилен, мы привычным образом моделируем гендер в каж­дой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня (Лорбер, Фаррелл, 2000). Как считают К. Уэст и Д. Зиммерман, будучи социальным стату­сом, гендер фундаментален, институционализирован и по­стоянен, и, тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, тут всегда существует потенциал изменений.[7]

Применительно к личности гендер включает в себя сле­дующие компоненты:

· категория пола – принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;

· гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными по­лу социальными функциями и статусом;

· гендерный брачный статус – осуществление или неосу­ществление предписанного типа ухаживания, репродук­тивного поведения и родительских ролей;

· сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, соответствующих практики и идентичности;

· гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

· гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

· гендерные убеждения – принятие господствующей в обществе гендерной идеологии или сопротивление ей;

· гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством оде­жды, косметики, украшений, телесных маркеров (при­дание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Гендер личности в рамках модернистского подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанав­ливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе.

В рамках модернистского подхода существует и третье оп­ределение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о ба­зовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Г. Гарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречаю­щихся практик социального взаимодействия, где требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что люди демонстрируют в процессе межличност­ной коммуникации, структурируя его в соответствии с конвенциальными моделями взаимодействия. Любое взаимодей­ствие включает в себя параметр отношений власти, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендерные различия отра­жают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов.

Концепции социального конструктивизма получили даль­нейшее развитие в постмодернистском подходе. Постмодернистская парадигма отказывается от двойст­венной интерпретации пола как одновременно биологическо­го и социального феномена. Ее суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая припи­сывается биологическому организму на основании произ­вольно выделяемых критериев. Биологический пол как объ­ективный феномен не существует: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основа­нии которых мы делим людей на мужчин и женщин, являют­ся произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании различия репродуктивных систем. Гендер и пол оказываются разными спо­собами репрезентации сексуальности личности посредством, социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образо­вания, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В ев­ропейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и на ка­тегоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также научных представлений о поле/гендере. В этом смысле гендер никогда не является статическим про­дуктом культуры: он есть динамический результат постоянно­го обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и связан­ной с этим дискурсом социальной перцепции индивидуаль­но-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, то и определяет, каковым он является.

Таким образом, понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.[8]

С помощью гендера как социальной категории устанав­ливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

Понятия, используемые в теме: гендер, гендерная система, гендерная идентичность, гендерные исследования, гендерный подход, классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы, пол (биологический).

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково содержание понятий «пол» и «гендер»? Как взаимосвязаны эти категории?

2. Как формулируется понятие «гендер» в рамках классической (традиционной), модернистской и постмодернистской научных парадигм?

3. В чем актуальность гендерных исследований в современной науке и социальной практике?

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных