Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ




 

 

На рубеже 80-90-х годов в России начались политические и экономические преобразования, связанные с изменением форм собственности, переходом от советской, командно-административной системы общественного устройства к правовому, демократическому государству. Так, во всяком случае, определяли цели этих преобразований официальные документы и официальные лица.

Реформы изменили позиции мужчин женщин в обществе, в чем-то повысив, а в чем-то понизив их шансы прожить полноценную жизнь в качестве граждан своей страны.

В период экономических потрясений или политических реформ женщины и мужчины вынуждены сталкиваться с гендерно обусловленными рисками. В этих усло­виях объективно необходимо совершенство­вание системы социальной защиты уязвимых групп населения. При разработке мер социальной защиты особенно важно принимать во внимание разную степень риска и уязвимости, связанную с гендерными различиями. Чтобы защитить и мужчин, и женщин, программы социальной защиты должны учитывать факторы, которые приводят к перекосам гендерного характера.

Специалисты по социальной работе современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола зачастую игнорируются.

Специфика профессиональной деятельности специалистов по социальной работе предполагает детальное ознакомление с гендерными проблемами и гендерными аспектами социальной защиты отдельных категорий граждан, феминистскими принципами социальной работы.

Гендерная проблематика наиболее явно выражена в следующих сферах жизнедеятельности общества:

в сфере занятости – соотношение женщин и мужчин по отраслям производства, вбизнесе, в социальной сфере, гендерные различия в оплате труда, новые рабочие места для мужчин и женщин, занятость замужних женщин и др.;

в сфере образования – доступность образования для юношей и девушек, гендерные различия в профессиональном образовании, в сфере науки и др.;

в сфере здравоохранения – гендерный анализ уровня заболеваемости населения, продолжительность жизни мужчин и женщин, группы риска, репродуктивное поведение граждан, система охраны здоровья родителей и детей и др.;

в сфере пенсионного обеспечения – гендерные различия в уровне жизни и размере пенсий лиц пожилого возраста, гендерные аспекты пенсионной реформы и др.;

в сфере семейно-брачных отношений – государственная семейная политика, материнское и родительское право, формы социальной поддержки молодых семей и др.

С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники: бедностью, наркоманией, вопросами охраны детства, безработицей, жилищными или молодежными проблемами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием – так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными социальными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека.

От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития.

Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства.

Профессиональная деятельность социального работника в значительной степени сложная и ответственная область профессиональной деятельности, требующая соответствующего образования и профессионализма. В своей работе социальному работнику приходится соприкасаться с закрытыми от посторонних, интимными сторонами жизни человека.

Осознавая, что в процессе взаимодействия происходит взаимное влияние и клиент находится в уязвимом положении, социальный работник строго придерживается этических принципов.

Согласно этическому кодексу социальной работы, социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, убеждений, половой принадлежности и сексуальной ориентации, психических или физических недостатков, чтобы расширить личностные возможности всех людей, с особым вниманием относясь к тем, кто испытывает трудности и проблемы.

Основополагающий этический принцип «уважение» обусловливает обязательный нондискриминационный подход. Д. Дэйвис обращает внимание на то, что «работа с людьми, к которым специалист не может отнестись с достаточным уважением и чья система ценностей противоречит его собственной, является проявлением профессиональной некомпетентности».[26]

Принципы нондискриминации предполагают конструктивное взаимодействие социального работника и клиента, активизацию его возможностей и ресурсов. При этом очевидно, что личность социального работника является важной составляющей процесса работы.

Наиболее разработаны нондискриминационные принципы в феминистской социальной работе. Феминистская социальная работа ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства.

При анализе гендерных аспектов ситуации в современном российском обществе внимание исследователей сосредотачивается обычно лишь на таких основных направлениях как:

1) анализ положения женщин на рынке труда и проблемы дискриминации по половому признаку в сфере занятости;

2) анализ имущественного положения неполных семей с детьми и одиноких пожилых женщин;

3) общие проблемы динамики благосостояния населения России и его отдельных слоев в период реформ, где гендерный аспект является одним из составных элементов анализа в рамках более широкой проблематики.

В преамбуле документа «Гендерная стратегия Российской Федерации»[27] отмечается, что отрасли с преобладание женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли в преобладание мужского труда. Имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей. Сохраняется значительных гендерных дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами и т. д.[28]

Отчетливее всего неравенство шансов мужчин и женщин обнаруживается в двух сферах - сфере труда и занятости, а также - сфере политики, управления государством и обществом.

Современное гендерное неравенство в сфере труда и занятости базируется прежде всего на экономической основе.

Н. М. Римашевская, приводя данные статистики, отмечает, что 33 % работающего населения в 2004 г. получало заработную плату ниже прожиточного минимума. В эту группу относятся половина работников отрасли культуры и искусства; в образовании, легкой промышленности, торговле и общественном питании их более 40%; 75% – в сельском хозяйстве. В то же время известно, что доля женщин, занятых в культуре и искусстве – 70%, в образовании – 81%, в торговле и общественном питании – 62%. Таким образом, основную часть низкооплачиваемых работников, если соединить эти два аспекта, составляют женщины. Можно считать, что почти 22 млн. занятых женщин имеют заработок ниже прожиточного минимума. Низкий уровень доходов женщин по сравнению с мужчинами ведет к феминизации бедности.[29]

В России уровень образования работающих женщин выше, чем у мужчин. Среди занятых в экономике высшее профессиональное образование имеют 22% женщин и лишь 18% мужчин. Тем не менее, у женщин гораздо меньше шансов, чем у мужчин, продвинуться по карьерной лестнице.Профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях народного хозяйства ниже, чем у мужчин. Удельный вес женщин - руководителей предприятий и организаций не превышает в целом в различных отраслях экономики 6-9%. Тенденция к вытеснению женщин с этих позиций с 90-х годов ХХ века только усиливается.

В профессиональной сфере при равной с мужчинами занятости и номинально равной заработной плате женщины решают чисто технические, второстепенные профессиональные задачи и получают положенные оклады в отличие от мужчин, оплата труда которых чаще сопровождается еще различного рода надбавками. В социальной сфере за женщинами всегда сохранялись (и сохраняются) функции ведения домашнего хозяйства и воспитания детей при равной профессиональной занятости с мужчинами и равной с ними продолжительности рабочего дня. Это несколько компенсировалось государственными гарантиями бесплатного дошкольного воспитания детей и школьного образования, бесплатного медицинского обслуживания, получения некоторых продуктов в столах заказов и т. д.

Изменение численности и структуры занятости по полу является наиболее общей характеристикой рынка труда. Традиционно при рассмотрении вопросов женской занятости, первостепенное внимание уделялось таким проблемам, как плохие условия труда, профессиональная и отраслевая сегрегация женщин, более низкая, по сравнению с мужчинами, оплата труда, ограниченные возможности квалификационного, и должностного роста и др.

В современных условиях в связи с экономическим кризисом и безработицей уже не проблема оплаты труда и качества рабочих мест, а сама возможность иметь оплачиваемую работу становится для женщин основным вопросом, от которого зависит благосостояние, а часто и выживание их семей.

Так, в 1994 году, в сфере труда проявление асимметричного воздействия социально-экономической трансформации заключалось в превышении численности безработных женщин над численностью безработных мужчин (53,7 и 46,3%), особенно среди официально зарегистрированных безработных.[30]

Положение мужчин на рынке труда все эти годы было более устойчивым. Сокращение спроса на рабочую силу под воздействием таких макроэкономических обстоятельств, как структурная перестройка экономики, спад производства, инфляция сказывалось в первую очередь на работающих женщинах.

Все эти годы на рынке труда прослеживается совершенно четкая закономерность: мужчины вытесняют женщин не с тяжелых и вредных производств, а с хорошо оплачиваемых, перспективных должностей.

В общем числе предпринимателей доля женщин составляет около 30%. Женский бизнес ориентирован в основном на сферы традиционной женской занятости - розничную торговлю, здравоохранение, культуру, науку.

На развитии малого бизнеса сказывается отсутствие хорошей законодательной базы для развития своего дела, неустойчивость и нестабильность общей социально-политической ситуации в России. Однако женщины-предприниматели сталкиваются не только с этими барьерами, которые в принципе тормозят динамику предпринимательства в стране. На их деятельность всерьез воздействуют еще и факторы социально-психологического характера. Традиционные стереотипы массового сознания на роль женщин в семье и обществе, ограничивают конкурентоспособность женщин в сфере бизнеса, разрушительно воздействуют на их семейные отношения, когда они добиваются первых серьезных успехов.

Меньше экономических возможностей имеют неполные семьи. Высокий уровень разводов, рост числа внебрачных детей, рост вдовства вследствие высокой смертности мужчин, снижение числа повторных браков – все эти факторы увеличивают долю неполных семей в обществе и вероятность бедности.

Заслуживают серьезного внимания различия в потенциале здоровья мужчин и женщин: падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности; отсутствие у населения жизненных установок и мотиваций к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла.

Перед социальной работой как профессией стоит одна из главных задач, связанная с вопросами здоровья, болезни и ограниченных возможностей: раскрыть роль социальной среды и неблагоприятных социальных условий в профилактике болезней, лечении и реабилитации лиц, обслуживаемых организациями здравоохранения.

Гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100% безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты.

Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически не затрагивалась в социальных исследованиях, а на Западе эта тема попадает в поле академической дискуссии в 1980-е гг. под влиянием социальных движений (Oliver; Fin, Asch; Morris; Murphy; Ярская-Смирнова).[31]

Женщины-инвалиды сталкиваются с проблемами, которые имеют иную биологическую и социальную структуру, чем у инвалидов-мужчин. В силу сложившихся стереотипов в обществе, где женщины в принципе подвергаются определенным ограничениям, при равенстве провозглашенных прав и свобод, женщины- инвалиды вдвойне чувствуют себя ущемленными в попытках реализовать свои гражданские и человеческие права. Оказалось, что даже в этой, казалось бы, на первый взгляд однородной социальной группе, женщины неравны мужчинам и подвергаются статусной и экономической дискриминации.

Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И, несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей.

В свою очередь, на пересечении смысловых полей популярных образов маскулинности и инвалидности образуются ролевые несоответствия и формируются конфликтующие идентичности. Именно этот конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, апеллирующей к имиджу инвалидности в поисках метафоры слабости, зависимости, уязвимости, потери мужественности (Shakespeare). Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.

В мире растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в масс-медиа и искусстве, репрезентациям инвалидности как объекта милосердия и благотворительности; в исследованиях, средствах массовой информации и художественной литературе делается акцент на жизненной силе и энергии инвалидов, их индивидуальных, гендерных отличиях, культуре и солидарности, достижениях и биографических ресурсах.

Гендерные проблемы инвалидности ярко проявляются в семьях с детьми-инвалидами и в материнских семьях, где женщина одна воспитывает ребенка или нескольких детей. Как правило, дети-инвалиды нуждаются в постоянной помощи, и мать не имеет возможности работать полный рабочий день или работать вообще. Таких семей в России примерно 600 тысяч. Что касается женщин, одних воспитывающих ребенка или детей, то их чисто составляет 5,4 млн. Эти женщины, как правило, живут на уровне ниже прожиточного минимума.[32]

Исследование, проведенное Всемирной организацией здравоохранения (1990),[33] позволило выявить ведущие причины инвалидности, сокращающие продолжительность жизни женщин и мужчин в возрасте от 15 до 44 лет (Таблица 1).

Таблица 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных