Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развивающее обучение




Первый этап работы в режиме развивающего обучения связан с реализацией деятельностно-практического способа обучения на базе имеющегося учебно-методического оснащения с обеспечением общих процессов развития личности.

Основными задачами первого этапа является:

· исключение средств принуждения в базовых процессах обучения и воспитания, активное внедрение механизмов саморегуляции;

· запрещение репродуктивных действий в процессе обучения, обеспечение собственной учебно-познавательной деятельности школьников;

· сокращение времени на монолог учителя и увеличение времени на речевое взаимодействие школьников;

· исключение субъект-объектных отношений между всеми участниками учебного процесса.

Результатом внедрения средств развивающего обучения должен быть высокий уровень включённости школьников в учебный процесс.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы Дидактические задачи Показатели результативности
1. Проверка итогов предыдущей работы Воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание настроя на освоение нового материала Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала
2. Презентация нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения Осмысление изложенного материала, активные действия учащихся с объектом изучения, демонстрация способов добывания знаний
3. Практика под руководством учителя Установление быстрой обратной связи с целью своевременного устранения ошибок Получение оперативной информации о понимании основных положений нового материала
4. Самостоятель- ная практика учащихся Обеспечение усвоения нового материала на уроке и применения его в изменённой ситуации Активный обмен в дискуссии мнениями, суждениями, выводами по изученному материалу
5. Самоконтроль и самооценка результата Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
6. Подведение итогов занятия Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив последующей работы Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах учения
7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания
8. Специальное повторение Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу в конце недели, месяца, четверти, года Активная деятельность учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей
9. Контроль усвоения знаний учащимися Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция Усвоение базовых знаний и способов их получения, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

 

Второй этап перехода на деятельностную парадигму обучения предполагает использование технологий развивающего обучения.

Реализация контрольно-оценочной деятельности

С целью оценивания не только уровня знаний, но и особенностей развития школьников применять две шкалы оценивания - стандартную и индивидуальную, на основе реализации механизмов самоконтроля и самооценки [3].

 

Классический урок

Типы и примерная структура уроков в зависимости от

основной дидактической цели.

Урок усвоения новых знаний

1. Повторение опорных знаний.

2. Определение темы и цели урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знаний.

4. Упражнения на понимание и запоминание.

5. Самостоятельная работа.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

 

Тема урока любого типа записывается на доске. Цель урока доводится до сведения учащихся, трансформируясь в соответствии с их возрастом. Под самоопределением понимается спланированные действия педагога по включению учащегося в осознанную деятельность. Результат самоопределения - определение учеником себя в деятельности. Самоопределение усиливает целевую установку урока.

На уроке учитель работает в ситуации успеха учащегося, с акцентом на положительное в ребенке.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

· предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);

· тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний;

· не затягивать этап повторения опорных знаний;

· усилить целевую установку урока самоопределением;

· усвоение новых знаний проводить в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип “выращивания” знаний, там где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя;

· закрепить полученные знания материалом учебника;

· показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся;

· не забывать о формировании обобщённых умений;

· выставлять оценки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;

· создавать ситуацию успеха;

· при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравнивать её к контрольной, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;

· прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;

· обобщить и систематизировать знания;

· подвести итог урока;

· закончить урок со звонком.

 

Урок формирования навыков и умений

1. Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.

2. Определение темы и цели урока, самоопределение

3. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

4. Применение приобретенных знаний.

5. Пробные упражнения.

6. Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.

7. Творческие упражнения.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

· четкое определение целевых установок урока;

· обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу);

· соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий);

· усвоение новых знаний;

· осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

· целесообразное введение творческих упражнений и заданий (для всего класса, для отдельных учеников, как элемент домашнего задания).

 

Урок применения знаний, умений и навыков

1. Повторение опорных знаний.

2. Определение темы и цели урока, самоопределение.

3. Усвоение новых знаний.

4. Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.

5. Формирование обобщенных умений.

6. Формирование творческого применения знаний, умений и навыков в постоянно изменяющихся условиях.

7. Итоги урока.

8 Домашнее задание.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

· четкое определение целевых установок урока;

· допустимость нестандартного творческого характера урока;

· практическая работа на основе теоретических знаний;

· внесение элемента усвоения новых знаний;

· разнохарактерность упражнений и заданий от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях;

· обращение внимания на формирование обобщённых умений;

· дифференцированный подход к учащимся.

Урок обобщения и систематизации знаний

1 Определение темы и цели урока, самоопределение.

2. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

3. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

· четкое определение целевых установок урока;

· нестандартный творческий характер урока;

· целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), технических средств обучения;

· подбор заданий и упражнений от обобщения отдельных фактов, событий, явлений до систематизации основных теоретических положений и ведущих идей науки;

· дифференцированный подход к учащимся.

 

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

1. Определение темы и цели урока, самоопределение.

2. Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.

3. Проверка знаний фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.

4. Проверка знаний основных понятий, законов и умение объяснить их сущность. Письменная работа.

5. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения. Самостоятельное составление обобщенных таблиц. Письменный опрос.

6. Применение учащимися знаний. Практические задания.

7. Выполнение комплексных творческих работ.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

· четкое определение целевых установок урока;

· проверку усвоения теоретических знаний, формирования умений, выработку навыков проводить через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей степенью сложности;

· сочетание устных и письменных форм работ;

· уплотнённый опрос.

После проведения итогового контрольного урока лучше, если домашнее задание будет носить творческий характер.

Письменные контрольные задания проверяются к следующему уроку, на котором выполненная работа анализируется. Такой анализ начинается с достигнутых классом или отдельными учениками успехов и заканчивается разбором типичных ошибок. Типичные ошибки разбираются со всем классом, а индивидуальные - конкретно с каждым учеником. Бестактность преподавателя недопустима.

Комбинированный урок

1. Проверка домашнего задания.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

4. Восприятие и осмысливание знаний.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

 

Для успешного проведения урока рекомендуется:

Помнить, что на уроке решаются две или несколько равноценных дидактических задач.

В уроке должны быть представлены все звенья процесса усвоения:

- мотивация обучения;

- подготовка к восприятию нового материала;

- восприятие нового материала из различных источников;

- осмысление и формирование понятий;

- закрепление и совершенствование знаний;

- применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой деятельности;

- анализ достижений и коррекция деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных