Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нестандартные уроки




· Уроки‑соревнования и игры (эстафета, дуэль, ролевая и деловая игры, КВН, турнир, конкурс).

· Уроки, основанные на известных в общественной практике методах работ (“мозговая атака”, интервью, репортаж и др.).

· Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, “живая газета” и др.).

· Уроки, опирающиеся на фантазию (урок‑путешествие, урок‑сюрприз и т.д.).

· Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (суд, следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.).

· Интегрированные уроки.

· Уроки, использующие формы внеклассной работы (КВН, “Счастливый случай”, “Умники и умницы” и т.д.).

· Уроки взаимного обучения.

· Урок‑зачет и др.

Лекция

Для успешного проведения рекомендуется:

- четкое изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

- логические связи при переходе к следующему разделу;

- доступность, ясность излагаемого;

- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции

Семинар

Типы семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-практикум, семинар-конференция и т.д.

Задача учителя - организовать беседу, заранее ознакомив учащихся с вопросами по теме. Центральным моментом дискуссии должны стать спорные, проблемные вопросы.

Для успешного проведения рекомендуется:

‑ предусмотреть самостоятельную подготовку рефератов, докладов, сообщений;

‑ учить культуре речевого общения: формировать умение вести дискуссию, отстаивать своё мнение и т.д.;

‑ предусмотреть обучение учащихся работать с книгой, отбору материала из нескольких источников, иллюстрации высказанных положений, соблюдать логичность и последовательность в раскрытии темы;

‑ допустимы игровые и занимательные моменты, соревнования между группами.

 

Проблемный урок

1. Подготовка учащихся к работе.

2. Проверка домашнего задания и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3. Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главной проблемы или вопроса, связанного с нею.

4. Определение плана работы и, в процессе его реализации, формулирование вариантов решения.

5. Проверка вариантов решения эмпирическим путем или теоретически.

6. Систематизация и закрепление нового материала.

7. Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или в теории) на уроке или в ходе выполнения домашнего задания.

 

Схема проблемного урока

 

 
 

 

Рекомендации по проведению школьного опыта:

формулировка цели, построение гипотезы, подбор оборудования, планирование опыта, определение способа фиксации, проведение опыта, обработка полученных результатов, анализ полученных данных, формулировка выводов.

 

6. Анализ и самоанализ урока.

Анализ и самоанализ урока является важнейшим фактором совершенствования учебно-воспитательного процесса. Самоанализ урока осуществляется преподавателем после проведения урока. Анализ урока проводится присутствующим на уроке учителем, методистом, представителем администрации школы и т.д.

Самоанализ урока

1. Место данного урока в системе уроков по теме.

2. Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учащихся.

3. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности.

4. Тип, структура урока, дозировка времени каждого этапа урока.

5. Оценка отбора содержания материала.

6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, их педагогическая целесообразность. Осуществление индивидуального подхода к учащимся.

7. Характер взаимодействия учителя и учащихся на различных этапах урока, роль самостоятельной работы учащихся.

8. Оценка результативности урока (урок достиг цели, урок частично достиг цели, урок не достиг цели).

 

Анализ урока

1. Полный анализ урока проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает анализ всех аспектов урока (содержательного, методического, психологического, воспитательного и т.д.).

2. Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Такой анализ указывает, достигнуты ли основные цели урока, выполнен ли план урока.

3. Комплексный анализ урока предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания форм и методов организации урока. Этот тип анализа близок к полному и применяется чаще всего при анализе нескольких уроков по одной теме, а также в учебных целях.

4. Поэтапный анализ урока проводится для оценки отдельных структурных этапов урока (цель урока, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом и т.п.).

5. Аспектный анализ урока - это анализ, осуществляемый в зависимости от цели посещения (изучение способов активизации учащихся на уроках, воспитательного влияния урока, оптимального отбора содержания учебного материала и т.п.). Существуют и другие виды анализа урока.

 

Задачи посещения урока

1. Ознакомительные.

2. Контролирующие.

3. Оказание своевременной помощи.

4. Изучение положительного опыта.

 

Поэтапный анализ урока

1. Планирование учебно-воспитательных задач урока и оценка их оптимальности

2. Полнота, комплексность, разносторонность задач урока.

3. Учет особенностей учащихся данного класса при планировании задач. 4. 4. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки.

5. Выделение среди всего круга основных задач наиболее существенных в данных условиях.

6. Реальность выполнения намеченных задач.

7. Рациональность распределения задач между всеми уроками данной темы.

8. Интерпретация образовательных, воспитательных и развивающих задач для учащихся.

При изучении нового материала обращается внимание на:

- постановку перед учениками конкретных и чётких задач изучения темы урока;

- мотивацию учебной деятельности школьников;

- возбуждение интереса к теме;

- оптимальность выбора методов изучения нового материала;

- научность, доступность, систематичность изложения учебного материала, - связь с жизнью;

- логичность изложения материала учителем;

- умение выделить главное, существенное;

- внимание учеников;

- рациональное использование принципа” выращивания” знаний;

- оптимальность темпа изучения материала;

- активизацию внимания учащихся;

- использование возможностей для организации самостоятельной работы.

При опросе следует обращать внимание на:

- место опроса среди других этапов урока;

- чёткость поставленной цели;

- реализацию цели в полной мере;

- форму организации опроса (индивидуальный, фронтальный, письменный, устный и т.д.);

- оценку рациональности избранной формы опроса;

- оптимальность затрат времени;

- доминирующий характер вопросов и заданий (репродуктивный, -поисковый, проблемный и т.д.);

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

- обучающий характер опроса, активность учащихся;

- исправление неточностей, ошибок, привлечение к этому учеников;

- объективность отметок и убедительность аргументации;

- прочность знаний и умение применять их на практике.

Сотрудничество учителя со слабоуспевающими учениками:

- опрос чаще других;

- систематическая проверка выполнения домашнего задания;

- разрешение пользоваться планом ответа, составленным дома или данным учителем;

- разрешение при подготовке к ответу у доски пользоваться плакатами и схемами;

- создание ситуации успеха;

- педагогический такт.

При закреплении материала обращается внимание на:

- содействие подобранных упражнений усвоению главного, существенного;

- логичность и последовательность упражнений;

- характер заданий (воспроизводящий, творческий);

- самостоятельность учеников при выполнении упражнений;

- обращение внимания на обоснование ответов учащихся;

- дифференцированность заданий и помощи при их выполнении;

- проверка выполнения заданий, анализ ошибок;

- обеспечение контроля и самоконтроля за качеством выполнения заданий;

- выявление типичных ошибок и затруднений, их анализ.

На этапе домашнего задания обращается внимание на:

- оптимальность объема и сложность домашнего задания, посильность его выполнения за определённое время;

- проведение инструктажа;

- предусмотренные способы повышения интереса к домашнему заданию (новизна, творческий характер выполнения, поиски собственных примеров и т.д.);

- предупреждение о возможных затруднениях, рекомендации их преодоления;

- дифференцированность домашнего задания.

 

7. Проведение внеклассного занятия по биологии (обязательно для студентов 4 курса).

В качестве внеклассного занятия можно провести: экскурсии, беседы, викторины, игры, биологические конференции, Час, Неделя, Месячник биологии, выпуск газет, КВНы, "Что? Где? Когда?", проекты и т.д.

Основные направления содержания внеурочной работы

- Изучение работ и биографий выдающихся биологов.

- Изучение вопросов истории и достижений биологической науки,

- Углублённое изучение программного материала.

- Изучение внепрограммного материала.

- Организация исследовательской деятельности по биологии.

- Организация и проведение массовых мероприятий по биологии.

- Воспитание через предмет (экологическое, этическое, эстетическое, и др.)

 

8. Примерная технология организации внеклассного дела.

1. Выбор дела.

2. Разбивка дела по видам деятельности.

3. Выбор детьми вида деятельности, создание творческих групп.

4. Выбор актива группы.

5. Организация совета дела, в который входят ответственные творческих групп.

6. Выбор главного координатора дела.

 
 

 

9. Подведение результатов практики на итоговой конференции, представление отчётной документации.

Студенты, проходившие практику в одной школе, на итоговую конференцию представляют общий отчет в виде презентации своей работы.

 

ОТЧЁТ

о прохождении педагогической практики студента 4 курса биологического факультета ………………………………. ФИО

Общая часть:

- характеристика школы;

- общая характеристика класса;

- общие данные об учителе и классном руководителе.

Профессиональная деятельность

Мы - предметники:

с какими возможными затруднениями и их причинами столкнулись и как их решали? Успехи и их основания.

Мы - методисты:

- какие методические подходы использовались и почему;

- какой учебно-методический комплекс использовался;

- какие методы обучения использовали наиболее успешно и менее успешно, почему;

‑ какие проблемы и затруднения были в применении методов обучения?

Мы - педагоги:

‑ какие затруднения возникли в профессиональной деятельности;

‑ что было успешно;

- что приходилось менять, перепроектировать в своей деятельности, в себе;

- что служило основанием перепроектирования, изменения себя, своих действий?

Общее впечатление от педагогической практики.

Отчётная документация:

1. Дневник педагогической практики.

2.Отчёт студента по педагогической практике, который пишется на основе дневника.

3. Отзыв о работе студента, содержащий перечень уроков и воспитательных занятий, характеристику и оценку работы студента учителем биологии, классным руководителем, методистом (для студентов 1V курса - каждому отдельный).

4.Конспект внеклассного занятия (для студентов 1V курса)

5.Конспекты двух уроков (разных по тематике) с рецензией учителя биологии.

6. Методический анализ урока учителя.

7. Самоанализ собственного урока (Схема прилагается)

 

Список литературы

 

1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А.Гин. - 5-е изд. - М.:Вита-Пресс, 2004. - 88 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года http://www.rcenter.spb.ru/koncept/

3. Ксензова Г.Ю. Психология труда учителя: Учебник для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 348 с.

4. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. - 160 с.

5. Лукъянова М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Лукъяновой. - М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - 176 с.

6. Методические указания к самостоятельной работе по курсу "Теория и методика обучения химии" / сост. С.И.Суге-Маадыр. - Кызыл. - 2006. - 28 с.

7. Пак М.С. Дидактика химии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.С.Пак. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 315 с.

8. Педагогическая практика по дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" / экспер. программа; автор-разраб. Т.С.Савочкина. - Тверь, 2001. - 26 с.

9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 579 с.

10. Положение о педагогической практике / Методич. рекомендации; сост. П.И.Сиянко. - Барнаул, 2005. - 40 с.

11. Практикум по методике преподавания химии / Методич. рекомендации для студентов III курса специализации "Химия"; сост. Т.И.Платонова. - Тверь, 2004. - 78 с.

12. Приказ МО РФ №1154 от 25.03.2003 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования".

13. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

14. Соколов С.А. Сквозная программа педагогической практики. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2002. - 20 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных