Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА




ВВЕДЕНИЕ

Лесные экосистемы, являясь составной частью биосферы Земли, играют ключевую средообразующую и средорегулирующую роль на планете. Они являются важнейшим фактором, формирующим и стабилизирующим окружающую природную среду в глобальном и региональном масштабах.

Леса имеют огромное экономическое значение, являясь источником получения самых разнообразных видов сырья и продуктов, используемых человеком. Велика и социальная роль лесов, выполняющих также санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные, защитные и другие функции.

Однако прогрессирующее снижение площадей мировых лесов в результате их вырубки, расчистки земель под сельскохозяйственное пользование, урбанизации ландшафтов ведет к существенному снижению их экологического и ресурсного потенциала. Ситуация усугубляется и тем, что значительные площади лесов подвержены загрязнению промышленными выбросами, регулярно повреждаются кислотными осадками, что вызывает различные нарушения в лесных экосистемах и приводит к потере их устойчивости.

Все это, в сочетании с глобальным потеплением климата, начавшимся в первой четверти прошлого века, может привести к необратимым негативным изменениям окружающей природной среды, усилить проявление катастрофических стихийных природных явлений, уже давших о себе знать в начавшемся столетии.

Усиливающиеся негативные тенденции в состоянии лесных ресурсов обусловили принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития лесов. В России такая общенациональная стратегия была введена 31 июля 1998 года Федеральной службой лесного хозяйства РФ. Как записано в концепции «целью устойчивого управления лесами является сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного рационального, неистощительного и многоцелевого лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия».

Важнейшая роль в достижении поставленных целей отводится лесоустройству, которое призвано разрабатывать методы научно обоснованного, не­истощительного и комплексного пользования лесными ресурсами и лесным фон­дом. Такое пользование должно не только не снижать, но и способствовать увеличению эко­логического, социального и экономического потенциала лесов.

Для решения этой задачи необходимо проводить единую научно-техническую поли­тику в лесном хозяйстве, направленную на обеспечение рационального многоцеле­вого использования лесного фонда и восстановление лесных ресурсов.

Разработка и осуществление такой политики также возложены на лесоустройство, кото­рое для регионов и конкретных лесохозяйственных предприятий разрабатывает Лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков). В них дается характеристика лесного фонда, перечень разрешенных видов пользования. Приводятся расчеты и обоснование норм лесопользования, комплексы проектируемых лесохозяй­ственных мероприятий на предстоящий ревизионный период.

Таким образом, лесоустройство дает рекомендации по ведению лесного хозяй­ства, а также основу для прогнозирования состояния лесного фонда и планирования многоцелевого неистощительного пользования лесными ресурсами.

Выполняя курсовой проект, студенты приобретают навыки лесоустроитель­ных расчетов, знакомятся с основами планирования и рационального ведения лесного хозяйства.

При составлении «Методических указаний...» учтены разработки по курсовому про­ектированию Санкт-Петербургской ЛТА [11], Воронежской ЛТА [2], Саратовского СХИ [10], Марийского ПТИ [4], Московского государственного института леса.

Методические указания составлены с учетом Программы пояснительной за­писки к проекту организации и ведению лесного хозяйства (1995), Состава Лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (2007), Состава и порядка разработки Проекта освоения лесов (2007).

 

ПОРЯДОК СБОРА И СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Сбор исходных данных для курсового проекта студенты очного отделения прово­дят в период прохождения первой производственной практики, а заочного - в лес­ничестве, где они работают. Для этого используются следующие материалы последнего лесоустройства лесхоза:

- Лесохозяйственный регламент лесничества (или Проект организации и ведения лесного хозяйства, том 1 - пояснительная записка).

- Планшеты.

- Таксационное описание (том 3 Проекта...).

Для курсового проекта выбирается компактная часть любого участкового лесничества, где студент проходит практику. Она должна включать 7-10 смежных кварталов (не менее 250 выделов), которые принимаются в качестве объекта проектирования.

Если в одном лесхозе проходят практику несколько студентов, то они в обязательном порядке выбирают разные кварталы.

Лесной фонд должен быть представлен как минимум двумя преобладающими породами (хвойными и лиственными) всех возрастных групп (молодняками, средневозрастными, приспевающими и спелыми древостоями). Для южной части области при отсутствии хвойных древостоев нужно взять кварталы с порослевыми насаждениями дуба. Необходимым условием является наличие в выбранных кварталах спелых древостоев в количестве не менее 15 выделов по каждой из этих двух пород.

Если это условие невозможно выполнить для группы смежных кварталов, то допускается подбор территориально разобщенных. На все кварталы выписывается таксационная характеристика всех выделов на стандартные листы, которые в дальнейшем подшиваются в курсовой проект. Таксационное описание переписывается полностью, за исключением отметок лесхоза о выполненных хозяйственных мероприятиях. На эти же кварталы делается выкопировка из планшетов на кальку черной тушью с указанием номеров кварталов, границ и таксационных формул выделов, масштаба. Заголовок выполняется чертежным шрифтом (План насаждений... лесничества).

Для написания первой и части второй глав (кроме раздела 2.2) используются данные Лесохозяйственного регламента лесничества (или Проекта организации и ведения лесного хозяйства лесхоза).

Эти главы желательно еще в период практики довести до полной готовности, размещая материал на стандартных листах в полном соответствии с требованиями к курсовому проекту. Особое внимание необходимо обратить на заполнение таблиц, помещенных в этих разделах. При этом не следует приводить обширной информации о местоположении, климате и почвах лесхоза. Нужно дать характеристику только основных типов леса (преобладающих) и лесных почв.

В лесохозяйственных регламентах и лесоустроительных проектах, выполненных до 1996 года, нумерация разделов не совпадает с их нумерацией в методических указаниях, но их можно найти по оглавлению.

Таким образом, для составления курсового проекта необходимы следующие исходные данные:

- общие сведения (в соответствии с главой 1 данных методических указаний);

- краткие сведения из проекта организации и ведения лесного хозяйства лесхоза, необходимые для написания главы 2 (кроме раздела 2.2) курсового проекта;

- полное таксационное описание выбранных кварталов;

- выкопировка из планшета на эти кварталы в масштабе 1:10000.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Целью работы является составление проекта освоения лесов на части территории лесного фонда лесничества. Проектирование ведется по методу классов возраста в соответствии с действующей лесоустроительной инструкцией (2007) и другими нормативно-справочными материалами.

 

Содержание курсового проекта

Курсовой проект состоит из введения, трех глав пояснительной записки с расчетами, таблицами и сводными ведомостями проектируемых мероприятий, таксационного описания выбранного участка лесного фонда, выкопировок из планшетов и вычерченного плана проектируемых мероприятий.

 

Структура проекта

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика территории

1.1. Общие сведения

1.2. Организация территории. Характер лесоустроительных работ

2. Характеристика лесного фонда

2.1. Основные положения по ведению лесного хозяйства

2.2. Состояние лесного фонда

2.3. Экологическое и санитарное состояние лесов

2.4. Характеристика лесосырьевых ресурсов

3. Расчет норм лесопользования и проект лесохозяйственных мероприятий

3.1. Главное пользование лесом

3.2. Промежуточное пользование лесом

3.3. Размер пользования по всем видам рубок

3.4. Лесовосстановление

3.5. Охрана леса

3.6. Лесозащита

3.7. Побочные пользования

3.8. Фонд подсочки леса

3.9. Экологическое обоснование проектируемых мероприятий и их эффективность

Литература

Работу следует выполнять в следующей последовательности:

- написать введение и первую главу проекта;

- по данным таксационного описания 7-10 кварталов составить ведомость распределения площади лесного фонда по категориям земель;

- составить ведомости распределения площади покрытых лесом земель по классам возраста, бонитета, полнотам и группам типов леса;

- рассчитать средние таксационные показатели;

- образовать хозяйственные секции и установить для каждой главную породу, форму хозяйства;

- выбрать для дальнейших расчетов 2 хозяйственные секции (по возможности хвойную и лиственную);

- написать вторую главу;

- произвести необходимые расчеты по третьей главе и написать ее.

Оформление курсового проекта должно быть аккуратным. Титульный лист вычерчивается черной тушью стандартным шрифтом по форме, приведенной в приложении 1.

Работа представляется в сброшюрованном виде на листах бумаги формата А4 (210×297 мм). На каждом листе оставляются поля шириной: слева – 30 мм, справа – не менее 15 мм, сверху и снизу – 20 мм. Каждая глава начинается с нового листа.

Все таблицы должны иметь номер и название. Нумерация таблиц и рисунков выполняется в пределах глав. Первая цифра соответствует номеру главы, а затем после точки ставят порядковый номер таблицы в этой главе и с новой строки ее заголовок. Нумерация и порядок оформления таблиц приводится в методических указаниях.

Все иллюстрации (графики, схемы и т.п.) имеют название «Рисунок» с указанием номера и заголовка, которые помещаются под рисунком. Таблицы и рисунки нумеруются раздельно.

На каждую таблицу и рисунок в тексте пояснительной записки должна быть ссылка в круглых скобках с указанием их номера. При этом слова «таблица» или «рисунок» пишутся сокращенно. Например, (табл. 4) или (рис. 7).

Все результаты расчетов и таблицы должны быть прокомментированы в тексте проекта.

 

 

Введение. В нем приводятся значение лесов, основные задачи, стоящие перед лесным хозяйством, и место лесоустройства при их решении. Указывается цель составления лесохозяйственных регламентов лесничеств, разрабатываемых при лесоустройстве. В заключение приводится цель составления курсового проекта. Объем 1-2 страницы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных