Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уроки истории: методологический анализ




Обращение к исторической реальности всегда были свойственны человеку. Г.В.Плеханов отмечал: «Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее». (Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М. 1956,т.!, с.537) В современную эпоху особенно актуальное значение приобретает проблема соотношения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно исследовать соотношение прошлого и настоящего и, исходя из этого, возможно учитывать исторический аспект в будущем. Историческая мысль направлена на глубокое и адекватное отражение исторической действительности, то есть должна быть независима от познающего её субъекта. Поэтому должно быть стремление как можно к полному сближению объективной и субъективной истории. Субъективная история – есть отражение в сознании человека объективной истории как субъекта исторического познания. Поэтому в соотношении объективной и субъективной истории прослеживается историческая реальность. Так как исторические факты и события существуют объективно. Важно стремление историка уменьшить разрыв между объективной и субъективной историей. В истории в современных социально – экономических условиях, периода модернизационных процессов происходит не только влияние прошлого на настоящее, но и воздействие настоящего на прошлое. Современные исторические знания позволяют изменить или подтвердить, по – новому интерпретировать представления о прежних исторических фактах или событиях, дать иную оценку, учитывая усиление интегративных связей методологических подходов и средств. В связи с тем, что исторический процесс не всегда носит завершенный характер, иногда дискретный, в иных случаях причины тех или иных событий проявляются через ряд опосредованных событий в череде исторических процессов. «мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе…», писал А.И.Герцен. (Соч. в 30 т. т.№3 с.24) Соотношение прошлого и современного проявляется в исторической преемственности. По сути, настоящая современность уже есть история, историческая действительность в процессе. В своё время В.И.Ленин отмечал, что «…В конкретной исторической обстановке переплетаются элементы прошлого и будущего…». (ПССС. Т11.с.74). В реальной жизни проявления исторической преемственности более всего наблюдаются в политических действиях. Несмотря на то, что историческая преемственность определяется эволюцией общественных и экономических процессов, нельзя забывать о политической воле. Эта тема тем более актуальна, особенно на переломе падения советской власти и установления новой политической системы. В этот период отчетливо и реально подтвердилась, что история и политика неразрывно связаны. Политики всякий раз в своих политических и конъюнктурных соображений используют историю, интерпретируют исторические факты, события и явления. Проявляется избирательный подход к культурному наследию, искажается свободное восприятие современным поколением культурных достижений прошлого, имеют место заимствования устаревших социальных практик. В данном случае социальная практика – это система целенаправленных общественно значимых действий людей,, охватывающие все сферы жизни общества. Историческая преемственность неразрывно связана с историческим опытом. По сути это деятельность человека в конкретно – историческом дискурсе. В исторической действительности опыт включает в себя совокупность теоретических и практических решений какой-либо проблемы возникающей в социальной практике. Мы можем говорить об историческом опыте проведения сталинской модернизации, которая состояла из поэтапной совокупности проведения индустриализации, коллективизации, культурных преобразований и военной реформы (не была полностью завершена в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Обращаясь к истории, к её историческому опыту, проводя аналогии политики часто решают и современные проблемы. Исторический опыт мобилизует новые поколения к преобразованиям. Поэтому историческая преемственность основана на отношении, учете и использовании исторического опыта, который может превратиться в двигатель современных достижений. Таким образом исторический опыт несет в себе не только познавательные, но и воспитательные функции.

В современной науке все более распространяется побочное течение постмодернизма. Сторонники данного течения отказывают в понятии «общество» заменяя его «социальным пространством» тем самым отказывая в системности общества. Саму историческую науку они воспринимают как «рассказ» («нарратив»), отказывая в объективности истории. «Современная эпоха, по мысли постмодернистов, есть эпоха конформизма и компромисса». (Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. № 1. С.61). Следует считать, что постмодернизм есть социальный заказ неолибералов. «Это влияние осуществляется через ассортимент навязываемых рекламой и стандартами престижности товаров, образовательных и медицинских услуг, форм отдыха и развлечений, через изощренную пропаганду соответствующих ценностей и стиля жизни, через манипулирования общественным мнением во время избирательных и военных компаний, через варьирования оплаты соответствующих видов деятельности. Для хозяев рынка постмодернистская философия и следующая из неё методология являются очень выгодными. Они формируют человека полностью лояльного, послушного существующей экономической и политической системе» (с.67)

Модным в последнее время становится плюралистическое толкование истории, хотя оно возникло в рамках позитивизма. Претендуя на всестороннее изучение фактов, зачастую заканчивается эклектичностью и ведет к распространению антиисторичности. Методологический принцип историзма подразумевает изучении истории как динамичный процесс, исследование совокупности факторов, относящихся к этому процессу, различение общих и особенных фактов, в том числе субъективных. Исторический подход к изучению фактов и событий предполагает, что нельзя вырывать явление и исторического контекста, условий. В настоящее время определенные историки пытаются модернизировать историю и оценивают события прошлого исходя из современных взглядов и подходов, применяя, так называемый подход с точки зрения общечеловеческих ценностей. В тоже время «общечеловеческие ценности» представляют собой абстрактную формулу, наполняемую различным содержанием в зависимости от политической конъюктуры. Исторические события и деятельность личностей следует оценивать не с точки зрения современных требований, а с точки зрения созидательной новизны по сравнению со своими предшественниками. Конечно, опасность релятивизма всегда присутствовала в историческом исследовании, но в настоящее время она становится все более явственнее. Совершенно справедливо замечает М.О.Мнацаканян, - «Теории, откровенно игнорирующие историю, требующие отказа от историзма в подходе нации, лишают себя статуса научности, превращаясь в набор идеологем, ценностных и произвольных суждений» (Культуры. Этносы. Нации: монография М.: МГИМО – Университет.2005.с.40-41). Историзм характерен для выдающихся ученых различных наук: социологии М.Вебера, П.Сорокина, психологии З.Фрейда, К.Юнга, философов Ф.Энгельса, К.Маркса, В.Ленина, Н.Бердяева и др. Историзм позволяет выявить характер формирования социальных черт личности, в их взаимодействии.

Одной из важных социальных функций истории является формирование исторического сознания. Историческое сознание – это совокупность представлений, знаний, ценностей о своем прошлом, прошлом человечества. Историческое сознание неразрывно связано с социальной памятью. Необходимые предпосылки для исторических представлений обуславливают историческое познание. История органически присутствует в общественном сознании и является его составной частью. Взгляды, правовые, политические и др. теории, идейные течения – по природе историчны. И они могут быть поняты только с помощью исторического метода. Встречи с историей никто не может избежать, на элементарном уровне оно выражается в эклетичных представлениях об истории, знаний исторических личностей, от родителей отношение к тем или иным историческим событиям, эмоционально окрашенные воспоминания о прошлом, полученным благодаря чтению книг, просмотра исторически и документальных фильмов, соприкосновения с памятниками архитектуры и шедеврами искусства. На данном этапе историческое сознание непрочно, не системно, фрагментарно. По мере социализации личности – учебы в школе, впоследствии при получении профессионального образования историческое сознание вбирает в себя системные знания об историческом процессе, важных исторических событиях. На следующем этапе происходит теоретическое осмысление исторических закономерностей. В современный период особенностью популяризации исторических знаний в обществе, чаще всего с определенной целью выступают средства массовой информации, художественная литература, Интернет. В этих условиях важно обладать информационной культурой – умением искать и находить научно обоснованную информацию. Таким образом историческое познание является важнейшим фактором духовной жизни общества. Дефицит исторического сознания ведет к негативной тенденции утраты народом своей идентичности, снижению патриотизма. Исторические знания имеют большое значение в формировании патриотических чувств народа. Поэтому исторические знания и полемика в обществе вокруг важнейших событий прошлого вызывает общественный резонанс. В этом отношении для российского общества знаковой фигурой является образ И.Сталина. В периоды кризиса или негативного отношения к власти этот образ чаще всплывает в общественном сознании. Достаточно вспомнить голосование «Имя России». Выбор Сталина не случаен. Это не настольгия по прежним времена, и не призыв вернуться к репрессиям. В настоящее время образ Сталина является протестным против существующих порядков. В середине 70-х годов ХХ века многие помнят, что портреты Сталина были популярны и развешивались на многих автомобилях. В тот период это был протест против бюрократизации аппарата власти, застойных явлениях в обществе, тяга к справедливости и приоритета закона.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных