Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие источника права




Источник права- это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придание общим правилам общеобязательного юр. значения

Виды: нормат.акт, судебн.и администр. прецедент и санкцион. обычай. Нормат.акт – докум., кот.явл.актом нормотворч-ва(разраб.и издан.юр.норм) и содерж. нормы права(превалир. В РБ). Санкцон.обычай – обычай,кот.гос-во придало общеобязат.знач.и соблюд. кот. гарантир.силой гос-ва.Древнейш. памятники сводов обычаев - Законы Хаммурапи,Ману, Русская правда и т.д. Судебн. и админ.прецедент - судебн. или админист. решение по конкретн. юр. делу, кот. предает. общеобязат. значен., они действ.в англо-саксонс.праве(в РБ нет). Общие принципы права. Принцип разумности,справедливости(есть в РБ). Религиозн.тексты (есть в РБ)

 

8. Виды источников права:

1. Нормативные акты- это нормативные документы которые явл. Актами норматворчетсва и содержат норм. Правила. 2. Санкционированные обычаи – это обычаи которым государство придает общеобязательное значение и соблюдение которых гарантированно силой гос-ва. 3. Судебный и административный прецедент- это сдебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому пидается общеобязатльное значение. 4. Общие принципы права(Имеют место и в РБ, принцип разумности српаведливости..). 5. Религиозные тексты(у нас Санкционированные). 6. Юр. наука.

 

9.Источники права в РБ:

конституция, законы, референдумыПо законам различать: принятие в нац. Собрании, кодексы. Нормативные акты президента: декреты, временные декреты; указы. Нормативно-правовые акты правительства, министерства ведомств, высший хоз. Суд и д.р.

 

10.Нормат.прав.акт - офиц. документ установл.формы, принят.(изданный) в пределах компетенц. уполномоч. гос. органа (должност. лица) или путем референд. с соблюд установлен.зак-вом процедуры, содержащ. общеобязат. правила поведения, рассчит. на неопредел. круг лиц и неоднократн. применение. Основ. признаки норм.акта: имеет форму письм. документа; имеет опред. зак-вом обязат. формал. реквизиты (назван., дата принятия, подпись),приним. компетен. органом гос-ва; публик. в офиц. печатн. изданиях; офиц. текст представл. его публикация на гос. языке; содерж. нормы права; облад. юр. силой; вступ.в закон. силу в порядке, предусм. зак-вом; действ.во времени, в простр-ве, в отнош. опред. круга лиц; регистр. в гос.реестре норм.-прав. Актов

 

11.Действия норм. Актов во времени: действие продолжается со времени вступления их в силу до момента утраты юр. силы. Вступают в силу: с момента их принятия, со времени указанного в самом норм. Акте, с момента публикации. По истечению опред срока после их публик. Законы РБ вступают на всей территории по истечению 10 д. Акты през. И правит. 7д. после публик. В офиц. Источниках. Ведомственные норм. Акты со дня регистрации их и присвоения порядкового номера гос. регистрации. Теряют силу: если акт был создан на опред. срок; в результате его отмены.

 

12.Действие нормативных актов в прстранстве - различают в зависимости от того, распространяются их действия на всей территории страны или его часть, или даже за пределами страны

 

13.Действие норм. Актов по кругу лиц, означает определить кому адресованы выраженные в нем предписания.

 

 

14.Норма права - это правила поведения общего характера, установленное или санкционированное компетентным органом гос-ва имеющая общеобязательную силу, регулирующая общественные отношения и предусматривающая юр. ответственность пред гос-вом в случае нарушения данной нормы. Признаки: 1. Установлены или санкционированы гос-вом.2. обязательны для всех. 3. Их предписания всеобщи. 4. Явл. Регулятором общественных отношений.5. действует многократно или длительно.6. Находиться в особой соподчиненности.7 охраняется государством.

 

15.Структура норм права специфическая компоновка, содержащая связь и соотношение ее элементов. Содержит 3 элемента: 1. Гипотеза-это указание конкретных фактических жизненных обстоятельств при которых данная норма вступает в действе. 2. Диспозиция- указание на правило поведения которым должны подчиняться участники общественных отношений, если они оказались причастны к условиям описанным к гипотезе. 3. Санкция- это ид и мера наказания если субъекты не выполняют предписания к диспозиции или поощрение за свершенное рекомендуемое действие.

 

16.Классификация норм права: 1. По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, года все нормы регулируются по институтам и отраслям права. 2. По юридической силе, когда нормы делятся в иерархическом порядке. 3. По системе общности содержания нормы, права делятся на нормы принципы, общие и конкретные нормы. 4 по характеру предписываемых правил поведения, правовые нормы м.б. обязывающими, т.е. предписываю выполнять конкретные действия.

 

17.Система права- это обусловленное характером общ. отношений, внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его частей и одновременной их дифференциации на отрасли и правовые институты. Черты: единства и согласованность правовых норм; разделение на взаимосвязанные между собой отрасли, подотрасли и правовые институты; объективным характером строения в качестве основных частей система права состоит из норм права, правового института, отрасли и подотрасли права.

 

18.Основные части системы права: правовая норма устанавливается органами государства в пределах их компетенции. Правовой институт- совокупность правовых норм составляющих обособленную часть отрасли прав, регулирующих определенный вид, сторону однородных отношений. Отрасль права- совокупность правовых норм составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений. Пдотасль права несколько близких по характеру регулирования правовых институтов.

 

19.2 критерия деления права: по предмету и по методу. Предмет-это определенная сфера общественных отношений. Метод правого регулирования- совокупность приемов, способов, воздействия права на определенную область общественных отношений

 

20.Методы правового регулирования: 1. Субординация- это метод властных предписаний, основанный на запретах. 2. Координации- метод равенства сторон, основанный на дозволениях. 3. Поощрительный- метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.4. Рекомендательный- метод совета осуществления конкретного желательного для общества поведения.

 

21.Различия между системой права и системой законодательства состоит в том, что каждая отрасль права имеет единый предмет и в ней преобладает определенный метод прав. регулирования, а отрасль законодательства регулируя определенные сферы государственной, социальной жизни и т.д. выделяется только по предмету правового регулирования и не имеет единого метода. В РБ следующая система: 1. В основном совпадает с однотипными отраслями права. 2. Сложилась на базе подотрослей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из другой отрасли права. 3. Конкретные отросли, которые состоят из норм администр. гражданского, жилищного и других отраслей права.

 

 

22. Что бы в большом числе действующих нормативных актов быстро находить нужные нормы на гос-ом или региональном уровне постоянно ведется работа по проведению нормативных актов в упорядоч. совокупность, систему. Деятельность такого рода наз-ся систематизацией законод-ва.

23.. Правовая практика знает применяет 4 способа систематизации нормативных актов: учеты(картотека, журнальные, комп.) – представляет собой учет, хранение и поддержание в конкр. Состоянии, а также по созданию поисковой системы и обеспеч. Прохождении необходим. Прав.; инкорпорация – системной норм. Актов, выраж-ая по форме подготовки и издания разного рода сборников разного вида актов, кодификация - деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесение в него новых изменений, консолидаия - устранение множественности нормативных актов и их унификация.

 

24.Инкорпорация - объединение в сборники или собрания действующих нормативных актов, в определенном порядке без изменения содержания. Официальна- осуществляется самим правотворческим органом, имеет функциональный характер, на нее можно ссылаться в процессе применения права. К ней относятся: хронологическая(по времени опубликования и вступления в силу.); систематическая(упорядочивание по предметному признаку). Неофициальная- проводится организациями или отдельными гражданами без специальных полномочий.

 

25.Консолидация - устранение множественности нормативных актов и их унификация. В процессе подготовки консолидир. акта все нормы прежних актов располаг.я в определ. логич. последоват-ти, разрабатыв. общая структура акта. Осуществл. определен. редакцион. правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы использовал. унифициров. терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправдан. длинноты, исправл. устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). Консолид. представ. собой нечто среднее между кодифик. и инкорпораций, когда несколько законов объединяются в один, а повторы и противоречия устраняются.

 

26.Кодификация - деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесение в него новых изменений. Виды: Кодекс, устав, положение, правило.

В завис. от объема кодификац. работ кодифик. бывает: общей, отраслев. и специальной. При общей -обработке подверг. все зак-во, при отраслев. – систематиз. зак-во 1ой отрасли права, при специал. -упорядочив.определ. вид прав.х норм, охватывающ. ряд правов. институтов к.-либо отрасли права.

 

27.Реализация норм права - это поведение субъектов права, которое согласуется см предписанием правовых норм и исходит из них в результате практической деятельности по осуществлению субъектом прав и юридических обязанностей. Факторы: Исполнение норм выражается в активном осуществлении участниками общественных отношений своих субъективных прав. Соблюдение- воздержание от действий запрещенных правом. Применение- практическая деятельность на основании норм должностных лиц, государственных органов, в пределах их компетенции.

 

28.Стадии процесса применения норм права: анализ фактических обстоятельств дела; выбор правовой нормы; проверка подлинности текста нормы права, с точки зрения ее законности; анализ содержания нормы права; принятие решения и изучения актов применения нормы; доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

 

29.Пробелы в праве такое положение когда определенные общественные отношения находящиеся в целом сфере правового регулирования, остаются не уригулированными конкретными правовыми нормами.

Причины пробельности зак-ва: 1.Появл.новых общ. отнш.и их усложнение; 2.Упущения со стороны законодателя.Пробел в праве мб восполнен только созд.новых норм, кот.регулир. бы общ.отнш. Основ. ср-во устран. пробелов - правотворчество. В общей теории права проводится различие между близкими по смыслу, но не совпадающими понятиями: восполнение пробела и преодоление его.

 

30. При образовании пробела самый правильный и целесообразный выход найти норму которая регулирует наиболее близкие общественные отношения и решить дело на основании этой правовой нормы, и называется аналогией закона, а если нет близкой правовой нормы, то применяется принцип прав, аналогия запрещена в уголовном и административном праве.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных