Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правонарушение и его признаки




Необходимость четкой характеристики признаков правонарушения объясняется тем, что именно правонарушение является единственным основанием возникновения юридической ответственности, которая связана с применением государственного принуждения в отношении лица, его совершившего.

Признаки правонарушения предусмотрены в правовых нормах. Это - следующие признаки:

1) деяние;

2) противоправность деяния;

3) виновность деяния;

4) деликтоспособность субъекта противоправного деяния.

1. Деяние. Законом регулируются только поступки людей, их действия или бездействие, т.е. деяния. Не могут регулироваться правом мысли людей или какие-либо личные качества, не выразившиеся в том или ином их поступке (действии или бездействии).

Значит, правонарушение - это прежде всего определенное деяние, а не помыслы, переживания или чувства.

2. Противоправность. Само по себе деяние еще не составляет правонарушения. Деяние становится правонарушением лишь тогда, когда оно противоречит предписаниям закона.

3. Виновность деяния. Определяя правонарушение как противоправное деяние, мы рассмотрели его только с внешней, видимой, т.е. с объективной стороны. Но правонарушение имеет еще и субъективную сторону, которая показывает, кто совершил противоправное деяние, какова была направленность его воли и каково было его психическое отношение к содеянному.

Противоправное деяние, совершенное лицом, которое в силу объективных обстоятельств было лишено выбора того или иного варианта поведения, не может быть правонарушением. В таких случаях содеянное не зависит от воли лица.

Для правильной юридической оценки противоправного деяния как правонарушения необходимо определить состояние и направленность воли правонарушителя, т.е. его вину.

Вина - это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию, вредному для общества, государства, других лиц. Вина представляет собой одно из важнейших юридических понятий.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел предполагает, что лицо, совершающее противоправное деяние, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения. Т.е. сознательно причиняет вред.

Неосторожность может проявляться как самонадеянность (когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их, например, вождение неисправного автомобиля) и как небрежность (когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но может и должно их предвидеть, например, медицинская сестра, не проверив содержимого ампулы, делает укол, от которого наступает смерть пациента).

4. Деликтоспособность субъекта. Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, способного отдавать отчет в своих поступках, действовать разумно. Поэтому субъектами правонарушения не могут быть малолетние, душевнобольные. У малолетних способность поступать разумно, отдавать отчет в своих действиях наступает с достижением определенного возраста.

Преступление - это общественно опасное действие, или бездействие, причиняющее вред охраняемым правом или законом общественным отношениям. Такие деяния представляют собой опасность для общества в целом.

Проступки - это общественно вредные, противоправные действия, не представляющие опасности для охраняемых законом общественных отношений в целом.

Гражданско-правовые правонарушения - это вредные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).

Административно-правовые правонарушения - это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).

Дисциплинарные правонарушения - это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул).

 

51.Понятие юр.ответственности. Юр.ответ-сть наступ.при налич.след.при­знаков:субъектив., личной обязан-ти правонаруш. отвечать за содеянное;правонаруш. явл. юр. фактом, превращ. статутную ответст-сть в субъективную;необход-ть претерпеть карающие правов. санкции, но при этом юр.ответств. не сводится к наказанию,т.к.правонар-ль может освобожд. по законным основ. от нака­зания;предполаг. доказанность вины правонарушит.;предполаг. гос. и обществ. осужд. правонаруш-ля за посягат-ва на защищ. правом обществ. отнош.;меры юр. ответств. одноврем. исполняют роль частной и общей превенции(предупрежд. правонарушений). Ответственность и наказание не могут строиться на принципах произвола,а прав. сист. страны провозглаш. и основыв. на принципах юр. ответств. К ним относ.: законность,неотвратимость наказания, справедлив., обоснован-ть,целесообразн., своевремен­ность. Законность исходит из того, что юр. ответств. возник. только на основ. правов.нормы и в случае соверш. противоправ. виновного деяния. Неотвратим.наказ. - ни 1но преступление не должно оставаться нераскрытым,ни 1ин правонаруш. не должен уйти от ответст-ти. Справедлив. вкл. след. основания: - правонаруш-ль подлежит ответст-ти только за свое собст­вен. противоправ. деяние;наказание должно быть соразмерным деянию; за 1но правонаруш. наступает 1на ответств-ть;меры юр. ответст-ти не должны унижать чел. дост-во;обеспеч-е права на защиту. Обоснованность предполаг.: объектив. исследов. и всесторон. оценка обстоятельств со­вершения правонаруш.; доказанность вины правонаруш-ля;определ. меры наказ. с учетом смягчающ. и отягчающих ответст-ть обстоят-в. Целесообр-ть означ.: строгую индивидуализ. ответст-ти;учет св-ств личности правонаруш-ля; Своеврем-ть исходит из тог,что эффек-ть примен. мер ответст-ти находится в прямой завис. от близости во вр. нарушения и наказания за него.В соответ. с установл. классификацией видами юр.ответственности явл.: уголовно-правовая, дисциплинар.,гра­жд.-правовая,матер., администр.-прав.

52.Гос.аппарат и коррупция.(мех-зм гос-ва) -сист.спец. органов и учрежд,с пом-ю кот. осущ. гос. управл. общ-вом и защита его осн. интересов. Признаки гос.аппарата:1. Мех-зм гос-ва сост. из людей, специал. заним. управлен. (законотворч.,исполнен. законов,их охраной от нарушений). 2.Гос. мех-зм –сложн. система органов и учрежд., кот. наход. в тесной взаимосв. при осуществл. своих властных ф-ций. 3. Ф-ции всех звеньев гос.аппарата обеспечив. организацион. и финансов. ср-вами,а в необход.случаях и принудит. воздействием. 4. Мех-зм гос-ва призван надежно гарантир. и охранять законные интересы и права своих гр-н.Сфера властных полномочий гос.органов огранич. правом, кот.максимально обеспеч. гармоничные,справедливые отнош.между гос-вом и личностью. 1ой из проблем в деят. гос. аппарата явл. коррупционные проявлен. Коррупция имеет отнош. к исполнению должностн. лицом прав, связан.с его должностью, с целью личного обогащ. (взятка). Корр. снижает эффектив. пром. политики и побуждает частный бизнес действ. в теневом секторе, наруш. налоговое законодат. Всякий ур-нь корр. создает преграды прямым иностран. инвестициям. Взятки стимулир. новые издержки и приводят к искажению эк. целей. Корр.приводит к сниж. общего объема инвестиций, но стимулирует бюр. влож. в развитие бюрократич. аппарата. Корр. сущ-ет, т.к. должностные лица могут воспольз. не принадлеж. им ресурсами.След.различать верхушечную(охват.политику, высших и сред.чиновников (принятие законов и т.д.)) и низовую (рассматрив. на среднем и низовом ур-нях и связана с постоян. взаимод. чиновников и граждан (штрафы, санкции)) коррупции.В РБ принят закон «О коррупции», в соотв.со ст.1 Кор. - умышл. использ. гос. должностей или приравненных к нему лицом, либо иностр. должн. лицом своего служеб. положения и связанных с ним возможностей. Законом определены субъекты, причастные к возможности соверш. кор.:1.Гос. долж. Лица. 2.Лица приравн. к гос. долж. Лицам. 3.Иностр. долж. лица, осуществ. подкуп гос. Долж. Лиц или приравненных к ним.4 Иностр. Долж. Лица

 

61. Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации брака. Все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно и по обоюдному согласию и на основе равенства.

Супруги в праве самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов если иное не оговорено в брачном договоре. При заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию. Супруги свободны в выборе занятий, профессий, места жительства.

Имущество, нажитое до регистрации брака, при его расторжении, остается в его личной собственности, и он вправе распоряжаться этим имуществом. Супруги пользуются равными правами на совместно нажитое имущество, если даже один из них не работал.

Раздел имущества осуществляется пополам, но суд может и обделить (на ребенка и т.д.) Супруги имеют право вступать в сделки, касающиеся собственности каждого из них. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга в случае болезни и др.

В случае изменения материального или семейного положения одного из супругов, каждый из них в праве обратиться в суд с иском об изменении ср-в выделенных на содержание.

 

62. Законодательством Республики Беларусь регулируются личные отношения между мужем и женой (супругами), затрагивающие интересы не только супругов, но и детей и других лиц, а также государства.

К личным правам супругов относятся:

право выбора фамилии при заключении брака;

право супругов на свободный выбор занятий, профессии и места жительства;

Личные правоотношения родителей и детей складываются по поводу фамилии имени, отчества ребенка, права и обязанности воспитания, защиты прав и интересов детей, гражданство детей определяется гражданством родителей.

Имущественные правоотношения родителей и детей складываются по поводу имущества, так и по поводу наследства, права общей собственности (если сообща дети и родители приобретают какое-то имущество).

Установлены следующие законодательные положения, раскрывающие содержание очень важного понятие в имущественных отношениях между супругами, а именно "Общая совместная собственность супругов". В ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяется какая собственность супругов является общей совместной. "Имущество, нажитое супругами во время брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором".

Особо хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство, относящееся к имущественным правам и обязанностям супругов. В ч. 2 ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье закреплено очень важное норма, а именно: "супруги пользуются равными правами на совместно нажитое имущество и в том случае, если один из них в период брака был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка (дохода), если иное не предусмотрено Брачным договором".

 

63. Уголовное право, как юр. научная дисциплина изучает общественно-опасные деяния, являющееся преступлениями (ст 10 УК), основание и условие уголовной ответственности, виды наказания и др. меры применяемые за совершение уголовного деяния на основании УК.

Предметом уголовного права явл-ся общественные отношения, возникающие между гос-ом и физ. лицами, совершившие деяния предусмотренные УК.

Основной метод – императивный, устанавливающий запреты.

Источники – нормы, конституция, УК.

 

64. В настоящее время понятие преступления дано в ст. 7 УК Республики Беларусь. В соответствии с законом преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие) запрещенное настоящим Кодексом. Важнейшими характеристиками, позволяющими определить деяние как преступление, являются его признаки. Признаки преступления указаны в законе. К ним относятся: общественная опасность деяния (ст. 7 УК); противоправность деяния (ст. 7 УК); виновность деяния (ст. 7 УК); наказуемость (ст. ст. 3 и 20 УК и санкции статей Особенной части УК). Общественная опасность является главным, определяющим признаком преступления. Под общественной опасностью принято понимать объективную способность деяния причинять вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Противоправность, как признак преступления, выражается в том, что оно должно быть прямо запрещено Уголовным кодексом в определенных формулировках, указывающих типичные, необходимые и достаточные признаки для преступлений данного вида. Виновность в совершении преступления обозначает, что деяние может быть признано преступлением лишь при наличии вины, т.е. определенного психического отношения лица к своему деянию и наступившим в результате этого последствиям. Наказуемость преступления указывает, что за его совершение Уголовный кодекс предусматривает назначение наказания.

Состав преступления – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления, таким образом, представляет собой законодательную модель преступления, является конкретизацией такого признака преступления, как противоправность(формальное, правовое основание уголовной ответственности).

 

65. Фин. Деятельность гос-ва – это особая деятельность по накоплению, образованию денежных средств и их распределение, направленная на выполнение функций и задач гос-ва. Образование ден. Ср-в происходит за счет налогов и др. сборов с физ. и юр. лиц. Распеделеие денежных средств происходит по результатам формирования республиканских и местных бюджетов регионов. Республиканский бюджет утверждается парламентом, а формируется правительством. Местные – утверждается местными органами власти. Существуют и внегос-ые бюджетные фонды (ФСЗН).

Гос.доход – это денежные средства, поступившие непосредственно в собственность гос-ва и во временное его пользование. Во временное пользование денежные средства поступают по средствам кредита (гос. и банковский), соц. Страхования и эмиссия денег.

 

66. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Налоги - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь.

67. Экологическое право – это комплексная отрасль, представляет собой совокупность юр. норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Эколог. нормы устанавливают в средствах охраны окруж. природной среды, характеризующие как организационно-хозяйственное, научно-техн., гидротехнич., биологическое, санитарно-гигиенические и др.

В РБ приняты основные природно-охранные и природно-ресурсные законодательные акты, законы «об охране и использовании животного мира», «об гос.экологической экспертизе», «об охране атмосферного воздуха», «об особо охраняемых территориях», «об охране озонового слоя», «об отходах», «о растительном мире», а также кодексы «о недрах», «о земле», лесной кодекс, водный кодекс. Законодательство постоянно совершенствует законы об окруж.среде.

РБ присоединилась ко многим межд. Организациям по вопросам окруж. среды.

Названные источники права имеют специфику: они распространяются на сферу экологических отношений и содержат «экологизированные» нормы и нормативные акты, к-ые регулируют соотв. отношения, устанавливают определенные запреты по охране объектов, конкретных территорий.

Закон об окружающей среде является головным правовым актом прямого действия, регилирующих природоохранные отношения. Его цель – сохранение природной среды, предупрждение и устранение вредного влияния на окруж.среду хоз.субъектов, оздоровление и улучшение каества окруж. среды. Данный закон возглавляет систему экологического законодательства. Все др. правовые нормы должны соответствовать ему в области охраны природы. Основное содержание законно – человек, охрана его жизни, здоровья.

В нем рассматриваются как субъект воздействия на окруж.природу и несущий ответственность за свои действия, и как объект наделенный соотв. правами и гарантиями по возмкщению вреда.

В законе определены механизмы защиты окр.среды. В нем устанавливается мера ответственности, т.е. задача поставленная в законе – обеспечение задач по охране окр.среды, определены комплексные воздействия на хоз., админ. деятельность хозяйствующих субъектов.

 

68. Особенность правовых норм по защите экологии состоит в том, что они предпологают санкции (ответственность) или за ненадлежащее использование норм права. Эколого-правовая ответственность это разновидность юр. ответственности и состоит в виновном противоправном деянии, наносящий вред окр. среде и здоровью человека.

 

69. Межд.право – в его современном понимании - это особая система, сложившиеся на базе общепринятых принципов и норм, регулируемых отношения между гос-ми, межд. орг-ми в эконом., полит., культ. сфер.

Сущность, т.е. назначение межд.права – это регулировать указанные отношения межу гос-ми и межд. орг-ми. Отношения между гос-ми имеет наднациональный, надгосударственный признак и не поддаются регулированию внутринациональным нормам. Ряд гос-в полностью или частично руководствуются нормами и принципами международного права. Так ст. 8 Конституции РБ гласит «РБ признает приоритет общепризнанных принципов межд.права и обеспечивает соответст. им зак-ва. РБ в соотв. с нормами межд.права может на добровольной основе входить в межд. образования и выходить из них». Т.обр. система межд.права и нормы внутригосударственного права тесно взаимодействуют между собой, оказывают воздействие друг на друга. Нормы внутригос-го права учитываются при взаимоотношениях между гос-ми, а межд. нормы оказывают воздействие на национальное законодательство, чтобы обеспечить фактическую реалиацию норм международного права внутри гос-ва (имплементацию).

Эти нормы включаются в нац-ое зак-во путем заключения межд. договоров.

 

 

70. Принципы межд. права – это общепризнанные начала поведения субъектов (участников межд. права), к-ые сложились в результате практики взаимоотношений между ними и эти нормы имеют общеобязательный характер.

При толковании и применении принципов МП следует иметь в виду, что они взаимосвязаны, рассматривать их во взаимосвязи друг с другом:

1.суверенное равенство гос-в в и хи взаимоотношениях, составляет основу современных межд. отношений, это сформировалось в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Социальное назначение этого принципа предполагает обеспечение юр. равенства участников межд. отношений.

2.Принцип не применения силы и угрозы (п.4 ст.2 устава ООН).Это означает запрещение оккупации территории др. гос-в. Однако данный принцип в наст. Время рядом гос-в нарушается (США). Но все истолковывается неверно понятыми ст. ООН. Например ст.2 устава ООН не говорит, какие конкретные действия гос-ва и при каких условиях должны расм-ся как запрещенные.

3.принцип нерушимости гос. границ. Например на захват или узурпацию всего гос-ва.Этот принцип состоит из 3 элементов: 1) признание существующих границ в соответствии с межд. правом; 2) отказ от каких-либо территориальных притязаний; 3) отказ от любых действий, включая угрозу или применение силы.

4.пинип территориальной целостности гос-в без разрешения гос-в.(транзит запрещается).

5.принцип мирного разрешения межд. споров (п.3 ст.2 устава ООН). В наст. Время принцип постепенно потерпел эволюционное развитие в ряде последних норм. документов. Установлен широкий комплекс обязательных процедур, из к-ых спорящие стороны могут свободно выбирать наиболее подходящие для них.

6.принцип невмешательства во внутренние дела. Этот принцип формировался постепенно в процессе борьбы нации и народов.(п.7ст.2.устава ООН).

7.принцип всеобщего уважения прав человека, это сказано в преамбуле ООН ст. 55 устава ООН. Она гласит: повышение уровня жизни населения, … и социального развития, а генотип АПРТИ, расовая дискриминация классифицируется как межд. преступление.

8.принцип самоопределения народов (п.2 ст.1, 35 устава ООН). Он означает – право народа, но не обязанность. Самоопределение не должно осуществляется в ущерб территориальной целостности и полит. единства – выход из федерации (Канада, США, РФ).

9.сотрудничество между гос-ми. Этот принцип поддерживается и координируется ООН. Уставом ООН предположительно сотрудничество с разл. Полит., эконом. и соц-ми условиями. При добросовестном соблюдении всех норм МП конкретные формы сотрудничества и его объем зависит от самих гос-в, их возможности внутри зак-ва гос-ва и др. условия.

10.принцип добросовестного выполнения обязательств (п.2 ст.2 устава ООН). Этот принцип распространяется только на те соглашения, к-ые заключены добровольно и на основе равноправия.

 

72. Субъектами МГП являются независимые суверенные гос-ва, отстаивавшие свою независимость, а также борющиеся за независимость народа и некоторые межправительственными орг-ми.

Объектом МГП является территория и вооруженные силы. Источниками МГП являются многочисленные декларации и конвенции, к-ые в наст.время модифицируются. Принципы МГП:

1.гуманность;

2.недопустимость в дискриминации;

3.ответственность за нарушения норм и принципов МГП;

4.ограничения воюющих сторон в выборе средств вооруж.борьбы;

5.защита окруж.среды;

6.защита прав человека;

7.неприкосновенность лиц прекративших принимать участие в военных действиях;

8.неприкосновенность личного состава вооруженных сил оказавших помощь своим вооруженным силам, но боевых действиях не участвовшие (медиц., духовенство-некомбаты).

9.ненападение – гражд. население не должно является объектом нападения;

10.ограничение по объектам – нападение должно осуществляться на военные объекты, запрещается нападение на необароняемые объекты. Предметом регулирования МГП являются отношения между сторонами, ведущими боевые действия, т.е. вступившие в межд. конфликты.

 

 

71. Термин МГП впервые был предложен в 50-е гг 20 века Швейцарским юристом Жаком Пикте. Вскоре термин был признан в публицистике, затем в юр. литературе, а затем получил закрепление на женевской дипломатической конференции в 1974 и 1979 по вопросу о поддержании и развитии МГП, применявшего в период ведения воин. Оно является подотраслью межд. публичного права. Ее частью регулирующей взаимные права и обязанности субъекта межд. публичного права по запрещению им ограничению применения определенных средств и методов ведения воин, обеспечению защиты в результате их ведения.

МГП предполагает ответственность за нарушения общепринятых норм и принципов при ведении вооруженных действий воюющих сторон. Особенность МГП состоит в его функциях: 1)организационная функция заключается в содействии, упорядочиванию отношений между воюющими сторонами; 2) примитивная (убеждающая) состоит в орг-ии ограничения суверенитета конфликтующих гос-в части применения ими определенных ср-в, способов и методов ведения войны; 3) защитная – в предоставлении покровительства определенным категориям людей, защите прав мирного населения, военнопленных и др. Т.обр. межд. сообщество в лице межд. организаций согласовывает на международном уровне осуществление указанных функций, когда внутригос-ые правовые нормы не способны выполнить следующие задачи.

Гос-во, подписавшее соотв. межд. договоры и вступившее в вооруженные конфликты обязаны соблюдать договоры и в какой-то степени гуманизировать военные конфликты.

МГП устанавливает ограничения в отношениях способов ведения вооруженных конфликтов, в применении некоторых видов оружия и ведения боевых действий, защищает людей не принимавшие участие или прекратившие участие в военных операциях.

 

 

73. Сфера применения норм МГП зависит от разл. ситуаций вооруж. конфликтов, а значит игает свои особенности в каждом конкретном случае. При совершении агрессии, нападении одного гос-ва на другое роль гуманитарного права заключается не в прекращении вооруж. нападения, а в ограничении его трагических последствий. МГП не дает моральной оценки в данной ситуации. В то же время МГП тесно взаимодействует с правом человека, их взаимодействие основано на общем объекте, т.е. человеке, к-го надо защищать.

МГП имеет своей целью макс. уменьшить тяжелые последствия во время военных конфликтов, а право защищать его от властных структур. МГП может применятся как при межгос-ых конфликтах, так и при внутригос-ых. При межгос-ом конфликте применяется 4 Женевские конвенции и дополнительно протокол №1. Конвенция также будет применятся в случаях оккупации всей или части территории, даже если эта оккупация не встретила вооруженного сопротивления. Ни длительность конфликта, ни степень разрушенности не играет никакой роли. Уважение к человеческой личности не измеряется числом жертв. При вооруж. конфликте не межд. характера применяется ст.3 общая для всех 4 Женевских конвенций 1949 г., но условия ее применения определены не достаточно конкретно. В ней выделяются только след. признаки: 1) наличие вооруж. конфликта; 2)не межд. хар-р вооруж. конфликта.

Совр. юристч выделяют 2 условия применения этой ст.: 1) она может применятся при вооуж. Конфликте не межд. хар-ра, если вооруж. действия направлены против законного правительства, носят коллект. хар-р; 2) независимо от причин и условий, а также от того идет ли речь о межд.конфликте или внутригос-ом. Задача МГП закл-с в обеспечении защиты жертв вооруж. конфликта.

 

57 Понятие, предмет трудового права.труд. право-совокуп. правовых норм,регулирующих обществен. отнош.,возник.в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвяз.с ними отнош.по поводу применения этого труда.Предмет труд. права составляют 2группы обществ.отнош.:собственно трудовые отнош. и иные взаимосвяз.с ними отнош. по поводу применения труда,имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в наст.вр., либо предполагаемого в будущем.

 

 

55.Понятие гражд. права,его предмет -отрасль права, регулир. имуществ. и личные неимуществ. отнош., складывающиеся между гр-на­ми., между различ. организац., организац. и гр-нами. Гражд. право охватывает отнош. хоз. деят-ти предприятий и учреждений,а тж гражд.отнош. по вопросам владения,пользования и распоряж. собственностью, ее приобретен. и отчуждения и др. Гражд. право дел.на подотрасли (авторское,изобретател.,жилищное, патентное и др.) и институты (наследования,дарения,найма жилого помещения и др.).Гражданско-правовыми нормами регулир. 3 группы обществ.отнош.: 1) имущест. отнош.(тов.-денеж., связанные с куплей-продажей, возмездное выполнение работы и услуг,кредиты и т.п.),а такжеимуществ.отнош.,не явл. тов.-денеж. (дарение имущ-ва, передача вещи в безвозмездное пользование и т.д.); 2. личные неимуществ. отнош., но связанные с имущественными(авторство на произвед. науки, лит-ры, иск-ва, изобретения, обладание товарным знаком,фирмен.наименов.,секретом производства),т.е. явл.предпосылкой права на матер. вознаграждение; 3.личные неимуществ., не связанные с имуществ.(защита и, достоинства, деловой репутации и т. п.). Основн.правовым актом,регулир. гражданские отнош., выступает Гражданский кодекс РБ.

 

56 Участники. Субъектами гражд. правоотнош. признаются их участники как лица, на кот. распростр. свое действие нормы гражд. права(физ. лица, юр. лица и публичн. образования). Все субъекты гражд. правоотнош. обладают гражд. правоспособ. и дееспособн. Гражд. правоспос. (обладают все субъекты)-способность лица иметь субъектив. гражд. права и нести субъективные гражд.обязанности,т. е. способ-ть быть субъектом гражд. правоотнош. Гражд. дееспособ.- способ-ть лица своими действиями приобретать и осуществ. субъективн. гражд. права,создавать для себя субъектив. гражд.обязанности и исполнять их. Правоспос. – потенц. возможность участия в правоотнош., дееспособ. предполаг. наличие возможностей для реализации прав и обязанностей. Дееспособ. производна от правоспособности. Гражд.закон-во к субъектам гражд. правоотнош. причисляет: физ. лиц (кот. могут быть отечествен. Гр-нами,иностр.гражданами,либо лицами без граж-тва). В гражд. праве понятие "физ. лицо" = "гр-н", т.к. в гражд. зак-ве эти 2 термина использ. в качестве синонимов.- юр. лица (как отечеств., так и иностр. и междунар.);Юр. лицо —организация, имеющ. в собственности, хоз.ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, кот.может от своего имени приобретать и осуществл. имуществен.и личные неимуществ. права, ести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.

 

59 Понятие семейного права.Семейное право –самостоят. отрасль права,представл. собой совокуп. правовых норм и институтов, регулир. личные и связанные с ними имуществ. отнош., возник. на основе брака, кровного родства, усыновления и других форм устройства детей на воспитание в семьи.Задачами семейного права явл.:1) укрепление семьи, как естеств. и основн. ячейки общ-ва на принципах общечеловеч. морали,недопущения ослабления и разруш. семейных связей.2) построение семейных отнош. на добровол. брачном союзе мужч. и женщ., равенстве прав супругов в семье,на взаимной любви,уважении и взаимопон. всех членов семьи. 3) установл. прав детей и обеспеч. их приоритета в соответствии с законодательством РБ и междунар. Нормами. 4) установление прав и обязанностей супругов, родителей и др. членов семьи в соответ.с конституцией и междунар. нормами5) охрана материнства и отцовства,прав и законных интересов детей, обеспеч. благоприят. условий для развит.и становлен. каждого ребенка. Предметом регулир. семейного законодательства явл. след.отнош.:1) установл. порядка и условий вступл. в брак 2) права и обязан. членов семьи3) личные неимущест. и имущест. отнош., возник.в связи с усыновлением, опекой и попечительством, др. формами устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей4) порядок и условия прекращения брака5) признание брака недействительным.6) порядок регистрации актов гражданского состояния.

 

 

53.Админ. право регулирует вопросы управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, главой гос-ва, органами закон-ой и судебной власти в процессе создания реорганизации или ликвидации своих внутрисистемных структур. Админ. Право состоит из совокупности правовых норм и общих правовых принципов, применяемых при осуществлении управленческой деятельности гос. органами. Основной метод – императивный –админ. Право состоит из 2 частей: общей и особенной. Общая часть – правовые нормы, к-ые определяют правовые положения субъектов административного права, формы и методы их деятельности, способы реализации управленческих решений и соблюдение при этом законности. Особенная часть – это нормы регулирования отношений в отрослях гос. управления и вопросы межотраслевого управления.

 

54. Админ. ответственность - это применение админ. взискания к физ.лицу, совершившему админ. правонарушение, а также к юр.лицу, признанному виновным и подлежащему админ. ответственности в соотв. с кодексом об АП. Админ. ответственность основывается на след. принципах: 1) законности; 2)равенства перед законом; 3)неотвратимости ответственности; 4)виновной ответственности; 5)справедливости; 6)гуманизма.

Привлечение и освобождение от админ. ответ-ти осуществляется по постановлению компетентного органа. Физ.лица, совершившие админ. правонарушение равны перед законам и подлежат админ. отв-ти, независимо от пола, расы, национального языка, происхожденя и т.д. Юр.лица, привлекаемые к админ. ответ-ти равны перед законам и подлежат админ. ответ-ти независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчененности и т.д. Админ. ответ-ть наступает по достижению физ лицом 16 лет, за исключением случаев предусм. кодексом, когда ответ-ть наступает от 14 до 16 лет (за умышленное причинение телесных повреждений, за хулиганство, за нарушение правил пользования транспортом и др.)

Не подлежит админ. ответ-ти физ. лицо, достигшее возраста 14 лет, предусмотренного ст.9.1 и 10.5 кодекса, если будет установлено что в следствии отставания в умственном развитии не связанном с психическим расстройствам. За несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет не налагается админ. ответ-ть в виде админ-го ареста и в виде предупреждения. В возрасте от 14 до 16 лет не налагается в виде штрафа (за исключением случаев, если лицо имеет свой заработок или исправительные работы).

 

 

60.Брак – это добровольный союз мужчины и женщины и женщины, к-ый заключается на условиях и требований закона. Направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.

Брак заключатся в гос. органах, регистрирующие акты гражданского состояния. Брак заключается в интересах супругов и детей, обв-ва и гос-ва. Заключение брака происходит в установленное время, но не ранее чем через 15 дней и не позднее чем через 3 месяца после подачи заявления. Брак заключатся публично в присутствии 2 свидетелей. Брак невозможен между родственниками, если один из супругов состоит в браке и др. В случае сокрытия этих фактов брак будет признан недействительным.

 

58.Трудовой договор – соглашение между работникам и нанимателем в соотв. с к-ым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соотв. квалификации, согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставить работнику обусловленную договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотрены законом о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон своевременно выплачивать работнику з/п. Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. наниматель юр. или физ. лицо, которому законодательство предоставило право заключения и прекращения трудового договора с работниками. Работник – это лицо, состоявшее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

При заключении трудового договора работник обязан предъявить документ удостоверяющий личность, документы воинского учета, и лиц надлежащих учету, трудовую книжку, диплом, проф. подготовка на выполнение данной работы, направление на работу, заключение мед. реабилитационной экспертной комиссии, декларация о доходах, соц-ое страхование, мед. заключение. прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора, документы не предписанные законодательством. Трудовой договор заключается в 2 экземплярах, в письменной форме и подписывается нанимателем и работником, один нанимателю, другой работнику. После заключения нанимателем издается приказ в письменной форме о принятии на работу и знакомит работника с приказом под роспись.

Контракт – трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами в законодательстве о труде, предусматривающий миним. конкретную компенсацию за ухудшении е правового положения работника. Контракт заключается на срок не менее чем на 5 лет. Продление в пределах макс. срока его действия. Заключение нового контракта в связи с истечением макс. срока, а также в случае перевода работника с его согласия на др. работу производится на срок не менее 1 года. Каждая из сторон заключающих контракт не позднее чем за 2 недели до истечения срока его действия обязана письменно предупредить др. сторону своем решении, продлить или заключить трудовые отношения. Контракт вступает в силу со дня его подписания.

В контракте обязательно должно быть указано: дата подписании; место работы; должность, профессия, специальность; срок действия контракта; права сторон; отсутствие на рабочем месте; несвоевр. выполнение или невыполнение обязательств без уважительной причины; про уменьшение отпуска; понижение в классе (звании).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных