ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Смысл человеческого бытияСмысл жизни считается в философии важнейшим системообразующим показателем полноценного человеческого существования, хотя это может выглядеть странным для того, кто никогда не задумывался над тем, для чего он живет. В сущности, речь идет о самом важном для людей, оказавшихся заброшенными в жизнь, и о подлинно основном вопросе направления человеческой мыс- 1 Бруно Д. О героическом энтузиазме. — М, 1953. — С. 78. 2 Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения: в 8 т. — М.(1994. —Т. 4. —С. 205. 3 Там же. — Т. 8. — С. 23. ли, получившего название философии. От того, как отвечает или не отвечает на данный вопрос человек, зависит его мироощущение и мировоззрение. Каждый отвечает (по крайней мере, должен отвечать) на этот вопрос самостоятельно, но в его распоряжении имеются в качестве подспорья плоды человеческой культуры. Вопрос о том, для чего живешь — вопрос о смысле индивидуального человеческого существования. Каждый должен дать ответ себе на него, если действительно хочет оправдать звание человека. И каждый чувствует в душе потребность ответа на данный вопрос. Но где человек может отыскать для себя индивидуальный смысл жизни? Он не может лежать всецело в пределах нашей эмпирической действительности, потому что мы ищем как раз то, что осветило бы быт («жизнь») немеркнущим духовным («смысл») светом. Этот смысл не может всецело находиться по ту сторону эмпирической реальности, поскольку он есть смысл жизни как нечто высвечивающее самое жизнь и проецирующее на нее. У человека как существа целеполагающего и целеустремленного всегда имеется какая-то пусть полу- или неосознаваемая основа его действий. В отсутствии высшего скрепляющего жизнь человека целостного смысла, когда сознательно ставят себе лишь мелкие и несущественные цели, основа человеческого целеполагания начинает расщепляться, а вместе с ней расщепляется сам человек. Однако как бы человек ни старался отдать себя мелким целям, мучительный вопрос «Правильно ли я живу?» неизбежно встает перед ним, покуда он остается человеком, и, пытаясь ответить на него, вынужден подниматься по лестнице целей, на каждой из ступенек задавая вопрос «А для чего я это делаю?» и в конце концов приходить к выводу о необходимости одной высшей цели, объемлющей собой все его помыслы и поступки. Высшая цель как смысл жизни необходима человеку как ориентир пути, эталон, по которому он должен измерять ценность всех своих поступков, и основная роль всех религий и идеологий в том и состоит, что они дают (или навязывают) каждому высшую цель его индивидуальной жизни, представление о высшем благе. О значении высшей цели для человека великолепно сказал Сенека: «Едва захочешь узнать, чего следует избегать, к чему стремиться, — смотри на высшее благо, цель всей твоей жизни: с ним должны согласоваться все твои поступки. Только тот распоряжается всем в отдельности, у кого есть в жизни высшая цель». Итак, для того чтобы человек оставался целостным существом, у него должна быть высшая цель, которой он следовал бы, подчинял бы и соизмерял все свои поступки. Другими словами, человек как мыс- лящее и чувствующее существо должен видеть в своем бытии высший и целостный смысл и задавать себе вопрос «Какая же у меня высшая цель?» Где же, однако, искать смысл жизни, если он не исключительно в самой ней и не полностью вне ее? Смысл жизни одновременно и в самой жизни и вне ее. Он во времени и одновременно в вечности. Он не всецело в эмпирическом течении жизни и не за пределами ее, а в движении по этой жизни к открытию ее истины, таящейся на границе бытия и небытия. К ней человек и должен пытаться выйти. Граница эта есть в мире и есть внутри каждого индивидуума. Ее исследование — истинная задача человека и философии преимущественно перед другими отраслями культуры. Выдающийся русский ученый XX в. В.И.Вернадский в одном из входящих в состав его учения о биосфере эмпирических обобщений делает вывод, что основная функция растений — трансформация солнечной энергии в биологическую. Благодаря содержащемуся в растениях хлорофиллу происходит химическая реакция, в результате которой под воздействием солнечной энергии из потребляемого растениями углекислого газа образуются биологические соединения и в виде побочного продукта выделяется свободный кислород, необходимый живым существам для дыхания. Таким образом, смыслом жизни растений можно считать преобразование солнечной энергии в биологическую. Здесь возможно возражение, что живые существа просто выполняют свои функции, и это нельзя рассматривать как смысл их жизни, тем более что растения и большинство видов животных не мыслят, а стало быть не задумываются о смысле своего существования. Это еще более очевидно, если по аналогии с растениями и животными объявить, что смысл существования Солнца — светить. Солнце — неживое тело, как же оно может иметь смысл? Конечно, само Солнце не определяет смысл своего существования, поскольку оно не имеет мозга и не мыслит. О смысле рассуждают люди, и не только о своем, но и о смысле всего существующего на свете. Исходя из современных научных данных, можно прийти к выводу, что испускание солнечной энергии, образно говоря, является смыслоподобным, как поведение животных называют мора-леподобным. Вспомним строчки Маяковского: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца. Не следует рассматривать данные слова просто как фантастический образ, не имеющий ничего общего с реальностью. Поэ- ты — пророки, поэтому к тому, что они пишут, надо относиться серьезно и пытаться понять. Искусство, по Гете, не приправа к жизни, а постижение глубинных основ бытия. Солнце светит в прямом смысле слова, а человек — в переносном. Его «свечение» имеет духовную природу. Понятие смыслоподобного существования применимо ко всем объектам Универсума. Животные потребляют растения и других животных, в том числе более низко организованных. В процессе их эволюции формируется новый уровень организации материи — психический. Тогда по аналогии смыслом жизни животных можно считать преобразование биологической энергии в психическую. Распространить данные выводы на человека позволяет сформулированный в современном естествознании принцип глобального эволюционизма, в соответствии с которым во всей природе имеет место эволюция, т.е. усложнение уровней организации материи. В момент образования Вселенной (он называется Большим взрывом) появились элементарные частицы, затем из них стали образовываться химические элементы, начиная с простейшего — водорода, затем молекулы и более сложные неживые тела, и далее зародилась жизнь. Первыми живыми телами были самые простые одноклеточные организмы, затем формировались все более сложные виды растений и животных. Эволюция животных привела к возникновению позвоночных, затем высокоорганизованных позвоночных — млекопитающих, и наконец, человека. Эволюция жизни называется биологической эволюцией, и человек есть высший продукт этой эволюции, образно говоря, венец жизни на Земле. Человек является звеном в цепи эволюции и стало быть его смысл жизни связан со смыслом эволюции Космоса и смыслом жизни растений и животных. По аналогии со смыслом жизни растений мы можем заключить, что смыслом жизни человека является трансформация биологической и психической энергии в то, что является специфическим для человека продуктом, который он производит в себе и в окружающем мире. Это духовная энергия. Мысль, что «живое существо (человек) играет роль трансформатора, превращающего одни виды энергии в другие, в том числе в нервную»1, высказывалсь в начале XX в. русскими космистами, которые, продолжая древнегреческих философов, рассматривали человека как микрокосм (часть и подобие космоса). 1 Русский космизм. — М, 1993. — С. 229. Человек получает биологическую и психическую энергию и преобразовывает их в духовную. Органом получения и преобразования является мозг, выполняющий тем самым роль, аналогичную роли хлорофилла у растений. Как происходит трансформация биологической и психической энергии в духовную? «В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний»1. Войно-Ясенецкий пишет о трансформации природной красоты в человеческие произведения. «Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества»2. Человек — производное всего бытия. Его существование — не самоцель. Он берет имеющееся телесное в нем и вокруг него и создает из него качественно новое — духовное, которого никогда прежде не было. Через человека осуществляется смысл мира, и смысл жизни человека заключается в реализации общего смысла эволюции бытия. Смысл показывает, что надо делать, а конкретные цели должны соотноситься с ним. Осознавая смысл жизни, человек сознательно начинает участвовать в реализации смысла мира — а он в том, чтобы преобразовать материальное, которое первично (по крайней мере, в нашем эмпирическом мире), в духовное, которое становится главенствующим. Чем сознательнее человек подключится к этому процессу, тем быстрее тот пойдет. Если смысл мира — в творении (как полагал французский философ А.Бергсон), то смысл человеческой жизни — в духовном творении. Посредством человека телесное трансформируется в духовное, исчерпывая себя. Исходя из смысла существования растений, животных и человека, можно определить общий смысл жизни как трансформацию солнечной энергии в духовную, причем на долю растений приходится превращение солнечной энергии в биологическую, на долю животных — трансформация биологической энергии в психическую, а на долю человека — последующая трансформация получаемой им биологической и психической энергии в духовную. Тогда смысл мира в целом заключается в творении качественно нового от вакуума (который, возможно, был до Большого взрыва) до духовного (см. табл. на с. 182). 1 Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // Избранные творения. — М, 2010. — С. 611. 2 Там же. — С. 601. Смысл жизни и виды трансформации
Производимое человеком духовное является творческим продуктом. Поэтому данное определение смысла жизни смыкается с тем, которое гласит, что смыслом жизни является творчество. Эти взгляды исходят из достижений науки. Религия и философия в решении проблемы смысла жизни приходят к сходным с наукой результатам. Христианство как мировая религия видит смысл жизни в стяжании Святого Духа. Святой Дух отличается от всех других толкований духа прежде всего своим личностным характером, но использование слова «дух» здесь не случайно. Более того, религия претендует, и не без оснований, на приоритет в использовании понятия «духовность», хотя духовность понимается не только в религиозном или мистическом смысле. Писатели, ученые, философы тоже духовные люди. Мусульманские представления о смысле жизни в принципе мало чем отличаются от христианских. Единое в древнеиндийских представлениях, послужившее основой понятия нирваны в буддизме, является всеобъемлющим и по сути своей тоже духовно. Таким образом, мировые религии в несколько ином смысле также говорят о восхождении от телесного к духовному. Только в этом случае вместо научного термина «трансформация» лучше использовать наполненное глубоким религиозным смыслом слово «преображение». О смысле жизни как преобразовании телесного в духовное свидетельствуют и главные философские системы. С точки зрения Платона, смысл жизни заключается в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей. Сам мир идей и души людей духовны. Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, но идеи в понимании Аристотеля также духовны. У Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь, посредством познания мира, Абсолютной Идеи, т.е. опять-таки духовной субстанции. По Гегелю, смысл жизни в возвращении к Абсолютной Идее, но так как она духовна, а человек телесен, то стало быть человек должен продуцировать духовное. Итак, к идее смысла жизни как трансформации телесного в духовное можно прийти путем религиозных размышлений о необходимости для человека подражать Богу в его духовной деятельности, т. е. творить духовное; философским путем, отталкиваясь от необходимости воспоминания о духовном (Платон), познания его (Аристотель) и возвращения к нему (Гегель). К пониманию смысла жизни как трансформации телесного в духовное ведет также мистическое представление о тождестве человека и природы, в соответствии с которым многие таинственные, мистические явления — вещие сны и т.п. объясняются тем, что человеческий дух имеет общение с миром вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности. Необходимость борьбы за существование ведет к разделенно-сти человека с Универсумом. Но человек жаждет единства. Путь от телесного к духовному — это путь от разделенности к единству, а значит, путь мистики; путь от материи к духу, а значит, путь философии; путь от бытия к Богу, а значит, путь религии; путь от чувственных восприятий к «третьему миру» знаний, а значит, путь науки. Осуществление смысла человеческого бытия — это путь культуры в целом. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что изучает философская антропология? 2. Каковы сходства и различия между человеком и животными? 3. Каковы потребности человека? 4. Какова классификация потребностей человека А. Маслоу? 5. Что такое метапотребности? 6. Что такое совершенный человек? 7. Что такое смысл жизни? 8. Из каких источников следует концепция смысл жизни как трансформации солнечной энергии в духовную? 9. Каковы представления о смысле жизни в великих философских системах? 10. Каковы представления о смысле жизни в мировых религиях? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА МаслоуА. На подступах к психологии бытия. — Киев, 2003. Психоанализ и культура // Избр. труды К.Хорни и Э.Фромма. — М., 1995. Русский космизм / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачев. — М., 1993. СвятшпельЛука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // Избранные творения. — М., 2010. Теории личности в западно-европейской психологии / сост. Д. Я. Райго-родский. — М., 1996. Теории личности в западно-европейской и американской психологии / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1996. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — М., 2011. Хрестоматия по истории философии / отв. ред. Л. А. Микешина. — М, 1994. Хрестоматия по философии / сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. — М., 1997. Гл а в a 14 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|