Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В различных отраслях культуры




Каждая отрасль культуры обладает своим представлением о том, что такое истина и как ее достичь, своими методами познания. Соответственно можно выделить мистическую, художественную, мифологическую, философскую, религиозную, научную, идеологическую истины. Все они отличаются своим строением. Рассмотрим структуру некоторых видов истины.

Философская истина имеет структуру, которую можно представить в виде следующей формулы:

Ф.и. = И + Р(П + Л + Д), где Ф.и. — философская истина, И — интуиция, Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность.

О том, что философия — первая в истории рациональная отрасль культуры, говорилось в главе 1. Но рациональность — часть философской истины. В основе ее лежат интуитивные положения, которые не объяснимы рационально сами по себе. Это допущения о материи, идее, сущности, субстанции и т.д., что Декарт назвал «врожденными идеями», а Платон — идеями, которые душа воспринимает в мире идей, а потом вспоминает в течение жизни, ис-

пытывая к ним платоническую (или, как ее назвал Спиноза, интеллектуальную) любовь. Данные интуитивные положения могут быть разными у различных людей, и их различия определяют отличия философских систем и учений. К примеру, представление о мире идей Платона, трансцендентальный мир понятий Канта, тождество бытия и мышления Шеллинга и Гегеля и т.д.

Различие основных философских интуиции потому определяет различие философских систем, что вторая, рациональная часть философской истины в принципе одинакова у всех философов, строясь на одних и тех же законах логики, методах формулирования понятий и способах рассуждения. Так как отсутствуют объективные методы сравнения исходных интуиции, то отсутствует и общезначимый критерий истинности философских систем. Сравнивать можно только рациональную часть философских учений.

Иначе выглядит структура научной истины. Она совпадает в своей второй рациональной части с философской истиной (что порой приводит к тому, что научную истину отождествляют с философской), но отличается своей первой частью и схематически выглядит так:

Н.и. = Э + Р(П + Л + Д), где Н.и. — научная истина, Э — эмпирическая информация, получаемая органами чувств.

Соответственно, структуру религиозной истины можно представить формулой:

Р. и. = И + В, где В — вера.

Как видим, вера здесь заменяет рациональность. Такова же структура мистической и мифологической истин. В идеологической истине место веры занимает интерес.

Об истине в искусстве можно говорить с большой долей условности, поскольку отсутствуют ее общезначимые критерии.

Третий круг истории философии был определен нами как научная философия, поскольку главным стержнем его развития было осмысление научного познания. Вопросы гносеологии вышли в Новое время на первый план, и в их рамках большое значение приобрела методология научного исследования. Результаты, полученные в этой области, заслуживают особого рассмотрения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает гносеология?

2. Какие представления об истине существовали в античной философии?

3. Какие представления об истине существовали в философии Нового времени?

4. Как соотносятся представления об истине в античной философии и философии Нового времени?

5. Какие классификации истины вы знаете?

6. Какие виды истины вы знаете?

7. Каково структура философской истины?

8. Какова структура научной истины?

9. Какова структура религиозной истины?

10. Как соотносятся философская, научная и религиозная истины?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии: в 4 т. / ред.-сост. В.В.Соколов.— М., 1969. —Т. 1,2.

Материалисты Древней Греции / под ред. М. А. Дынника. — М., 1955.

Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 2005.

Пуанкаре А. О науке. — М, 1990.

Хрестоматия по философии / сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. — М., 1997.

Хрестоматия по истории философии / отв. ред. Л. А. Микешина. — М., 1994.

Глава 15




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных