Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цикличное развитие цивилизаций




Русский ученый Н.Я.Данилевский сформулировал концепцию культурно-исторических типов, или цивилизаций. Культурно-исторические типы Данилевский делит на уединенные, существующие сами по себе и развивающиеся самостоятельно, и преемственные, т. е. перенимающие культуру других народов. Перенимать, по Данилевскому, можно только то, что соответствует началам, лежащим в основе данного культурно-исторического типа: «...Политические формы, выработанные одним народом, собственно только для одного этого народа и годятся»1.

Культурно-исторические типы (их в концепции Данилевского 12) могут выполнять в истории три основные роли. «Итак, или положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа, или разрушительная деятельность так называемых бичей Божьих, предающих смерти дряхлые (томящиеся в агонии) цивилизации, или служащие другим целям в качестве этнографического материала — вот три роли, которые могут выпасть на долю народа»2.

Цивилизацией Данилевский называл период в жизни культурно-исторического типа, в котором проявляется преимущественно духовная деятельность. Он продолжается 5 — 6 столетий. Предше-

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М, 2011. — С. 87.

2 Там же. — С. 112.

ствует ему этнографический этап, длящийся тысячелетия. В течение этнографического этапа создаются и запасаются продукты культуры, в течение цивилизационного этапа они выходят на поверхность и растрачиваются.

Данилевский ставит перед каждым человеком и народом задачу развить себя наиболее полно, т. е. реализовать свою программу. От признания специфики русской цивилизации Данилевский перешел к ее сопоставлению со спецификой европейской цивилизации и показал глубокое принципиальное различие между Россией и Европой, разрешив, по существу, спор западников и славянофилов.

Характерной чертой романо-германского типа Данилевский считал насильственность, чрезмерно развитое чувство личности, индивидуальности. В противовес этому «терпимость (как и соборность. — А. Г.) составляла отличительный характер России в самые грубые времена... Можно еще указать на чуждые всякой на-сильственности отношения как русского народа, так и самого правительства к подвластным России народам, чуждые до такой степени, что нередко обращаются в несправедливость к самому коренному русскому народу»1.

Выявив принципиальные различия между славянским и европейским культурно-историческими типами, Данилевский пришел к выводу, что европейцы рассматривают славян как нечто чужое и чуждое им и так будет всегда. В XX веке А. Тойнби назвал западную и русскую цивилизации «сестринскими», но это не препятствует представлению об их принципиальном различии.

Среди реальных типов, модифицировав схему цивилизаций А. Тойнби, можно в качестве основных выделить египетский, крито-минойский (или эгейский), шумерский, вавилонский, хеттский, ассирийский, персидский, иудейский, индийский, китайский, греческий, римский, европейский средневековой, византийский, мусульманский, мезоамериканский, андский, западный, американский, южнославянский, русский. Всего 21 основной тип.

Соглашаясь с определением современного состояния западного общества как кризисного, О.Шпенглер объяснял его кризис, исходя из представления о цикличном характере развития каждой культуры. Впервые концепция цикличного развития культуры и общества сформулирована в Новое время итальянским мыслителем Д. Вико, но наибольшее распространение получила после выхода книги О.Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до ги-

1 Данилевский И. Я. Россия и Европа. — М., 2011. — С. 225, 228.

бели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета и последующего упадка и крушения. Каждая культура представляет собой своеобразный организм, имеющий свою душу и характерные черты, но все типы имеют нечто общее, а именно: они проходят в своем развитии одни и те же фазы. Два типа общества стали для Шпенглера предметом особого внимания и сравнения — античный и современный западный. Но свои выводы Шпенглер распространил на все типы обществ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных