Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общественный прогресс




Под общественным прогрессом можно понимать улучшение социальной структуры. Понятие общественного прогресса традиционно одно из основных в социологии. Сам «отец» социологии О. Конт выдвинул положение о законе эволюции, «заключающемся всегда, как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении»1. Э. Дюркгейм использовал утверждение о росте человеческой солидарности.

1 Западно-европейская социология XIX в. / под ред. В.И.Добренькова. — М,

11996. —С. 67. 220

Дюркгейм относил древние общества к сегментарному типу, который образуется путем соединения одинаковых частей. Одинаковые люди объединяются в род, одинаковые роды — в племена. Солидарный тип, заключающийся в соединении разнородных индивидов и обществ, закладывается постепенно. Разделение труда приводит к образованию все более крупных обществ и можно сделать вывод, что намечающееся ныне международное разделение труда (специализация) приведет к образованию всемирного общества. Формы обществ: «город» Платона, «народ» Д. Вико, «нация» Гегеля, «цивилизация» А. Тойнби. Каждая из последующих форм все больше по объему на пути к «человечеству». А дальше идет «ноосфера» Тейяра де Шардена и Вернадского.

Идея прогресса — детище Нового времени. Она была чужда древним философам. В отношении их скорее следует говорить об идее социального регресса, присущей, скажем, Платону. Конт рассматривал четыре вида прогресса: материальный — улучшение экономического положения; физический — улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни; интеллектуальный — продвижение умственное и научное (тенденция рационализации); моральный — распространение доброты и мужества. Дюркгейм видел прогресс в общественном разделении труда, Спенсер — в усложнении общества, Маркс — в развитии производительных сил и т. д. В XX веке социологи к употреблению данного понятия стали относиться более осторожно, предпочитая говорить о тенденциях, скажем, тенденции рационализации и тех конкретных социальных формах, в которых данные тенденции реализуются.

В дополнение к сходству между индивидуальным развитием и социальным прогрессом можно говорить о необходимости различать общественный прогресс и прогресс личности и об опасности отождествления общественного прогресса с научно-техническим и экономическим. Общественный прогресс в широком смысле должен определяться такими социальными характеристиками, как рост продолжительности жизни, благосостояния населения, а также степенью гармоничности между интересами личности и государства, между интересами различных слоев общества, уменьшением степени напряженности и антагонистичности между ними.

Некоторые ученые предлагали отказаться от понятия общественного прогресса, поскольку оно соотносится с понятием улучшения, а это вводит в науку ценностную категорию, несовместимую с объективностью научного исследования. В понятии прогресса заключено субъективное представление о желательности каких-либо изменений. Если, например, в качестве критерия взять

продолжительность жизни, то при ее увеличении можно утверждать, что общество прогрессирует. Если взять в качестве критерия силу мышц человека, то ее уменьшение свидетельствует о регрессе общества. В конце прошлого века Л.Н. Толстой спрашивал: «...вопрос состоит в следующем: что признать благосостоянием — улучшение ли путей сообщения, распространение книгопечатания, освещение улиц газом, размножение домов призрения бедных и т.д. или первобытное богатство природы — лес, дичь, рыбу, сильное физическое развитие, чистоту нравов и т.п.?.. Человек, который бесстрастно будет относиться ко всем сторонам жизни человечества, всегда найдет, что прогресс одной стороны всегда выкупается регрессом другой стороны человеческой жизни»1. В этих словах заложено понимание фундаментальности противоречий, которое противостоит обывательскому представлению о прогрессе как о некоем безоблачном безостановочном движении вперед по прямой линии.

В последние годы наметилась тенденция использовать вместо понятия прогресса другие более конкретные, такие как устойчивость, здоровье. Рост риска гибели человечества по мере создания новых технических средств уничтожения и обострение проблемы экологической — имеет отношение к указанной тенденции.

С научной точки зрения, учитывая субъективность и многозначность понятия прогресса, уместнее говорить об эволюции как качественном усложнении.

Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности (можно назвать это принципом интегративного разнообразия). Интегративное разнообразие необходимо для нормального функционирования общества. Если порой забота о единстве и равенстве людей приводила к утрате разнообразия, как произошло в России после 1917 г., когда большевики ликвидировали целые общественные классы, то это вело к социальному кризису, а затем потребности развития общества (работа естественных сил стратификации) неизбежно вызывали рост разнообразия (большевикам пришлось использовать лозунг «кадры решают все» и взамен уничтоженной создавать так называемую рабоче-крестьянскую интеллигенцию).

Социальная эволюция ускорилась в Новое время, когда господствующая отрасль культуры — наука — позволила критику идей.

1 Толстой Л.Н. Собр. соч. — М., 1913.—Т. 4.— С. 125—126.

Представления и теории стали сменяться быстрее, а именно благодаря им происходит развитие цивилизации.

Не следует противопоставлять эволюцию и цикличное развитие. Цикличное развитие общества аналогично развитию экосистем, подчиняющемуся закону сукцессии. Но в экологии имеет место эволюция в смысле появления новых, все более сложных и разнообразных, систем. Подобная эволюция имеет место и в обществе.

Хотя позиции социального эволюционизма, возникшего в XIX в., в XX в. подверглись критике О.Шпенглером и П.А.Сорокиным, они и в XX в. остаются главенствующими. Надо к тому же иметь в виду, что в науке принцип эволюции стал в XX в. основополагающим.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каков предмет социальной философии?

2. Каково социально-политическое учение Конфуция?

3. Каково учение Платона о государстве?

4. Какова типология общества?

5. Какие типы социальной динамики вы знаете?

6. Что такое ненаправленная динамика?

7. Что такое циклическое развитие?

8. Чем отличаются формационная и цивилизационная концепции общественного развития?

9. Что такое общественный прогресс?

10. Каково соотношение прогресса и эволюции?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой политической мысли: в 5 т. / отв. ред. А. А. Миголать-ев.— М., 1997.—Т. 1,2.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 2011.

Древнекитайская философия: в 2 т. — М., 1972. — Т. 1.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13.

Платон. Диалоги: в 2 кн. — Мм 2008.

Поппер К. Открытое общество и его враги. — М.г 2005.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

ТойнбиА. Постижение истории. — М, 2010.

Гл а в a 17






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных