Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единая мировая история или множественность локальных историй




Первым возникло представление о единой линии истории всего человечества (Гесиод, Вольтер, Монтескье, Г. Лессинг, И. Кант,

И. Г. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, В. С. Соловьёв, К. Ясперс) Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил «шестую формацию» – «азиатский способ производства».

К. Ясперс («Смысл и назначение истории»): единая линия исторического процесса («прометеевская эпоха», период «великих исторических культур древности», «осевое время», эпоха «развития техники»), имеющая смысловое завершение в становлении подлинного человека.

Начиная с Н. Я. Данилевского, ряд исследователей (О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби, Э. Мейер, Э. Трельч) утверждает представление о множественности линий исторического процесса.

Н. Я. Данилевский («Россия и Европа»): нет «человечества» как целого, как «единой цивилизации», субъектом исторического процесса являются отдельные «культурно-исторические типы» (народы с их самобытными цивилизациями).

О. Шпенглер («Закат Европы»): единства человечества не существует, понятие «человечество» – лишь пустой звук; «всемирная история» – созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом.

А. Тойнби («Постижение истории»): мировая история – совокупность историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной и др.).

 

 

7. Типы общественного развития:

1) циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико,

Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) – повторение одних и тех же стадий на протяжении длительного времени (см. также «вечное возвращение» у Ф. Ницше).

Дж.Вико (Италия, XYII – XYIII вв.) на основании различий форм правления выделяет божественную эпоху («век варварства», государства нет), героическую («век героев», аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума», демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние.

Н. Я. Данилевский: этнический (племенной) этап, государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации – ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад.

О.Шпенглер: детство («весна»), юношество («лето»), зрелость («осень»), старость («зима»).

А. Тойнби: « генезис», «рост», «надлом», «распад», в основе – состояние элиты, духовного и организационного стержня цивилизации.

 

2) Линейное развитие (линейный прогресс, эволюционизм)

(О. Конт, Л. Морган) – от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе – аналогия с биологическим организмом, его ростом (общество – организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов).

О. Конт: теологическая (мифология, религия, военное противоборство, рабство) стадия; 2) метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3) позитивная (опора на научные законы).

Л. Морган, на основании изменения орудий труда, выделяет дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность).

«Цивилизационный подход » (Ф. Теннис, Р. Арон, У. Ростоу) на основании технико-технологического развития выделяет традиционное (ручной труд), индустриальное (машинный труд) и постиндустриальное (сфера услуг и информации) общества.

3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс) – синтез линейного (от простого к сложному) и циклического (конец цикла, возвращаясь в начало, приобретает новые черты).

Исходя из закона отрицания отрицания (в основе его действия – развитие Абсолютного духа, выражающееся в достигнутой в обществе степени свободы) Г. Гегель выделяет Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.

«Формационная теория» (К. Маркс, Г. В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности) пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, возвращающуюся к общественной собственности, коллективизму (свойственным первой ступени), но сохраняющее высокую эффективность производства предыдущей стадии.

 

8. Направленность истории: прогресс, регресс, перманентизм

Теории прогресса (Ж. Кондорсе, Ф. Бекон, Л. Морган, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, У. Ростоу).

Ж. Кондорсе: в развитии общества (обусловленном безграничными возможностями разума) – девять эпох: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание.

Г. Гегель делит историю (на основании развития свободы) на 4 этапа: 1) Восточный мир – «детство», свободным чувствует себя только деспот; 2) Греческий мир – «юность», царство демократии, прекрасной свободы, гармонии, мира; 3) Римский мир – «возмужалость», нет произвола, деспотизма, государство выше индивида, аристократия; 4) Германский мир – самоопределение свободы, дух достигает расцвета, прусская монархия.

Л. Морган: дикость, варварство, цивилизация.

У. Ростоу («Некоммунистический манифест»)«теория 5 стадий экономического роста», обусловленных ростом научного знания: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, власть землевладельцев, примитивная техника и наука); «переходное общество» (домонополистический капитализм); «стадия сдвига» (монополистический капитализм); «стадия зрелости» (индустриальное общество); «эра высокого массового потребления» (сфера услуг и массовой культуры).

Теории регресса (Гесиод, индуизм, христианство, иудаизм, ислам, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер).

Гесиод (VIII – VII вв. до н.э.): «золотой век», «серебряный», «медный» («бронзовый»), «железный» (люди становятся более жестокими, агрессивными, злыми, менее счастливыми).

Не вызывает сомнений лишь научно-технический прогресс, о прогрессе нравственности говорить не приходится (Ж.-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»). Современная цивилизация – прямое воплощение зла, надо вернуться в естественное состояние человека, «назад к природе!»

О. Шпенглер: культура превращается в цивилизацию (а это – упадок, агония, старость, космополитизм вместо кровных уз, наука вместо религии, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия).

 

Перманентизм – ход времени не затрагивает фундаментальных основ человеческого бытия, общество сущностно не меняется, изменяются только его внешние формы. «Они рождались, мучились и умирали», – так резюмируется история в одной из восточных притч. Екклезиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных