Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 3 Познание и его границы: гносеология




Вопросы для изучения

1. Сущность познания

2. Познавательные способности человека. Структура познания

3. Проблема истины

4. Иррациональное в познании. Творчество и интуиция

5. Проблема границ познания: гносеологический оптимизм или агностицизм?

6. Подготовиться к обсуждению следующих высказываний:

- «я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ);

- «Я мыслю следовательно я существую» (Рене Декарт);

- «Ничего нет в разуме, чего не было бы в чувствах» (Джон Локк);

- «Знание - сила» (Фрэнсис Бэкон);

- «Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть…» (Артур Шопенгаэур).

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М.: Проспект, 2007.

2. Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Новое в эпистемологии и хорошо забытое старое//Вопросы философии. 2004. №5.

3. Воленский Я. Детерминизм и логика//Вопросы философии. 2003. №5.

4. Гуревич П.С. Основы философии – М., 2000.

5. Ильин В.В. Философия: Учебник. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Лебедев С.А., Кудрявцев И.К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. №6.

7. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия – М.: 1998.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000 (2005, 2008). — 368 с.

9. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.В. Миронова. М., 2005.

10. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 2003.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Вопрос о сущности и способах познания мира привлекал внимание философов с глубокой древности, вследствие чего сложилось несколько подходов к его определению. Дайте определение понятию «познание». Рассмотрите различные формы познания (обыденное, мифологическое, художественное и т.д.). Каковы гносеологические корни агностицизма и каково Ваше отношение к нему?

Вопрос 2. Обозначьте два уровня познания. Охарактеризуйте основные формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и рационального (понятие, суждение, умозаключение). В истории философии существовали направления, абсолютизирующие либо чувственное, либо рациональное познание. В этой связи вспомните сенсуалистические, эмпирические и рационалистические концепции. Проиллюстрируйте их на конкретных примерах.

Вопрос 3. Установите статус понятий истина, заблуждение, ложь, правда. Раскройте взаимосвязь относительной и абсолютной истины. Проанализируйте этапы становления относительной истины – веру, мнение, знание. Что есть истина и каков ее критерий? Имеет ли практика достаточное основание быть критерием истины? Рассмотрите так называемые альтернативные (по отношению к классической) теории истины (корреспонденции, когерентную, прагматическую).

Вопрос 4. Наряду с рациональными формами познания известны и иррациональные пути духовного освоения действительности, среди которых выделяются интуиция, инсайт и т.д. Охарактеризуйте данные способы познания мира. Дайте объяснение интуации и ее роли в творчестве. Раскройте взаимосвязи познания и творчества.

Вопрос 5. Необходимо определиться с двумя указанными гносеологическими позициями и быть готовым к участию в дискуссии по поводу границ познавательных возможностей человека

Понятия

познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, ложь, заблуждение, ошибка, наука, метод, знание, детерминизм, индетерминизм, законы и принципы диалектики, метафизика.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных