Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи философии Средних веков.




  Первый выдающийся ум средневековья – АВГУСТИН АВРЕЛИЙ,прозванныйБлаженным (354-430 гг. н. э., Северная Африка), один из отцов церкви. Главное его сочинение — «О граде Божием». В этом сочинении он обосновал идею церкви, как вселенской организации. Католическая церковь была создана в соответствии с его идеями.

Августин интересен тем, что:

- во-первых, он хотел объединить все народы не в государственном смысле (это было невозможно), а в миротворческом;

- во-вторых, он резко противопоставлял духовное бытие человека физическому, разделив мирскую и церковную жизнь, всячески принизив и даже опорочив первую (но признавая, что она необходима для продолжения рода человеческого) и возвысив вторую, считая жизнь в церкви высшей. В этом втором случае идеи Августина привели к своеобразному церковному тоталитаризму, доведенному до абсурда, особенно с появлением инквизиции и сжиганием на костре тысяч невинных людей.

Августин явился родоначальником платонизма (идеи первичны в отношении материального мира) в христианской философии. Христианский платонизм господствовал в Европе вплоть до 13 века, когда был заменен христианским аристотелизмом Фомы Аквинского.

 

В центре внимания религиозной философии всегда находилась взаимосвязь разума и веры:

 

«верю, чтобы понимать» - требование, чтобы разум формировался на основе веры «понимаю, чтобы верить» - разум — предварительное условие веры или должен удостоверить ее.
Августин Блаженный Пьер Абеляр

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что породило одну из важных проблем схоластики - проблему универсалий, то есть соотношения общего и отдельного и разделило философов на два направления: реалистов и номиналистов.

РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ
Универсалии - идеи или общие понятия, такие как, например «краснота» или «округлость», «тяжесть».
Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей. Здесь проявляется наследие идеализма Платона (существование идей в отдельной реальности). Универсалии - это всего лишь названия вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием. Реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков.
Ансельм Кентерберийский (1033—1109 г. г.) - требовал, чтобы разум формировался на основе веры. - «Верю, чтобы понимать». - «Идеи не творятся Богом, они суть мысли Бога и потому вечно существуют в его уме». Уильям Оккам (1285-1349гг.) - философия не в состоянии доказать какой-либо догмат вероисповедания, так как исходит из истинности разума. Примат разума над верой.

Реализм и номинализм – средневековые формы идеализма и материализма.

Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Схоластика (9—15 века н. э.) – средневековая «школьная философия», представители которой пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

 

В Х веке схоластическая философия была принята некоторыми исламскими философами. Во время расцвета империи персов, которые правили землями средиземноморья философы Авицена (Ибн-Сина 980 – 1037г.г.) и Аверроэс (Ибн Рушид 1126–1198г.г.) во многом повлиял на возрождение и переосмысление идей Аристотеля и распространение его философии в Европе. Авицена создал понятия, которые помогли обосновать различия между уровнями идеального мира и познания, заполнив тем самым пропасть между Богом и физическим миром. Аверроэс написал широкие комментарии к трудам Аристотеля и считался признанным авторитетом в европейских странах.

  ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas, 1225-1274, Италия) — вторая крупная фигура средневековой философии. До сих пор католическая церковь считает его своим крупнейшим философом. Он был очень образованным ученым, богословом, философом. Выдающимся философом Фома стал во многом благодаря тому, что освоил наследие Аристотеля, приспособив его к нуждам католического вероучения.  

Фома стремился понять отношения между Богом и человеком и видел в них ключ к постижению божественной истине. Он верил, что люди, в отличии от животных, обладают свободой воли и могут сами решать, следовать им божественному плану или идти своей дорогой. В этом смысли человек ближе к богу, чем другие живые существа.

Природа человека греховна, она манит его в мир чувственных (телесных) удовольствий, погружая в пучину зла. И потому нам необходима помощь Бога, его милосердие, чтобы пересилить свою природу и покаяться. Но жить надо в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. И это, по мнению Фомы, не противоречит учению Христа. Природа — это не злое начало, а доброе. Природу создал Бог.

О познании Фома говорил, что к Богу и пониманию ценностей можно прийти и путем веры и путем разума. Более того, разум и вера не взаимоисключаются, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины, Истина, конечно, одна — это Христос и его учение. Но к этой истине можно идти двумя путями: путем веры, откровения — короткий непосредственный путь и путем разума, науки, это длинный путь со многими доказательствами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных