ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные идеи философии эпохи Возрождения.
В период Возрождения (XV—XVI века) мнение о беспомощности человека было поставлено под сомнение. Человек предстает в новом свете, в эту эпоху он уже не раб Божий, а личность, которая мыслит, творит и созидает. Идею теоцентризма сменяет гуманизм (человек и его проблемы, а не Бог ставятся в центре внимания). В период раннего Возрождения, заметное влияние на мир и жизнь общества оказали такие гуманисты как Пика делла Мирандола, Джордано Бруно, Николай Кузанский и др. Они смотрели на мир не как на искаженное отражение идеальной, божественной реальности, а как на творение Бога, которое было прекрасным само по себе. Люди создают себя сами, и их творческая способность связывает их с Богом. Человек здесь предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться. Происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» с пафосом писал: - «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь». Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.
Одно из первых проявлений свободомыслия — переход к пантеизму. Пантеизм – это философская концепция, которая настаивает на том, что природа во всех проявлениях и есть Бог. Пантеизм растворяет Бога в Природе. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире.
Антиклерикализм – резко критическое отношение к культовым обрядам и служителям католической церкви. Реформация (XVIв.) нанесла сильнейший удар по римской церкви, по её претензиям быть посредником между душами людей и Богом. Реформированная религия (лютеранство, кальвинизм) утверждает: человек достигает спасения не в силу следования католическому культу, а в силу собственной веры, даруемой Богом. Отрицается руководящая роль католического духовенства в духовной жизни мирян. Яркой чертой эпохи является появление творческого философско-литературного жанра, который называется утопия. Уто́пия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство».
Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Одними из самых известных утопистов считаются итальянский поэт Томазо Кампанелла и.английский философ и политик Томас Мор. Кстати, название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.
________________
Таким образом, философия Средневековья испытывала на себе большое влияние идей античности и христианства. Основное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Эпоха Возрождения, которая знаменует собой возврат общества к идеалам античности, переосмысливает такой подход и закладывает основы философии свободной от религиозного мировоззрения.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте общую сравнительную характеристику философии двух эпох, средневековой и эпохи Возрождения. 2. Почему средневековую философию называют «служанкой богословия»? 3. В чем смысл идеи христианского противоречия души и тела? 4. Рассудите спор реалистов и номиналистов. 5. Охарактеризуйте теорию познания Фомы Аквинского. 6. В чем отличие теоцентризма от гуманизма? 7. Охарактеризуйте содержание понятия пантеизм, его значение. 8. Дайте понятие антиклерикализму, назовите его последователей, обоснуйте его истоки и значение. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVII – XVIII в.в.)
1. Общие черты философии Нового времени 2. Проблема метода познания в философии Нового времени 3. Философия эпохи Просвещения XVIIІвек.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|