Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи философии эпохи Возрождения.




 

В период Возрождения (XV—XVI века) мнение о беспомощности человека было поставлено под сомнение. Человек предстает в новом свете, в эту эпоху он уже не раб Божий, а личность, которая мыслит, творит и созидает. Идею теоцентризма сменяет гуманизм (человек и его проблемы, а не Бог ставятся в центре внимания).

В период раннего Возрождения, заметное влияние на мир и жизнь общества оказали такие гуманисты как Пика делла Мирандола, Джордано Бруно, Николай Кузанский и др. Они смотрели на мир не как на искаженное отражение идеальной, божественной реальности, а как на творение Бога, которое было прекрасным само по себе. Люди создают себя сами, и их творческая способность связывает их с Богом. Человек здесь предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться.

Происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.

Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» с пафосом писал: - «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».

Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.

 

Одно из первых проявлений свободомыслия — переход к пантеизму. Пантеизм – это философская концепция, которая настаивает на том, что природа во всех проявлениях и есть Бог. Пантеизм растворяет Бога в Природе. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Наиболее представительные фигуры этой формы свободомыслия — Николай Кузанский и Джордано Бруно.

 

  ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) — философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. И развил ее. Так, он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Дж. Бруно выдвинул, таким образом, фундаментальную идею множественности миров. В 52 года он был сожжен на «Площади цветов» в Риме. Его уговаривали раскаяться, отказаться от своих идей, но он был непреклонен.
Наиболее известный гуманист позднего Возрождения – ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536). Главное его сочинение — «Похвальное слово Глупости». Он считал, что церковь не нужна как посредник между Богом и людьми, более того, она искажает подлинный смысл религии. Подлинное значение религии Эразм Роттердамский в поддержании мира, человеколюбии, согласии, а схоластические споры служителей церкви второстепенны. Человек должен понимать Библию своим умом. Таким образом, позиции церкви начинает подтачивать общественная мысль.

 

Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире.

 

Антиклерикализм – резко критическое отношение к культовым обрядам и служителям католической церкви. Реформация (XVIв.) нанесла сильнейший удар по римской церкви, по её претензиям быть посредником между душами людей и Богом.

Реформированная религия (лютеранство, кальвинизм) утверждает: человек достигает спасения не в силу следования католическому культу, а в силу собственной веры, даруемой Богом. Отрицается руководящая роль католического духовенства в духовной жизни мирян.

Яркой чертой эпохи является появление творческого философско-литературного жанра, который называется утопия. Уто́пия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство».

 

Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Одними из самых известных утопистов считаются итальянский поэт Томазо Кампанелла и.английский философ и политик Томас Мор. Кстати, название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.

 

________________

 

Таким образом, философия Средневековья испытывала на себе большое влияние идей античности и христианства. Основное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Эпоха Возрождения, которая знаменует собой возврат общества к идеалам античности, переосмысливает такой подход и закладывает основы философии свободной от религиозного мировоззрения.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую сравнительную характеристику философии двух эпох, средневековой и эпохи Возрождения.

2. Почему средневековую философию называют «служанкой богословия»?

3. В чем смысл идеи христианского противоречия души и тела?

4. Рассудите спор реалистов и номиналистов.

5. Охарактеризуйте теорию познания Фомы Аквинского.

6. В чем отличие теоцентризма от гуманизма?

7. Охарактеризуйте содержание понятия пантеизм, его значение.

8. Дайте понятие антиклерикализму, назовите его последователей, обоснуйте его истоки и значение.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVII – XVIII в.в.)

 

1. Общие черты философии Нового времени

2. Проблема метода познания в философии Нового времени

3. Философия эпохи Просвещения XVIIІвек.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных