Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Немецкая классическая философия (XVIII - XIX в.в.)




 

 

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

 

Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII века и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, (т.к. она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

 

Основоположником немецкой классической философии являлся ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.  

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический».

 

В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Все живое на Земле, в том числе и человек - результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

 

И. Кант о познании.

 

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма (учение, утверждающее непознаваемость мира). Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.

 

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум.

Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и вещи как они существуют сами по себе (ноумены). Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.

Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере. Познание возможно лишь в результате их синтеза.

 

И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

 

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

 

Этические взгляды И. Канта.

 

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): Суть его в следующем:

Ø поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства;

Ø относиться к другим людям надо так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;

Ø к человеку нельзя относиться, как к средству для реализации своих интересов.

И. Кант - «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

 

 

Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

 

Философские взгляды ИОГАННА ФИХТЕ изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».

Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции». Согласно которой, Фихте:

Ø отвергает кантовскую идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности;

Ø единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир;

 

Ø считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я";

 

Ø вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;

 

само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).

 

 

 

Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.

 

Философия Ф. Шеллинга.

 

Философские идеи ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.

Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

 

В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 

 

Философия ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ (1770-1831) считается вершиной немецкой классической философии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, оставил мыслящему человечеству большое философское наследие, которое включает в себя такие его труды, как «Феноменология Духа», «Наука логики», «Философия природы», «Энциклопедия философских наук» и др.

 

Для Гегеля философия представляет собой высшую форму теоретического знания о мире и его познания. Он говорил о философии как о науке, науке об истине мира и познании этой истины. Именно с философией Гегель связывал постижение сущности мира, то он считал философию особой наукой, наукой наук.

 

Суть философии Гегеля.

 

Существуют некая объективная сила, определяющая ход истории, не зависящая от воли и сознания людей, определяющая общественное мнение, общественную среду, взгляды и волю людей. Эта объективная основа не остается неизменной, она меняется по линии прогресса, и когда она это происходит, меняется и общество в целом. Эта сила – Абсолютный Дух. Абсолютный Дух воплощается в народном духе. Дух народа – совокупность представлений народа – философских, научных, религиозных, эстетических. Абсолютный дух воплощается на каждом этапе развития в дух какого-либо народа. Такой народ становится передовым, и определяет развитие общества в целом. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания свободы. Каждый новый шаг – движение к свободе человека.

 

Таким образом, согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы.

 

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

 

Ø субъективный дух;

Ø объективный дух;

Ø абсолютный дух.

 

Ø Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Ø Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом" (право, нравственность, гражданское общество, государство).

Ø Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью").

 

Абсолютная идея - это:

Ø единственно существующая подлинная реальность;

Ø первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Ø Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

 

Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция.

 

В развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩННОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» - это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

 

Диалектика Гегеля

 

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

 

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

 

• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

 

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, не могут друг без друга существовать, а значит едины по своей сути и взаимодействуют (например без понятия «зло», исчезает понятие «добро»);

 

• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

 

 

Социально-политические взгляды Г. Гегеля:

Ø государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

Ø право - наличное бытие (воплощение) свободы;

Ø общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

Ø богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

Ø противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;

Ø противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

Ø "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

Ø сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

____________________________

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных