Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схоластика и Фома Аквинский




Схоластика (лат. «ученый», «школьный») – этап средневековья с VII по XIV вв. В своём первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Схоласты искали рациональные пути познания Бога. Так, если во времена Тертуллиана можно было сказать «верую, ибо абсурдно», т.е. верую без доказательств, то в период схоластики начались основательные поиски более рациональных основ веры.

Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Эта проблема сама по себе логическая, однако, зная религиозный характер средневековой философии, можно предположить, что схоластов волновала вовсе не логика. И действительно, волновал их не столько вопрос, обладают ли общие понятия самостоятельным существованием, или же они только знаки, сколько вопрос о природе самого главного общего понятия. Это, как нетрудно догадаться, Бог.

В зависимости от ответа, схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин) наиболее последовательно вели религиозную линию, они считали, как и Платон в античности, что понятия, или идеи, и обладают подлинным существованием. Универсалии существуют до вещей, но не в мире идей, как у Платона, а в божественном разуме. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина, сейчас его смысл почти полностью противоположен.

Номиналисты же предполагали, что понятия лишь имена для обозначения единичных вещей (Росцелин, Пьер Абеляр). За номинализмом часто стояла атеистическая позиция. Концептуалисты, средняя позиция, отказывались сделать выбор; они считали, что понятия есть лишь в человеческом уме, но их статус неясен.

Типична для эпохи схоластики теория «двойственной истины», согласно которой истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира (У. Оккам). Будучи призвана помирить философию и теологию, она на практике во многом служила их окончательному разрыву. Сам Оккам потряс современников своим трактатом, в котором не использовал ссылок на Библию, обходясь философскими рассуждениями с позиций логики и здравого смысла. Известен методологический принцип Оккама – т.н. «Бритва Оккама»: «Не нужно множить сущности без необходимости»[i].

Наиболее крупным представителем средневековой схоластики считается Фома́ Акви́нский (1225— 1274 г.). Его философия стала частью официальной католической религиозной идеологии. Ф. Аквинский - основатель томизма, разновидности католической христианской философии.

Ф. Аквинский, как и У. Оккам, считал, что гармония веры и разума вполне возможна, так как и то, и другое созданы Богом, а значит, Бог хотел, чтобы были два пути к познанию. И вера, и разум познают Бога и созданный им мир, а поэтому разнобоя между ними быть не может. Впрочем, Фома Аквинский не упускал случая подчеркнуть преимущества веры над разумом. Он считал, что христианская вера уже знает истину, а разум же её только ищет, постоянно ошибаясь. Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно исходящий от Бога. Разум же лишь «естественный свет», воплощенный в истинах философии.

Однако, несмотря на пренебрежение наукой, Ф. Аквинский предпринял попытку логического обоснования существования Бога. Он выдвинул пять однотипных доказательств, сводящихся к тому, что Бог есть, т.к. у каждого движения есть причина, а цепь причин не может быть бесконечной, у каждого следствия есть причина, человек не может быть высшим совершенством, необходимо высшее совершенство и т.д.

Философия Фомы Аквинского – наивысшее развитие средневековой теологии и одновременно начало её упадка. После Ф. Аквинского средневековая теология, в основном, развивалась в рамках, очерченных им.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных