Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эллинистической эпохи




Философия эллинизма - философия эпохи упадка государства, культуры. Поэтому главные философские школы периода (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) обращаются к проблемам личной жизни человека, его счастья в своём маленьком мире. Если в классический период успех и счастье немыслимы без общества и служения ему, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политико-социальной сферы.

5.1. Эпику́р считал, что философия - практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь. Нужно избавиться от страха перед богами и смертью. Мудрость избавляет и от того, и от другого, дает моральное и физическое здоровье. Боги, по Эпикуру, не имеют отношения к жизни людей, т.к. допускают бытие зла, поэтому они скорее плод незрелого сознания. Страх смерти так же ложен, т.к. смерть есть тогда, когда нас уже нет. Эпикур говорил: «пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Девиз Эпикура – «проживи незаметно». Начало потребностей человека материально, и в них нет ничего постыдного. Счастье – в наслаждении, дружба и знание – важнейшие духовные блага. Эпикур - представитель гедонистического направления в эвдемонизме, так как он был склонен отождествлять счастье и удовольствие.

Однако удовольствие Эпикур напрямую связывает с понятием «мера», указывая, что нарушение меры ведёт к притуплению чувства удовольствия. Простая еда после тяжелого дня, говорил Эпикур, доставляет больше удовольствия, чем изысканные яства пребывающему в праздности.

5.2. Скептицизм основан Пирро́ном (IV в. до н.э.). Это учение во многом сходно с учением Эпикура, но оно более радикально. Пиррон нашел нового противника человека, ищущего покоя. Это не только его желания, потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Нужно отказаться от иллюзии познания. Познание мира или себя не так уж нужно для жизни; Пиррон считал, что надо просто отдаться жизни, и она сама подскажет что делать.

5.3. Стоици́зм (IV века до н. э. - III века н. э.) – довольно пессимистическая философия, характерная для периода эллинизма; смысл жизни согласно ней - следовать природе, уйти от житейских волнений, хаоса жизни, сосредоточиться на себе. Нужно стремиться к состоянию апатии, когда у человека нет страстей или влечений, он спокоен и управляет собой. Характерно для стоиков и представление о том, что нельзя пытаться что-то изменить в жизни, бороться с ходом жизни; жизнь у стоков – сильная река. Разумный покоряется ей сам, неразумный же всё равно плывет по течению, но страдает от бесплодной борьбы с ним. К стоикам себя относил даже император Рима Марк Аврелий, поэтому это вовсе не философия «низов». Пессимизм её – дитя эпохи эллинизма.

Известным стоиком был и Сенека, известный множеством афоризмов. Его интересовали этические проблемы за себя говорят названия его диалогов: «О гневе», «О душевном покое», «О стойкости мудреца» и др. Наиболее известны его «Нравственные письма к Луциллию».

5.4. Неоплатонизм (III—V вв. н. э.), основатель Плотин. Неоплатонизм нетипичен для философии эллинизма и скорее похож на прототип христианства. Это неудивительно, т.к. поздний неоплатонизм развивается в то же время, что и ранее христианство. Весь мир у неоплатоников – своеобразная лестница, иерархическая система, наверху её - Единое (оно же Бог, оно же благо). Вторая ступень - это ум и идеи, третья ступень - душа, далее идет тело. Неоплатоники считали, что низшие ступени получаются эманацией («истечением») из высших, и низшие ступени всегда стремятся назад к высшим.

5.5. Распад античного мира и культуры. Роковую роль для античной философии сыграло постепенно усиливавшееся противостояние с набиравшими силу религиозными культами. После принятия христианства Римом в IV в. постепенно исчезает терпимость к идеологическому плюрализму, необходимому для философии. В конце IV-нач. V в. н.э. практически перестаёт существовать Александрийский мусейон, приютивший многих пифагорейцев. Разграблена и уничтожена религиозными фанатиками (сначала христианскими, а затем в VII в. и мусульманскими) богатейшая библиотека античного культурного и научного наследия. По легендам, в 646 г. халиф Омар приказал сжечь все оставшиеся александрийские книги, обосновав это так: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, тот они бесполезны. Если же в них говорится что-то другое, то они вредны».

Рисунок 3 Разрушение Александрийской библиотеки

В 529 г. н.э. император Юстиниан закрывает последнюю в империи философскую школу в Афинах, основанную еще Платоном (Академия). Лишь века спустя, в эпоху Возрождения, стало возможным возрождение Платоновской академии в Италии (это произошло в г. Каредже).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных