Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эпохи Просвещения




Эпоха Просвещения - конец XVII в. - XVIII в. Философы-просветители выступали за совершенствование («просвещение» светом разума) общества и человека, развитие науки и прогресса.

Основные черты Просвещения:

· антиклерикальная направленность;

· неразрывная связь с естествознанием;

· доминирование антропосоциальной проблематики;

· направленность на изменения в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества»;

· критика рационализма, направленность на опыт;

· отказ от тезиса об изначальной греховности человека;

· представление о человеке как «гражданине мира» (космополитизм).

Просвещение выражало настроения нарождавшейся буржуазии с её мирскими, практическими интересами. А нтиклерикализм был следствием того, что церковь в те времена обладала слишком большими владениями и активно вмешивалась в государственные дела и общественную жизнь. Проявлялась и религиозная нетерпимость, расправы с еретиками и инакомыслящими. Ощущалось, что перемены не только необходимы, но они скоро будут, и вопрос состоял в том, в каком направлении они пойдут.

Поэтому Вольте ́ р считал, что только избавлением разума от религии можно перестроить общество. Любая из религий, не прошедшая критики разумом, есть не более чем суеверие. Религиозному фанатизму Вольтер противопоставил концепцию «естественной религии» - это религия, которая включает общие для всех принципы нравственности. Универсальный для всех принцип таков: «делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Религия же имеет много специфических, «местечковых» норм, неприемлемых для человечества в целом. Такая религия ложна. Моральные категории добра и зла независимы от Бога.

Вольтер говорил о материальности души и сознания человека. Он отстраняет Бога от предопределения человеческой судьбы. Человек не зависит от Бога и подчинен только законам природы.

Проблема человека в обществе, отношений человека и общества заняла центральное место и у других просветителей. Обсуждались вопросы природы человека, его нравственности, проблема совместимости «частного человека» и общества.

Человек рассматривался просветителями как всецело физическое, материальное существо. Так, по мнению Ж. Ламетри, душа — та часть нашего организма, «которая мыслит». Человек, по Ламетри, сложная машина, которая может мыслить, чувствовать, ощущать. Однако у людей есть ещё и разум, и он необходим в жизни, политике. Если бы все монархи, считал Ламетри, были достаточно просвещенными людьми, все жили бы спокойно. Мораль и религия нужны, но Ламетри допускал возможность нравственного атеистического общества, ибо «добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто у набожного человека держатся... на одной нитке». Мерило добродетели – общественная полезность.

Жан-Жак Руссо ́, развивая антропосоциальную тематику, показал противоречивость развития цивилизации. Он призывал вернуться к простоте первобытной жизни, отказаться от излишеств цивилизации. Главный корень всех зол и неравенства, по Руссо, частная собственность. Руссо – один из сторонников социалистических идей; он выступал за перераспределение доходов, освобождение от налогов бедных и повышение налогов для богатых.

П. Гольбах отвергал идеализированное Руссо первобытное состояние общества и считал, что «естественное состояние» является надуманным. Человек не может жить вне общества, а отказ от его достижений - деградация. Проблемы общества и его развития преодолимы. Источник пороков и бедствий общества — невежество, заблуждения.

В целом, философия Просвещения породила целую гамму гуманистических идей, отстаивала пути мирного реформирования общества. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Произошло преодоление наследия средневековья и построение основы нового миропонимания – гуманистичного, оптимистичного.

Вместе с тем, свобода, равенство и братство стали лозунгами т.н. буржуазных революций, происходивших в те времена во Франции, Англии. Они приводили к затяжным гражданским войнам, политическим и социальным кризисам. Оценка этих явлений и их связи с философской основой не может быть простой и однозначной (любая красивая идея может стать основой для бесчеловечной практики, как это показывают примеры религиозной нетерпимости, классового террора, массовых репрессий и т.д.). В современной литературе довольно часто говорится о т.н. идеалах Просвещения, которые оцениваются как разрушенные (в результате кризиса либеральных ценностей или проблем, порожденных развитием науки и технологий), или же как актуальные, находящиеся в закономерном развитии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных