Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Натурфилософия эпохи Возрождения




В XVI в. начинается бурное развитие естествознания, которое изменяет и философию, и образ мышления многих людей. Оно связано с именами Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея.

Леонардо да Винчи известен как художник, ученый, изобретатель. Однако у него были и философские идеи. В целом, он выступал с позиций эмпиризма, и утверждал, что опыт является основой знания. Его интересовало соотношение эмпирического и теоретического уровней познания; он считал, что лишь теория является подлинно научным результатом, и она придает законченность всему зданию, состоящему из экспериментов. В построении теории Леонардо первенствующую роль отводил разуму. Леонардо даже как художник обращался к опытным наукам, прежде всего, анатомии, отвергая иконописные традиции, он стремился изображать человека во всей его телесности. Без хорошего знания анатомии это невозможно.

Средневековая картина мира представляла собой причудливую смесь учения Аристотеля о небесных телах и сферах с христианской мифологией, берущей начало в древнееврейских преданиях. Мир представлялся сотворенным и неизменным, звезды представлялись прикрепленными к твёрдому небосводу. Иногда их представляли как светильники, зажигающиеся ночью, иногда как ангелов. Плоская Земля, сотворенная Богом, являлась центром мира, вокруг неё же вращалось Солнце.

Одним из знаменитых достижений естествознания того времени было создание Николаем Коперником гелиоцентрической («гелиос» - Солнце) системы мира. Земля потеряла привилегированное положение и стала лишь одной из многих планет, вращающихся вокруг Солнца. Это было опровержение геоцентрической системы Аристотеля-Птолемея. Поэтому «коперниканская революция» - синоним переворота, революционных изменений. До конца жизни Коперник не публиковал своей работы, опасаясь преследований инквизиции.

Известные астрономы Т. Браге и И. Кеплер также вносят свою лепту в развитие науки. Они отвергают круговые орбиты планет и выясняют, что на деле планеты вращаются по эллипсам. Кеплер описывает дважды вспышки сверхновых звезд, что показывает наличие в космосе изменений, эволюции. Измерения скорости движения планет и межпланетных расстояний окончательно рушат средневековую картину мира – оказывается, что никакого твёрдого неба нет, а планеты и звёзды расположены гораздо дальше, чем это казалось. Человечество впервые заглянуло в бездну космоса.

Успехи в развитии естествознания определили возрождение античного интереса к философии природы - натурфилософии. Н овые космологические идеи появляются, например, в XV в. у Николая Кузанского. Бог в философии Кузанского пребывает в мире, Бог – это всё сущее, Бог содержит мир в себе (пантеизм). Мир не бесконечен, но у него нет и видимых пределов. Земля не центр Вселенной.

Тезис о бесконечной Вселенной был подхвачен знаменитым философом и пропагандистом науки Джордано Бру ́ но. Вселенная, по его мнению, не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть Самодвижение материи – причина всех изменений во Вселенной. Существует бесконечное число миров, у каждого есть свой центр-звезда. У Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. Поэтому его пантеизм натуралистичен.

Деятельность знаменитого Г. Галилея протекала в конце XVI- нач. XVII века. Его громкие научные открытия сыграли немалую философскую роль. Один из знаменитых опытов Галилея был ошеломляющим для современников. Когда он бросал с Пизанской башни мушкетную пулю и пушечное ядро, все ожидали, что, в соответствии с учением Аристотеля, тяжелое ядро упадет быстрее. Однако на деле и то и другое падали вместе. Постепенно многие положения физики Аристотеля (о движении, инерции и т.д.) оказались опровергнуты Галилеем с помощью экспериментального метода. Галилей понял его по-иному, чем это было у экспериментаторов античности и средневековья. Эксперимент по Галилею – не слепой перебор и не подтверждение для того, истинность чего уже установлена теоретически. Эксперимент – это попытки опровергнуть наши представления с помощью специального создания ситуаций, где это возможно, где наши представления могут не работать, оказаться ошибкой. Конечно, этот метод быстро вышел за рамки естествознания, т.к. слишком явно показывал, что любые, самые распространенные, самые самоочевидные мнения могут оказаться ошибкой в экспериментальной проверке. Галилей ставил крест не только на науке Античности, требуя её перепроверки, но и философии, теологии. Становилось ясно, что во всех интеллектуальных сферах необходимо коренное обновление и пересмотр оснований, что и происходило в Новое временя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных