Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хронология и особенности философской мысли России.




Русская философия, в целом, антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике. Особенностью русской философии также является то, что в России произошло переплетение двух типов культур и двух типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского, более иррационального.

Особенности русской философии:

1) Преимущественно религиозный, религиозно-мистический характер философствования.

2) Замкнутость, своеобразность, обусловленная изоляцией от Европы до 17-го века.

3) Сильная противоречивость в понимании мира, человека, истории, заостренность проблем как следствие борьбы языческих и христианских идей русской культуры.

4) Эмоционально-образный, художественный стиль философствования, склонный к интуиции, а не логике.

5) Внимание к проблеме России и Запада, теме России, постижению смысла её существования в истории.

6) Стремление к целостному знанию, нравственно-антропологический характер.

7) Неблагоприятные условия существования как при царском, так и при советском режиме.

8) Неофициальный характер, нет чистого теоретизирования, внимание к злободневным вопросам, нравственно-практическая направленность.

8) Идея апокатастазиса - спасение всех людей без исключения: и праведников, и грешников

9) Идеи панславизма (объединения всех славян) – Юрий Крижанич.

 

Этапы становления русской философии:

1. X—XII вв. Появление первых литературных произведений - «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Поучение» Владимира Мономаха. Это были социально-этические произведения, большое внимание уделялось политическим вопросам.

2. XIII—XIV века - татаро-монгольское нашествие, упадок культуры.

3. XIV - XVI в. - образование русского централизованного государства, соединение церкви и государства. Искусство, литература развиваются в религиозном русле (Феофан Грек, Андрей Рублев).

4. XVII-начало XX в. – появление большого числа мыслителей, развитие и усложнение проблематики.

5. 1917-1989 г. – господство советской интерпретации философии марксизма.

6. с 1989 г. (празднование 1000-ти летия крещения Руси) – современная философия в России.

 

14.2. Философские, этические и политические идеи в рамках религиозной мысли России XIV – XVI в. Одно из известных интеллектуальных противоборств времен Московской Руси - полемика иосифлян и нестяжателей. Их лидеры — Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Нестяжатели выступали за то, чтобы церковь не имела собственности, а монахи жили аскетично. Еретиков нельзя наказывать, это может только Бог. Иосифляне же поддерживали обогащение монастырей как возможность для церковной помощи нуждающимся. С еретиками нужно бороться, в том числе, с помощью государства. Победили в этой полемике иосифляне.

Взгляд на Москву как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем концепции «Москва — третий Рим». Первый Рим и второй (Константинополь) пали, а третий Рим (Москва), как считал Филофей, будет стоять вечно. Причина для этого – то, что Москва и Русь – единственные носители правильной версии христианства.

Этика 16-го века нашла отражение в знаменитом «Домострое» - консервативном произведении о том, как следует строить семью, воспитывать детей. Этика «Домостроя» довольно жестока и утверждает идеал патриархальной семьи с безусловным господством мужчины. Жесткие правила регламентируют отношения как внутри семьи, там и родственные, общественные связи.

18-й век – начало научной деятельности, деятельность Ломоносова, который оставил след как в науке, так и философии. Ломоносова называли «русским Сократом», он был сторонником деистического материализма (признавал существование бога, но отрицание религиозной догматики, сверхъестественных свойств бога).

14.3. Славянофилы и западники. Наиболее известное и длительное идейное противостояние в русской философии – споры славянофилов и западников. Дискуссия обычно формулировалась как ответ на вопрос, есть ли свой путь у российской цивилизации, или она должна стараться приспособиться к европейским (а ныне и американскому) образцам? Этот спор можно считать частью общего культурологического, философского спора вокруг того, все ли цивилизации проходят одни и те же стадии модернизации, как и западная цивилизация, или есть другие альтернативы.

Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) считал православие началом всей русской жизни, отказывались от понимания западной культуры как образца. Русскому народу славянофилы приписывали особое свойство - «соборность», т.е. склонность к коллективизму. Так же, соборность понимается и в религиозном смысле, как единство верующих.

Западники же (П. Я. Чаадаев,А. И. Герцен,В. Г. Белинский) основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. Так, по Чаадаеву, великое будущее России связано с европеизацией и пробуждением творческих сил народа.

Представителями революционно-демократическойидеологии были В. Г. Белинский, А.И. Герцен,Н.П. Огарев. Они боролись за просвещение, выступали против самодержавия. Философии придавали, прежде всего, практическое значение. Методом преобразования общества они считали революцию. А. И. Герцен – автор концепции «русского социализма» на основе русской общины, артельного труда. Одним из наиболее радикальных представителей западничества в России был М. Бакунин, проповедовавший идею безгосударственного социализма (анархизм). В целом уже к середине XIX века философия стала восприниматься властями как опасный источник свободомыслия, что привело к запрету преподавания философии повелением Николая I в 1850 г.[iv]

Почвенничество - идейное продолжение славянофильства в 60—80-е гг. XIX в. Один из его представителей - Ф. М. Достоевский – литератор, один из самых модных представителей России на Западе. Атеистический социализм в Европе оценивается Ф.М. Достоевским крайне негативно.

Ему принадлежит изречение «красота спасет мир». Известна притча Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы», смысл которой в том, что мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни. Всеобщее счастье не может быть достигнуто ценой бедствий других. Достоевский высоко ставит человеческую свободу, прежде всего, духовную; гимном свободе называют его известную «Легенду о Великом инквизиторе».

14.4. Н. Данилевский о культурах и «славянском типе». Теория многообразия типов культур Н.Я. Данилевского. Данилевский считал неверной точку зрения, что каждая культура, подобно организму, развивается схожим образом. Он страстно отстаивал уникальность культур и несводимость их друг с другом. Вместо понятия «цивилизация» он употреблял термин «культурно-исторический тип» - это общество, объединенное общностью исторического, религиозного, социального, бытового, промышленного, политического развития.

В идеологии Данилевского существенное место занимал и национализм; он считал, что славянский тип культуры - культура будущего, именно эта культура лучше и гармоничнее других. Общечеловеческой цивилизации, по его мнению, нет и быть не может.

14.5. Религиозно-идеалистическая философия XIX в. развивалась в работах В. Соловьева. Он развивал идею всеединства – объединения христианских церквей, духовного мира человека на основе христианских ценностей. Соловьев описывал божественную премудрость в образе Софии. София посетила его в ходе видения, которое явилось ему во время пребывания в Египте. Человек нравственен, если только он служит абсолютному добру, то есть Богу. В гносеологическом аспекте, Соловьев считал, что ни опыт, ни разум не могут дать подлинного знания, и нужно его дополнение мистическим компонентом.

В 20-м веке идеи Соловьева продолжались целой плеядой религиозных идеалистов - Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком, И. Ильиным и др.

Н.А. Бердяев определял свою философию как «философию духа, философию свободы». В книге «Смысл истории» Бердяев подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека. Социализм – лишь новое рабство, нельзя отвергать старые ценности – соборность, свободу, духовное самосовершенствование.

14.6. Философия космизма о космическом измерении человеческой цивилизации. 20-й век российской философии также ознаменовался появлением своеобразного философского направления – космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский). Один из его основателей,Н. Федоров, призывал взглянуть на судьбы человечества с позиций космического измерения бытия. Центральная идея - единства человека и космоса, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. Федоров отвергал догматизированную религию, Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, а как верховный Разум.

Федоров мечтал преодолеть смерть. Необходимо, по его мнению, воскресить всех умерших, причем не в потустороннем мире, а в этом, и не духовно, а физически. Воскрешение не означает ожидания чуда, а предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении. Нужно не только оживить умерших, но и оживить тех, кто жив, но скован, не творит. Эта концепция отрицала грань между живым и неживым, между душой и телом.

Чтобы выжить, люди должны заселять космос. Концепция «общего дела» Федорова здесь - человеческая регуляция природы, управление её силами. Федоров считал вполне возможным сдвинуть Землю с постоянной орбиты и отправить её в космические просторы.

Сильное впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э. Циолковского. Циолковский говорил: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели». Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. Материя бесконечна в своём развитии, и человек не является последней ступенью. Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Человек не одинок во Вселенной. Человечеству предстоит идти вперёд. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов нашла своё развитие в квантовой космологии.

Ноосфера как синоним «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, сферы разума – термин-концепция В.И. Вернадского. Ноосфера – сфера гармонии природы и культуры.Появление разума и итога его деятельности - науки - главнейший факт в формировании планеты. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель.

14.7. Современная философия в России. После окончания советского этапа философия России стала более разнообразной – ушла приверженность только одной идеологии. Стали публиковаться работы разных авторов самых разных политических и философских взглядов, в том числе, религиозных. Вместе с тем, потеря философией идеологических функций означала не только свободу философствования, но и уход философии в некоторое «подполье».

Для современности характерна актуализация как давней тематики, казалось бы, канувшей в лету – спора западников и славянофилов-евразийцев, так и появление новых исследований. Среди современных евразийцев, приверженных идее об особой цивилизационной роли России, известны имена А.Дугина, А. Проханова. Современные западники, отстаивающие европейские политические и мировоззренческие ориентации – С. Кургинян, В. Познер.

Среди наиболее цитируемых современных российских специалистов по философии – Гайденко П.П., Степин В.С., Лекторский В.А., известные исследованиями по гносеологии, истории познания. Широко известны этические работы А. Гусейнова. Среди наиболее сильных научных школ – Институт философии РАН, НИУ «Высшая школа экономики», философский факультет СПбГУ.

 

 

 

 

 

Примерные вопросы к семинарам

Вопросы к семинару №1 Философия Древнего Востока

1. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм.

2. Ведический период - Ригведы, брахманизм, веданта.

3. Философские школы миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

4. Философия джайнизма и буддизма.

 

Вопросы к семинару №2. Античная натурфилософия

1. Основной вопрос философии и варианты ответа на него.
2. Типы мировоззрений. Философия как мировоззрение. Соотношение философии с другими видами мировоззрений (мифологическим, религиозным).
3. Космологические идеи в милетской школе.
4. Проблема бытия в элейской школе - Парменид, Зенон Элейский.
5. Современные взгляды космологии на вопрос первоначала.

Вопросы к семинару №3. Античная натурфилософия

1. Атомистические идеи в античности – Левкипп, Демокрит, их роль для современной науки.
2. Эмпедокл и его учение о четырех стихиях.
3. Общая характеристика классического периода античной философии.
4. Учение софистов (Протагор, Гиппий, Продик и др.).

Вопросы к семинару №4. Классический период античности

1. Философия и диалектика Сократа – майевтика как метод достижения истины.
2. Трактат «Государство» Платона – устройство идеального государства.
3. Учение Платона об "эйдосах", представления о душе, проблема души и тела.
4. Аристотель как систематизатор научного знания.
5. Метафизика Аристотеля. Учение о душе.

Вопросы к семинару №5. Эллинистический период Античности

1. Эллинистический период Античности – общая характеристика.
2. Школы неоплатонизма, стоицизма, скептицизма – общая характеристика.
3. Этика Эпикура.
4. Школа киников. Антисфен и Диоген Синопский - жизнь, высказывания.

Вопросы к семинару №6. Философия Средневековья

1.Предпосылки становления философии средних веков, основные периоды и характеристики.
2.Учение о познании Августина. Концепция «двух градов». Проблема свободы воли.
3. Проблема универсалий в номинализме и реализме.
4. Вопрос о сущности и существовании в схоластике, взгляды схоластов на науку.
5. Вера и разум в философии Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.

Вопросы к семинару №7. Возрождение

1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Начало гуманизма.
2. Развитие науки в эпоху Возрождения – идеи и представители (гелиоцентризм Коперника, Галилей, Бруно, бесконечная Вселенная Кузанского).
3. Политические теории: теория Н. Макиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.
4. Проблемы религии и политики, Реформация (Э. Роттердамский, М. Лютер).

Вопросы к семинару №8. Философия Нового Времени

1.Основные характеристики и периоды философии Нового времени.
2. Научная революция в эпоху Нового Времени. Мировой механизм Ньютона, эмпиризм Ф. Бэкона, правила научного метода Р. Декарта.
3. Рационализм и эмпиризм – основные философские течения Нового времени, их идейные представители.
4. Политические теории Т. Гоббса и Д. Локка.
5. Общая характеристика немецкой классической философии.
6. Этика и мораль в философии И. Канта. Моральный императив.

Вопросы к семинару №9. Немецкая классическая философия

1. Идеи Канта о познании. Понятия трансцендентного и трансцендентального.
2. Концепция Г.В.Ф. Гегеля о порождающем Абсолютном Духе. Объективная и субъективная диалектика.
3. Модель всемирной истории у Г.Гегеля, всемирная история и диалектика.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Вопросы к семинару №10. Философия 19-го века

1. Основные характеристики позитивизма как философского направления, этапы его развития.
2. Позитивная философия О. Конта.
3. Верификация (Л. Витгенштейн) и фальсификация (К. Поппер) как критерии научности.
4. Иррационализм в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

Вопросы к семинару №11. Философия марксизма

1. Законы диалектики в марксизме и их применение к истории, обществу и человеку.

2. Философия истории марксизма (формации, материалистическое понимание истории).

3. Практика и понятие отчуждения в марксизме.

4. Специфика советского марксизма (по первоисточнику – Межуев В.М. Маркс против марксизма).

5. Переосмысление и критика марксизма в неомарксизме (Лукач, Грамши, Маркузе, Фромм).

 

Вопросы к семинару №12. Философия 20 века

1. Общая характеристика философии 20 века. Сциентизм и антисциентизм в философии 20 го века.

2. Иррационализм в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

3. Проблемы, достижения и основные представления психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

4. Герменевтика как истолкование текстов (В.Дильтей, Ф. Шлейермахер).

5. Структурализм и постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Р. Барт) – понимание человека и общества, модерн и постмодерн.

6. Понятие симуляции и симулякров (по первоисточнику Ж. Бодрийяр «Система вещей»).

Вопросы к семинару №13. Философия 20 века – социальные теории

1. Индустриальное и постиндустриальное общество. Теории постиндустриального и информационного общества – Д. Белл, Э. Тоффлер.

2. Глобальные проблемы современности, вызванные наступлением постиндустриального и информационного общества.

3. Критика позитивизма. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

4. Цивилизационные теории – А. Тойнби, С. Хантингтон.

5. Концепция «конца истории» Ф.Фукуямы и современная политическая ситуация – сходства и противоречия.

 

Вопросы к семинару №14.Русская философия 11-19 века

1. Русская философия: основные этапы, особенности и тенденции развития.

2. Философская мысль в Киевской и Московской Руси. Первые древнерусские философы - Илларион, Вл. Мономах.

3. Реформаторская деятельность Петра I и влияние западноевропейской культуры на развитие русской философии. Материалистическая философия М.В. Ломоносова.

4. «Русская Идея» и тема России в отечественной философии.

5. Русские идейно-философские течения XIX в. (западники, славянофилы, революционные демократы, народники, почвенники).

 

Вопросы к семинару №15. Русская философия 19-20 века

1. Материализм и атеизм П.Я. Чаадаева, М.А. Бакунина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

2. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков (НА. Бердяев, Н.А. Флоренский, Л. Шестов, В. Соловьев).

3. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

4. «Философский пароход» и эмигрантская философия «Русского зарубежья».

5. Советский период развития русской философии.

6. Философия в постсоветском культурном пространстве.

 

СЛОВАРЬ

Антропосоциогенез – процесс происхождения и эволюции человека, становление человека разумного в процессе формирования общества.

Бытие – философская категория, утверждающая наличие явлений и предметов – самих по себе или как данное в сознании, а не содержательный их аспект. Категория бытия имеет предельный уровень обобщения, указывает на факт существования всей объективной и субъективной реальности в своей совокупности.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность существования объектов и последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем и процессов. К специфическим свойствам времени относятся одномерность, однородность (равноправие всех моментов времени), необратимость.

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности.

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи, изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Дедукция – метод познания, при котором осуществляется логический переход от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Детерминизм – учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных, психических явлений.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, объясняющее бытие из двух противоположных и несводимых друг к другу равноправных первоначал: материального и идеального. Так, например, французский философ Р.Декарт утверждал, что основу бытия составляют две равноправные субстанции: материальная (протяженная) и идеальная (мыслящая).

Закон – внутренняя, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и формулируется так: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и обычно формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

Интенциональность (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность) - понятие, выражающее предметную направленность сознания, его соотнесённость с предметами опыта. Сознание – это всегда сознание о чём-либо, «сознание о…».

Индукция – метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Материя (от лат. materies – материя, вещество, первичное начало) – философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и отображаемой им.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское учение, рассматривающее всё многообразие явлений мира как исходящее из одного начала – материального (материалистический монизм) или идеального (идеалистический монизм) – с последующим выведением одного из этих начал из другого, рассматриваемого в качестве субстанциального.

Небытие – термин, означающий нечто несуществующее, то, чего нет, реальное состояние, противоположное бытию. Категория небытия обозначает проблему несуществования чего бы то ни было до его возникновения и после его уничтожения.

Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, существующее реально и независимо от сознания.

Объект познания – выделенный субъектом познания, относительно обособленный фрагмент реальности, на который направлена его познавательная активность.

Онтология – учение о предельных фундаментальных структурах бытия, о сущности бытия, о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направлениях развития.

Отражение – всеобщий атрибут материи, т.е. свойство материальных предметов (образований, систем) воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных предметов (образований, систем).

Парадигма (Т. Кун) – особый способ организации знания; определенная система знаний, задающих характер видения мира; система предварительных ориентиров, условий и предпосылок в процессе построения и обоснования различных теорий.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. К специфическим свойствам пространства относятся трёхмерность, однородность (равноправие всех его точек), изотропность (равноправие всех его направлений).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, предполагающее несколько или множество исходных оснований бытия. Классическим примером плюрализма является учение о монадах немецкого философа и математика Г.В.Лейбница.

Причина – категория детерминизма, означающая источник происходящих изменений; явление (процесс, событие), повлекшее за собой другое явление (процесс, событие), называемое следствием.

Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее (регрессивное) развитие выражает упрощение, деградацию и распад системы. По сравнению с понятием движения, развитие является более частным понятием, т.к. включает в себя только качественные изменения.

Синергетика (греч. – совместное действие) – теория о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе) – первооснова, объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует.

Субъект познания – источник предметно-практической активности, направленной на объект, человек, научное сообщество, общество.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за явлениями, но проявляющаяся в них.

Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Форма – внутренняя организация содержания, особенности строения, структуры предмета, характеризующие взаимодействие частей содержания между собой и внешними условиями.

Явление – внешняя, наблюдаемая, более изменчивая сторона действительности, форма выражения сущности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных