Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трансцендентальный идеализм Канта.




Тема 8. (3.1.) НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

План лекции

Трансцендентальный идеализм Канта.

Послекантовский немецкий идеализм.

А) философия деятельности Фихте;

Б) философия тождества Шеллинга.

Абсолютный идеализм Гегеля.

Материализм Людвига Фейербаха.

Историческое значение немецкой классической философии.

Краткое содержание

Основные понятия

 

Апостериори и априори (от лат. апост. – из последующего и апр. – из предшествующего), апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

 

Трансцендентальный (от лат. – переступать) – в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое).

В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.

 

Трансцендентное (от лат. – переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас.

 

«Вещь в себе» – философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

 

«Наукоучение» – общее обозначение комплекта сочинения Фихте, в котором он считает, что философия должна быть фундаментом всех наук, «учением о науке», благодаря ее систематичности.

 

Философия природы и философия тождества – учение, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума.

 

«Абсолютная идея» – основная категория Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность, т. е. субстанцию и субъект одновременное.

 

«Абсолютный дух» в философской системе Гегеля – звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи.

 

Краткое содержание

Трансцендентальный идеализм Канта.

 

1. Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды его творчества.

Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания, пространство и время – априорные формы чувственности, рассудок и проблема объективности познания. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе», природа и свобода.

Кант (1724 - 1804), по его собственному убеждению, совершил коперниковский переворот в философии. Суть этого переворота состояла в том, что науку и её предмет – природу Кант объяснял, исходя из человеческого познания, из якобы присущих ему трансцендентальных форм, заключающих в себе не только возможность самой природы, поскольку последняя понимается не как «вещь в себе», а как систематическая связь явлений.

 

Приложение 1 к теме 3.1. Иммануил Кант.

 

Кант поставил проблему, решение которой необходимо как для философии, так и для других наук (в особенности для естествознания). Как возможно всеобщее и необходимое знание, если оно не может быть почерпнута из опыта? Теоретическое знание, по Канту, коренится в особой, совершенно независимой от чувственного опыта способности познания.

В противоположность онтологической позиции, предшествующей эпохи философия Нового времени делает упор на субъект, чем на объект, и отдает предпочтение вопросу о характере познания, чем вопросу о характере бытия. В философии Канта наиболее ярко проявилось это привилегированное положение субъекта.

Исходным пунктом философии Канта является та позиция, которую он занял в споре рационалистов и эмпириков.

Он осуществлял синтез двух противоположных традиций:

- признал справедливость суждений эмпириков, утверждающих об опытной природе нашего знания,

- отклонил теорию рационалистов о «врожденных идеях», но усмотрел в ней некоторый смысл.

Вместо «врожденных идей» Кант ввел понятие об «априорных формах созерцания и рассудка».

Именно они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Априорное знание имеет значение лишь в пределах опыта, т. е. в отрыве от эмпирического, от мира явлений лишено содержания. В этом смысле оно составляет не содержание, а только форму знания. Сущность теоретического знания сводится Кантом к синтезу чувственных данных при помощи априорных категорий, не имеющих якобы никакого отношения к объективной действительности.

Кант называет априорные формы созерцания и мышления трансцендентными, противопоставляя трансцендентальному. Трансцендентное значит сверхопытное, недоступное опыту, потустороннее; трансцендентальным же Кант называет доопытное (предшествующее опыту, а не возвышающееся над ним), но применяющееся к опыту и, более того, делающее возможным опыт как систематическое эмпирическое знание.

Во времена Канта в естествознании господствовала ньютоновская концепция пространства и времени, которые рассматривались как не связанные с вещами, предшествующие природе.

Кант же трактует время и пространство не как пустые формы, а как неразрывно связанные с явлениями. Однако как сами явления, так и пространство и время истолковываются им субъективистки.

Явления рассматриваются как ощущения, вызванные непознаваемой объективной реальностью («вещью в себе»), а пространство и время – как формы существования этих субъективистски понимаемых явлений, как формы чувственного восприятия, не имеющие никакого отношения к объективной реальности.

Кант высоко оценивал роль науки и силу разума. Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона – «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство.

Следует обратить внимание на уяснение того, каким, по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных