Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческое значение немецкой классической философии.




Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно “встряхнули” философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне.

И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.

 

План семинарского занятия

 

1. И. Кант – основоположник немецкой классической философии:

а) проблема достоверного знания. Критика догматизма и скептицизма. Возможность синтетических суждений априори;

б) «Явление» и «вещь - в - себе». «Критический идеализм» и дуалистический характер мировоззрения Канта;

в) проблема метафизики в философии Канта.

2. Философия Г.В.Ф. Гегеля:

а) основные идеи «Феноменологии духа». Проблемы гносеологии. Понятие «отчуждение»;

б) философская система Гегеля: «наука логики», философия природы, философия духа;

в) философия истории Гегеля.

 

Вопросы для СРС

1. В чем суть коперниканского переворота Канта в философии?

2. Как Кант обосновывает всеобщность и необходимость научного знания?

3. Как возможны синтетические суждения априори в математике, в теоретическом естествознании и метафизике?

4. Что такое свобода по Канту? Автономность воли?

5. Что является началом всего сущего по Фихте?

6. Как рассматривает природу Шеллинг? Гегель?

7. Каково историческое место и значение немецкой классической философии?

8. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса для мыслящих людей:

а) что я могу знать?

б) что я должен делать?

в) на что смею надеяться?

г) что есть человек?

В решении каких из этих задач участвуют метафизика, антропология, религия и мораль? Попробуйте дать свои ответы на эти вопросы.

9. Ниже приводятся антиномии (космологические идеи) Канта: тезис: мир имеет начало (границу) во времени и пространстве; антитезис: мир во времени и пространстве безграничен.

Тезис: все в мире состоит из простого; антитезис: нет ничего простого, все сложно.

Тезис: в мире существует причинность через свободу; антитезис: никакой свободы нет, все совершается по законам природы.

Какова природа этих антиномий? Проанализируйте:

а) категорический императив Канта в окончательной формулировке гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Покажите абстрактность и формальность этого императива.

10. По Гегелю мировой разум имеет право быть «расточительным и беспощадным». «…Он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил, он достаточно богат для такой затраты… у него достаточно народов и индивидумов для этой траты».

Разум не только расточителен, он хитер, прямо-таки коварен. Хитрость разума состоит в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственную цель». Каков реальный смысл этих рассуждений Гегеля?

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем принципиальное отличие кантовского понимания процесса познания от его предшественников?

2. Назовите термин, используемый для обозначения знания, полученного до и независимо от опыта.

3. Назовите термин, обозначающий в противоположность феномену умопостигаемую сущность.

4. Какое определение свободы принадлежит Канту:

а) свобода есть бытие человека – индивид всегда и полностью свободен.

б) свобода – это самовыражение личности;

в) свобода есть познание необходимости;

г) свобода личности есть самоограничение собственного произвола.

5. Сформулируйте категорический императив Канта.

6. «Все что случается, имеет причины»:

а) априорное суждение;

б) апостериорное суждение.

7. Ответом на какой вопрос является следующее положение Канта?

«Прежде чем дать фальшивое обещание, разбазарить доверенное имущество, изречь ложь, спроси себя. Может ли это стать общим законом?»

а) что я могу знать?

б) на что я могу надеяться?

в) что я должен делать?

8. Какую цель преследует нравственное поведение?

(по Канту):

а) самоограничение собственного произвола;

б) уважение к свободе остальных;

в) чтобы не пострадал другой.

9. По Канту, истина – это:

а) то, что служит человеку;

б) то, чему должен служить человек.

10. Пространство и время – это:

а) априорные формы познания;

б) формы рассудка;

в) формы чувственности.

 

Тест-задание

 

1. Агностицизм – это:

а) учение о непознаваемости мира;

б) бесконечный процесс познания;

в) учение о возможностях человеческого познания.

2. По мнению Канта, философия – это:

а) наука о сверхчувственных началах бытия;

б) стремление к мудрости и истине;

в) критика возможностей человеческого разума.

3. На какой из поставленных Кантом вопросов должна дать ответ религия?

а) что я могу знать?

б) что я должен делать?

в) на что я могу надеяться?

4. Кому принадлежит высказывание: «Все действительное

разумно, все разумное действительно»? (Кант, Декарт, Гегель).

5. Кто написал «Феноменологию духа»? (Гоббс, Гегель, Лейбниц).

6. Трансцендентное – это:

а) непознаваемое;

б) то, что существует вне сознания;

в) идеальное.

7. Сущность – это:

а) общее для класса вещей;

б) то, что делает предмет таковым, а не иным;

в) идея предмета.

8. Диалектический метод – это:

а) способ отражения развивающегося мира;

б) общенаучный метод познания;

в) философский метод познания и преобразования мира.

9. Есть ли противоречие между системой и методом в философии Гегеля? (Да, нет.)

10. Кто из немецких философов автор высказывания: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо и моральный закон во мне? (Гегель, Лейбниц, Кант, Фихте.)

11. Кому принадлежит высказывание: «Дайте мне материю и я построю из нее мир»? (Гегель, Бэкон, Кант, Декарт.)

12. «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Кто автор высказывания? (Кант, Фихте, Маркс, Энгельс.)

13. Кому принадлежит высказывание: «Сущность является, явление существенно»? (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

14. Кому принадлежит высказывание: «Предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некоторое представление или даже только название; лишь в определениях мышления и понятия он есть то, что он есть. (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных