ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, ее значение для педагогики, психологии, медициныАнатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Исторический очерк развития анатомии. Первые сведения о строении тела человека получены в Древнем Египте. Анатомические знания в то время были необходимы в связи с потребностями оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, а также в связи с бальзамированием. Основоположником анатомии является Аристотель (384–322 гг. до н. э.), давший много ценных сведений. Греческие врачи Александрийской школы впервые описали сердечные клапаны, двенадцатиперстную кишку, правильно поняли значение нервов, научились их отличать от сухожилий. В индийских ведах (1 тыс. лет. н. э.) указывается, что у человека 500 мышц, 90 сухожилий, 900 связок, 300 костей, 107 суставов, 24 нерва, 400 сосудов, 9 органов. В эпоху Возрождения анатомией интересовались крупнейшие ученые и художники. Леонардо да Винчи произвел более 30 вскрытий человеческих трупов и оставил 13 томов анатомических рисунков. А. Везалий в 1543 году опубликовал свою книгу «О строении человеческого тела». В 1628 году У. Гарвей открыл круги кровообращения. В России первые данные о строении тела появились в середине XVII века, когда на русский язык была переведена книга А. Везалия. В созданных Петром I госпитальных школах в начале XVIII века было впервые в России введено преподавание анатомии. Первыми анатомами России стали М. И. Шага (1712–1762 гг.) и А. П. Протасьев (1726–1796 гг.). П. Ф. Лесгафт (1837–1909 гг.) является создателем теоретической анатомии и основоположником изучения анатомии применительно к задачам физической культуры и спорта. B. П. Воробьёв (1876–1937 гг.) создал первый отечественный «Атлас анатомии человека». Для удобства изучения строения тела человека материал анатомии излагается по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием – систематическая анатомия. Анатомия подразделяется на остеологию учение о костях, артросиндесмологию – учение о соединениях костей, миологию – учение о мышцах, спланхнологию – учение о внутренностях (органах дыхания, пищеварения, выделения и размножения), ангиологию – учение о кровеносной и лимфатической системах, неврологию – учение о нервной системе, эндокринологию – учение о железах внутренней секреции, эстезиологию – учение об органах чувств. Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называется возрастной анатомией. Кроме рассечения трупов в анатомических исследованиях используют киносъемку, рентген, компьютерные методы и др. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма. Основным физиологическим методом исследования является эксперимент. Он может быть острым и хроническим. Острый опыт или вивисекция (vivus – живой, sectio – рассекание – живосечение) проводится на живом организме с применением обезболивающих средств, с целью изучения функций организма, действия на него различных веществ, разработки методов лечения. В хронических опытах животные заранее подвергается соответствующей операции в стерильных условиях и после полного выздоровления на них в течение длительного времени изучаются функции в нормальных условиях жизни (например, наложение фистул при изучении функций органов пищеварения, вживление электродов, выведение протоков желез и др.). Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики. Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся. Возрастная физиология, таким образом, является базой для изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками формирует у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования. Только в том случае, когда педагог знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности. Важную роль возрастная физиология играет для медицины и ее специальной отрасли – гигиены. Важнейшее условие сохранения здоровья – правильная организация режима труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы. Гигиена детей и подростков, в том числе и школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умственное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепление здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные возрастной физиологии. Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к планировке и благоустройству детских учреждений. Ими руководствуются архитекторы при проектировании школ, пионерских лагерей и т. д.; строители – при санитарно-техническом оснащении детских учреждений, при устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и искусственного освещения. Известно, что здоровье начинает формироваться с детства, поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии, чтобы правильно организовать режим жизни ребенка и подростка. В жизни людей всех возрастов важную роль играет физическая культура – мощный фактор развития физических и духовных сил человека. Анатомия и физиология составляют научную основу физкультуры и спорта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|