Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к обучению школе




В течение последних 30 лет в отечественной и зарубежной психофизиологии и психологии разрабатываются и предлагаются для использования в практике различные методики оценки готовности ребенка к школьному обучению. По Д.Б.Эльконину при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» (1981). Существующая практика определения «готовности» и отбора детей, использующая в качестве критериев диагностики комплекс показателей, характеризующих в большей степени запас сведений, знаний, операциональных умений, помноженных на скорость реакции и в редких случаях включающих отрицательные симптомы развития, не способна дать анализ истинных особенностей развития. Это тот вариант диагностики, который не в состоянии дать «позитивную характеристику ребенка определенного типа и уловить его качественное своеобразие на данной стадии его развития» (Л.С. Выготский, 1983, т.5, с. 273). Кроме того, такая диагностика лишена прогностической ценности, необходимой для индивидуализации обучения. Содержание и структура этих методик существенно изменялись, однако в подавляющем большинстве методик преобладают психологические характеристики готовности к школе. Между тем, на начальном этапе обучения психологические компоненты деятельности ребенка легко корректируются при адекватном отношении педагога и рациональной организации учебного процесса, а несформированность психофизиологического развития, связанная с незрелостью регуляторных структур и коры головного мозга, создают специфические трудности обучения базовым учебным навыкам – письму, чтению. Специфические трудности в обучении возникают у детей и при отставании в физическом развитии, и при нарушениях состояния здоровья, и несформированности познавательных функций. Нами разработана комплексная методика диагностики физического и моторного развития, социального, эмоционального, творческого и когнитивного развития, включающая оценку развития: речи, внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно- моторных координаций, наглядно-образного и логического мышления, самоорганизации и способности к произвольной регуляции деятельности. Оценка физического и моторного развития дошкольника достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, а гораздо более важную характеристику – степень морфо-функциональной зрелости организма, что непосредственно связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Проведение такого обследования позволяет выделить сильные и слабые стороны развития ребенка и разработать индивидуальные программы подготовки к школе. Методика позволяет не только определить готовность к школе, выявить дезадаптационные риски, сформировать индивидуальную программу обучения, но также решить вопрос о выборе школы, наиболее адекватной программы обучения. Популяционные исследования ИВФ РАО, проведенные в последние годы в 10 регионах России, показали, что некоторая часть современных детей, поступающих в первый класс, не соответствуют по своему морфофункциональному развитию паспортному возрасту. Несформированность школьно – значимых функций часто встречается в современной детской популяции, причем данные сильно варьируются в разных регионах.. Так, от 35 до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 45 - 60% детей выявляется несформированность речи и прежде всего - регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; от 25 до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса, дезадаптации и, впоследствии, низкой успеваемости, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению Значительная часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что снижает адаптационный потенциал организма ребенка и может быть причиной возникновения разного рода школьных трудностей. Несформированность школьно – значимых функций вызывает комплекс проблем дезадаптации на начальных этапах обучения, а также возникновение трудностей обучения базовым учебным навыкам: письму, чтению, счету. Особенностью психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста является несоответствие биологического и паспортного возраста, которое в норме может достигать 1,5 лет. Темп индивидуального развития является генетически заданной характеристикой, которую необходимо учитывать при проведении развивающих занятий и дошкольниками. В основу разработанной системы развивающих пособий, способствующих формированию и развитию школьно-значимых функций (УМК «Ступеньки к школе» и «Ступеньки к грамоте») положены результаты пятнадцатилетних исследований и апробации на занятиях с дошкольниками. Задания в рабочих тетрадях способствуют: - развитию коммуникативных навыков; - овладению элементарными правила поведения в обществе; - формированию адекватной самооценки; - развитию зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций; - обогащению словарного запаса и формированию грамматически правильной речи; - развитию внимания и памяти; - формированию и развитию организации деятельности. Развивающие занятия с дошкольниками, учитывающие их возрастные возможности и индивидуальные особенности, не только помогают в решении вышеперечисленных поставленных задач, но и стимулируют познавательный интерес, приобщение к новым видам деятельности. Использование методики комплексной диагностики функционального развития с выделением факторов риска и занятия по программам индивидуального адаптивного развития в течение 10 лет подтвердило необходимость проведения такой диагностики и последующих занятий для успешной адаптации к школе; показало высокую эффективность в формировании и развитии школьно-значимых функций и минимизации риска дезадаптации в школе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных