ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возрастные особенности пищеваренияСозданное учение о работе органов пищеварения способствует успешному изучению многих вопросов возрастной физиологии пищеварения, крайне важных для разработки проблем рационального питания детей и профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Пищеварительный аппарат к моменту рождения сформирован в структурно-функциональном отношении не полностью. С возрастом происходит созревание структуры и функций желудочно-кишечного тракта и его деятельность становится более совершенной. Заканчивается процесс формирования к зрелому возрасту. Исходя из этого питание детей должно соответствовать функционально-структурным особенностям пищеварительной системы в разные возрастные периоды. Если же такого соответствия не будет, то могут возникать пищеварительные расстройства с последующим нарушением обменных процессов. В педиатрии различают три периода детства: первый— до 2,5 лет, второй — от 2,5 до 7 лет и третий — от 7 до 14 лет. Период молочного вскармливания — самый ранний. Следует отметить, что в литературе по вопросу о характере функционирования различных пищеварительных желез в этом периоде имеются противоречивые данные. Однако большинство считает, что в период новорожденности слюнные железы выделяют незначительное количество слюны и при этом она не содержит муцина или бедна им. В этот период в слюне удается обнаружить только один фермент — птиалин, а мальтаза отсутствует. Несмотря на незначительное выделение слюны, значение ее огромно. Под ее влиянием молоко, поступающее в желудок, створаживается мелкими и нежными хлопьями, что не безразлично для процесса желудочного пищеварения. С возрастом увеличивается выделение слюны и в ней появляются муцин и фермент мальтаза. Слюноотделение усиливается в период прорезывания зубов. Это имеет большое приспособительное значение, так как с появлением постоянных зубов расширяется возможность потребления сухой и твердой пищи, что, естественно, требует большего количества слюны (А. А. Маркосян). Характерным для органов пищеварения ребенка является нежность слизистой оболочки, ее богатство лимфатическими элементами, обильное кровоснабжение и недостаточное развитие эластических элементов Железы желудка и кишечника в первые годы жизни (до 6-7 лет) также недоразвиты и малочисленны. Поэтому желудочный сок имеет низкую концентрацию соляной кислоты, что резко снижает его бактерицидные свойства и повышает восприимчивость детей к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в слизистой желудка интенсивно нарастает до 10 лет и приближается к уровню взрослого в 14-15 лет. Ферментативный состав желудочного сока также значительно меняется в первые годы жизни. Фермент химозин, действующий на белки молока, особенно активно вырабатывается желудочными железами в первые 1-2 года, постепенно его выработка падает, а у большинства взрослых этот фермент практически полностью отсутствует. Активность других ферментов желудочного сока нарастает постепенно и только к 15-16 годам достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы могут осуществляться в основном только в тонком кишечнике. Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-7 лет. По своим морфофункциональным параметрам она достигает взрослого уровня только к 15-16 лет. Аналогичные темпы развития наблюдаются у печени и всех отделов кишечника. Таким образом, развитие органов пищеварения в известной мере идет параллельно с общим развитием организма: периоды наиболее интенсивного роста и созревания функций приходятся на первый год жизни, на дошкольный (5-7 лет) возраст и подростковый период. Следует учитывать и еще один очень важный момент: деятельность органов пищеварения находится под контролем нервной системы и зависит от функционального состояния коры головного мозга. В процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности, на время приема пищи, её количество и состав.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|