Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальный упадок




Далее эта повесть рассказывает, как национальная история Израиля достигла пика своего развития при Давиде и Соломоне (примерно 1010–930 гг. до н.э.). Затем начался период упадка, когда великое царство разделилось, потом была завоевана его северная часть (Израиль) и, наконец, южная (Иудея). Пророки – от гневного и не стесняющегося в своих речах Илии до углубленного в себя Иеремии – выступали и на севере, и на юге страны, обличая социальную и политическую коррупцию, которая, как они полагали, и привела к гибели нации. Хотя пророки находились в различных обстоятельствах и каждый из них обращался к людям своего времени, их объединяет вера в то, что народ Израиля устремился к своей гибели, забыв закон, данный ему на горе Синай, и поклонившись богам и богиням Палестины.

К 586 г. до н.э. с Израилем было покончено. В этом году столица страны была захвачена вавилонским царем Навуходоносором II, храм и другие главные здания Иерусалима разрушены. Это величайшая катастрофа, и последствия ее еще долго сказывались на сознании и мировоззрении народа. Но из пепла поражения новые вожди раздули искру жизни. Они обладали едва ли не более сильной верой, чем их прославленные предшественники. Национальное несчастье потребовало полной переоценки не только политической жизни народа, но и его веры. Те, кто уцелел в эти страшные времена, вынуждены были задуматься над смыслом ужасных событий. И в своих горестях они увидели часть Божьего плана, согласно которому Господь вел их народ. Люди обратились к урокам прошлого и уверились, что Бог не забыл обещаний, данных Им в самом начале. Наступит час нового творения, и новый исход превзойдет прежний, ибо теперь деятельность Бога охватит весь мир, а роль Израиля в обновленном мире заключается в том, чтобы стать «светом народов, чтобы спасение Мое (Божье) простерлось до концов земли» (Исайя 49:6).

Так завершился исторический цикл, начавшийся с Авраама и Сарры, с обещания, что в их потомках Бог благословит многие народы (см. Бытие 12:1-3). В последующие века Божье обетование не раз подвергалось сомнению. Народ Израиля испытывал политическое и экономическое давление со стороны египтян, ханаанцев, ассирийцев и вавилонян; религия подрывалась изнутри, по мере того как израильтяне склонялись оставить Яхве, Господа своих предков, и обратиться к другим формам религиозного культа. Пророки сокрушались, что мораль и духовные принципы народа забылись вместе со святыней праотцев, вместо того чтобы служить основой повседневной домашней и общественной жизни. Но замысел Бога остается неизменным: Святый Израиля верен. «Я – Господь первый, и в последних Я – тот же» (Исайя 41:4).

Изучение истории

Мы легко можем составить общее впечатление о библейской истории, но, как только мы пытаемся углубиться в нее, поразительная книга оборачивается множеством загадок. В следующих главах мы рассмотрим эти парадоксы с различных точек зрения, но в начале нам потребуется общий комментарий, учитывающий наиболее интересные особенности Ветхого Завета и его содержания. Таким образом мы заложим принципы интерпретации, из которых и будем исходить при разборе отдельных вопросов.

■ Ныне большинство читателей воспринимают Ветхий Завет как первый том христианской Библии. Само название «Ветхий Завет» подталкивает к такому пониманию, поскольку тем самым этот текст оказывается не просто «древним», но именно «старым» в противоположность свидетельству ранней Церкви, именуемому Новым Заветом. Учитывая, что христианская вера зародилась в среде иудаизма, христиане совершенно естественно объединяют эти два собрания текстов, хотя на самом деле они весьма далеки друг от друга. Христианская традиция безоговорочно признает, что корни христианской веры уходят глубже, в те отношения Бога с людьми, которые установились еще при создании народа Израиля и были запечатлены в Ветхом Завете. Однако такое понимание Ветхого Завета является односторонним и пристрастным, ведь еврейская Библия написана отнюдь не христианами и ее весть совершенно необязательно должна совпадать с христианским учением. Задолго до возникновения христианства ветхозаветные книги почитались в качестве Священного Писания еврейской веры (иудаизма), и именно таково их первоначальное предназначение. Чтобы вполне понять эти главы, их нужно возвратить в их собственный контекст и рассматривать в свете тогдашней веры и духовной ориентации. Христиане вправе утверждать, что без Нового Завета Ветхий Завет останется незавершенным. Но мы не сможем его постичь во всей полноте, если будем рассматривать исключительно сквозь призму христианства. Вот почему многие современные исследователи предпочитают термину «Ветхий Завет» выражения типа «еврейское Писание» или «еврейская Библия». Мы будем использовать все эти обозначения как синонимы.

■ Важно также помнить, насколько Ветхий Завет отличается от любой современной книги. Он отличается даже от Нового Завета в том смысле, что книги Нового Завета создавались в одной и той же социальной и религиозной среде. Мы более или менее уверены в авторстве этих книг и знаем причины и цели, побуждавшие евангелистов и апостолов к написанию этих текстов. В отношении Ветхого Завета мы далеко не всегда в состоянии определить конкретного автора или назвать точную дату создания книги. Ветхий Завет – это, по сути дела, хорошо отредактированная антология, собрание текстов различных авторов разных веков. Новый Завет же никто не оформлял в качестве единого сборника, эта книга сложилась сама собой из круга чтения и традиций ранней Церкви. Кто-то должен был привести в порядок и издать книги Ветхого Завета, чтобы возникло связное повествование об истории еврейского народа. На самом деле в редактировании принимал участие не один человек и даже не одна группа людей. Самые ранние собрания ветхозаветных материалов возникли уже в правление Давида и Соломона, обеспечивших политическую стабильность и экономическое процветание, необходимые для столь масштабного мероприятия. Совершенно естественно народ Израиля как раз в это время начал проявлять повышенный интерес к своему прошлому и в преданиях предков находил основы для растущего и крепнущего национального самосознания. Конечно, внутриплеменные воспоминания, передававшиеся изустно от поколения в поколение, имели хождение уже давно. Жизнь представляла собой непрерывную борьбу за существование, и у людей не оставалось ни досуга, ни потребности в создании литературных шедевров. Но это смогли сделать писцы в сравнительно роскошной обстановке царского двора Израиля.

Естественно, первые летописцы довели повествование только до собственной эпохи, и задача излагать и интерпретировать историю Израиля оказалась вечной, непрерывной, продолжавшейся на протяжении многих поколений. Значительная часть текстов Ветхого Завета приписывается пророкам, и действительно многие книги передают слова и дела этих мужей, участвовавших во всех сферах национальной жизни и политики. Часть исторических книг также была составлена людьми, находившимися под влиянием пророков. Последней стадией ветхозаветной истории стало разрушение Израиля войсками вавилонского царя Навуходоносора – событие, которое пророки столь ясно предвидели и о котором издавна предупреждали. После этой трагедии во главе народа встали новые вожди, которые совершенно сознательно постарались восстановить разрозненные части великого наследия, усвоить уроки прошлого и извлечь из них надежду на будущее. Они начали собирать воедино все лучшие произведения еврейской литературы, а также излагали собственный взгляд на историю и достижения своего народа. Именно отбор текстов, осуществленный в эпоху после вавилонского пленения, придал Ветхому Завету его нынешний вид.

■ Еще одна поразительная особенность Ветхого Завета: эта книга охватывает невероятно огромный период времени. Весь Новый Завет был создан примерно за шестьдесят или семьдесят лет, но ветхозаветная история разворачивается на протяжении многих столетий. Немало было споров о том, с какого момента начинается собственно историческое повествование. Но даже если вслед за наиболее скептичными исследователями мы отнесем его начало к эпохе Давида и Соломона, эта книга уведет нас в глубь веков за тысячу лет до христианской эры. Кроме того, Ветхий Завет содержит много сведений из гораздо более глубокой древности; самые ранние разделы этого сборника относятся к миру едва зарождавшейся цивилизации. История начинается в области, ныне называемой Ираком, в той части мира, которая в древности именовалась «Плодородным полумесяцем». Еще до первых предвестий Израиля эта земля была свидетельницей многих важнейших событий. Здесь возникали и погибали великие царства. Уже в 3000 г. до н.э. шумеры, жители Древней Месопотамии, составили для последующих поколений запись своих преданий и верований. Одним из наиболее замечательных преемников этой империи стал вавилонский царь Хаммурапи, чей кодекс законов, написанный на глиняных табличках около 1700 г. до н.э., сохранился в качестве памятника культуры тех давних времен. Этот центр Древнего мира породил и многие другие тексты, которые мы находим от Нузи в Ираке до Эблы в Северной Сирии и Угарита на юге. Кроме того, сохранились многочисленные памятники и тексты другой великой древней цивилизации, Египта, сложившейся на берегах Нила.

По сравнению с этими империями народ Ветхого Завета был новичком на мировой арене. Значительное влияние на его культуру оказали другие нации, поэтому для полного понимания истории Израиля необходимо кое-что знать и о них. Судьба Израиля всегда была неразрывно связана с политическими маневрами двух сверхдержав того времени: той, что располагалась по берегам Нила, и другой, раскинувшейся в бассейне рек Тигр и Евфрат. Но Ветхий Завет ведет нас дальше, в эпоху, когда обе эти великие империи перестали существовать, потому что Израиль пережил их. Последние книги национального эпоса Израиля отражают треволнения того исторического периода, когда создавалась и распадалась империя Александра Великого, и дальше, к началу возникновения еще одной сверхдержавы мировой истории – Римской империи.

Ничего удивительного нет в том, что современные читатели порой заходят в тупик при чтении книги, охватившей половину истории западной цивилизации, не говоря уж о таком факте: мир, описанный в первых разделах Библии, существенно отличается от среды, в которой создавались последующие ее части, причем и та и другая ситуации разительно несхожи с современным миром.

■ Даже если рассматривать Ветхий Завет как сугубо художественное произведение, мы не сможем пройти мимо некоторых поразительных особенностей этой книги. Как уже говорилось, весь ее текст пронизан религиозными идеями, он вовсе не претендует на непредвзятое, беспристрастное описание событий. Ветхозаветная история создается с определенной целью, различные части Библии использовались вождями и проповедниками других времен, чтобы пробудить сознание и совесть своих современников. Некоторые исследователи делают на этом основании вывод, что исторический материал Библии представляет собой чистой воды вымысел, что это притча, мораль, ценность которой сводится к заключенному в ней нравственному уроку и которая никак не связана с реальными событиями прошлого. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Например, многие факты и люди, упомянутые в Ветхом Завете, встречаются также в летописях других древних народов. По правде говоря, исторических фактов «в чистом виде» не существует – неважно, идет ли речь о библейском повествовании или о каком-нибудь другом. И если бы мы могли вычленить подобного рода данные, они оказались бы гораздо менее полезными, чем склонны считать некоторые ученые. Для понимания прошлого и даже настоящего нужно сначала интерпретировать события, поместить их в контекст, сопоставить с другими аспектами жизни – и только тогда можно распознать их подлинное значение. Нельзя считать хорошим историком того, кто безучастно фиксирует происшествия прошлого. Только суждения других людей об истинном содержании тех или иных событий позволяют нам сформировать собственное мнение и прийти к какому-то пониманию. Мы принимаем такой подход как должное, когда речь идет о событиях повседневной жизни; например, смотря по телевизору документальный фильм, мы готовы к тому, что в комментарий войдет и собственное мнение, и мировоззрение автора, однако мы вовсе не воспринимаем этот комментарий как некое препятствие к собственному суждению. Мы хотели бы иметь самостоятельное мнение по тому или иному вопросу, но заведомо знаем, что для полной оценки ситуации мы должны принять во внимание не только информацию, но и позицию нашего источника информации. Итак, чем отчетливее мы будем понимать намерения авторов и переписчиков этих книг, тем точнее сможем оценить их содержание и значение.

Кроме того, надо помнить, что тексты представляют собой отнюдь не индивидуальную оценку истории народа, а национальный архив: люди, писавшие и редактировавшие их, сами являлись частью народа и его истории. Постороннему наблюдателю нелегко постичь, что это значит. В качестве аналогии мы можем привести картины средневековых художников, рисовавших эпизоды из жизни Иисуса. Излюбленным сюжетом было распятие – сохранилось много шедевров живописи, изображающих Иисуса, висящего на кресте между двумя разбойниками. Однако, присмотревшись, мы замечаем, что люди, окружающие крест, принадлежат к совершенно иной эпохе, и вместо римских воинов крест охраняют европейские солдаты XVI века. Все люди в этой сцене оказываются выходцами из другого столетия и из другой страны – это не Иерусалим 33 г. н.э., а Рим или Венеция 1500 г. Когда ныне искусствоведы рассматривают эти картины, они не видят в них свидетельство против исторической реальности распятия Иисуса. Более того, всякий человек поддается тому же соблазну и, сам того не сознавая, дополняет эту картину собственным образом и современным ему социальным контекстом. Авторы Ветхого Завета отчасти делали то же самое, пытаясь реконструировать прошлое своего народа. Они знали, что предания о национальных героях и героинях, передававшиеся из поколения в поколение, составляют их прошлое, принадлежавшее им, поскольку оно являлось частью непрерывной истории отношений Бога со Своим народом. Это убеждение позволяло писателям обнаруживать в несчастьях и радостях прошлого реалии и возможности современной им эпохи, давало им право заново истолковывать традиционный сюжет таким образом, чтобы новое поколение могло черпать в нем силы для постижения настоящего момента.

История и вера

Что же сказать о религиозном аспекте Ветхого Завета? Разумеется, можно попытаться прочесть Библию, не обращая внимания на религиозные вопросы, тем более что, если духовность или веру сводить к набору четко сформулированных и систематизированных доктрин, мы практически не найдем в Ветхом Завете ничего подобного. На самом деле историческое повествование и исповедание веры здесь настолько тесно переплетены, что бессмысленно и бесполезно было бы пытаться их разделить. Но даже учитывая эту особенность и принимая более широкое определение самого понятия «вера», мы все-таки с трудом улавливаем то, что можно было бы назвать «религией Ветхого Завета». Эта проблема обусловлена рядом причин.

■ Мы уже отмечали, что Ветхий Завет представляет собой отнюдь не единую книгу. В эту хрестоматию вошли произведения разных жанров; в совокупности они отражают большую часть тысячелетней истории Древнего Израиля. Уже по этой причине было бы проще распознать веру отдельных авторов Ветхого Завета, чем выстроить сколько-нибудь последовательную систему и дать определение «ветхозаветной веры». Многие ученые склоняются к мысли, что мы в лучшем случае вправе говорить о «вере пророков», «вере псалмопевцев» и т.д.

■ Должны ли мы воспринимать Ветхий Завет как руководство в вере или скорее как свидетельство о том, во что верил народ Древнего Израиля? В качестве исторического повествования Библия содержит и те и другие элементы, но мы придем к совершенно разным выводам в зависимости от того, какой из этих элементов примем в качестве «ветхозаветной веры». Так, пророки утверждали, что подлинное поклонение Господу распространяется и на повседневное поведение человека, а не сводится к ритуальным действиям в святилище. Но и пророки, и исторические авторы не оставляют сомнений в том, что это представление о культе отнюдь не разделялось большинством населения Древнего Израиля. Такое же расхождение мнений мы обнаруживаем и по множеству других вопросов. Из этого следует, что с самого начала мы должны точно определить, подразумеваем ли мы, говоря о ветхозаветной вере, совокупность религиозных представлений, общих для всего Израиля, или пытаемся извлечь из Ветхого Завета некую общеобязательную систему верований.

■ Есть еще одна сложность: мы знаем, что и народные обычаи, и идеалы таких людей, как пророки, не оставались неизменными на всем протяжении израильской истории, а постоянно менялись, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. В качестве подходящего примера можно сослаться на брачные и семейные установления. Во времена Ездры, т.е. к концу ветхозаветного периода, мужчина мог вступать в брак только с одной женщиной, причем она, как и он, должна была принадлежать к замкнутой этнической группе израильтян. Но в более раннюю эпоху мужчина имел полное право брать нескольких жен, и это не только не казалось полузапретным, но, напротив, практиковалось весьма широко: помимо нескольких жен практически все герои ветхозаветной истории имели множество постоянных сексуальных партнерш, с которыми не состояли в браке. Не все женщины являлись израильтянками, список жен и наложниц Соломона, кажется, включает в себя все известные в ту пору народы. Не меньшее разнообразие мы обнаруживаем в законах относительно пищи, соблюдения субботнего дня и обрезания – все они исполнялись до вавилонского пленения с гораздо меньшей строгостью, нежели после того.

Возникает даже сомнение в том, что мы сможем преодолеть столь сложные проблемы и создать сколько-нибудь последовательное изложение духовно-религиозного учения еврейской Библии. Некоторые ученые полагают, что в лучшем случае нам удастся получить скрупулезное исследование истории еврейской религии, проследить, как она развивалась и менялась на протяжении многих поколений. Такого рода историческое исследование, несомненно, обязательно для любой попытки оценить содержание Ветхого Завета. Большая часть данной книги посвящена именно тем вопросам, обсуждение которых позволит понять, каким образом вера Ветхого Завета связана с миром, в котором она возникла и складывалась. Нужно сопоставить эту религию с верованиями и упованиями других народов, живших в ту же эпоху, и тем самым выделить ее особенности. Многие обычаи, кажущиеся странными и экзотическими современному читателю, воспринимались как нечто совершенно естественное в повседневной жизни Древнего Востока. Принесение в жертву животных и многие другие черты израильского религиозного обряда совпадали с культурными обычаями других народов той эпохи. Поэтому понимание контекста, в котором создавались эти предписания, позволяет нам гораздо глубже проникнуть в само содержание религиозных тем Ветхого Завета. Даже язык и образы, относящиеся к Яхве, подчас весьма напоминают выражения других религий того времени, и это обстоятельство также помогает нам прояснить остающиеся загадочными для нынешнего читателя места Писания.

Но, разумеется, Ветхий Завет описывает и другие ситуации, возникавшие не только в среде Древнего Израиля. Контекст отражает положение, в котором находится истолкователь Писания. Иудей увидит в еврейской Библии не то же самое, что христианин, и для мусульманина эта весть опять же окажется другой. Со своей точки зрения воспримет этот текст убежденный атеист, а последователь философии нью эйдж придаст ей иное значение. Автор этой книги старается учесть различные перспективы и индивидуальные подходы к истолкованию Библии, но не ставит себе задачу подробно изложить все существующие версии. Эта книга, как и сопутствующий ей том «Путеводитель по Новому Завету», написана с осознанно христианских позиций. Когда мы рассматриваем Ветхий Завет с точки зрения христианства, мы не можем считать его лишь историческим памятником древней религии. Исторические и литературоведческие проблемы, разумеется, и в этом случае имеют для нас важное значение, но нельзя все сводить к ним и забывать о богословских вопросах. Мы также должны разобраться, как религиозные идеи Ветхого Завета отразились на христианской вере (в той форме, в которой преподал ее нам Иисус. Следует учитывать и другие разделы Нового Завета, где говорится о вере) и можно ли каким-нибудь образом объединить учение Ветхого Завета с верой Нового Завета. Многим христианам кажется невозможным сочетать представление о Господе, складывающееся у них при чтении Ветхого Завета, с вестью Нового Завета, а некоторые убеждены, что между этическими учениями двух частей христианской Библии зияет непреодолимая пропасть. А как насчет различных обрядов, в том числе жертвоприношений? Для большинства западных христиан сама мысль об этом отвратительна. Однако мы должны знать, говорят нам эти обряды нечто существенное о Самом Боге и о подлинной вере и ритуале или же это лишь внешняя сторона, культурный обычай, общий для тех дней, от которого можно с легкостью отказаться?

Это очень серьезные вопросы, быть может, даже чересчур серьезные, чтобы разбираться с ними в рамках этой книги. Однако для любого христианина, обращающегося к чтению Ветхого Завета, они наиболее насущны, поэтому надо постараться найти хоть какие-то ответы. К проблемам веры мы обратимся в последних главах книги и постараемся рассмотреть их именно с точки зрения обычных затруднений, возникающих у современного читателя. Но до этого нам придется приложить немало усилий, чтобы поместить веру Ветхого Завета в ее социальный и исторический контекст. Когда мы осознаем это явление в рамках его собственной культуры, мы получим возможность с большей точностью интерпретировать его уже применительно к нашей современной культуре.

Классификация книг

Литературные жанры

Ветхий Завет – это целое собрание текстов, содержащее книги различных жанров. Если бы эти книги попали по отдельности в нынешнюю библиотеку, их бы даже не поместили на одну полку, поскольку они относятся к различным жанрам литературы, отличаются стилистически и к ним нужно применять разные методы интерпретации, чтобы вполне оценить вклад каждого из этих текстов в общее целое.

ИСТОРИЯ

Некоторые книги сразу же можно отнести к категории исторического повествования: Бытие, Иисуса Навина, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Эти произведения рассказывают историю жизни народа, эта хроника продолжается в 1-й и 2-й книгах Маккавеев. С другой стороны, ни одна из этих книг не является просто перечнем фактов прошлого – все они отбирают какие-то события, опуская другие. Они всегда как-то интерпретируют свой материал, поясняют его значение с точки зрения религиозных убеждений того или иного автора. К «простой» исторической летописи в общепринятом смысле слова ближе всего окажутся некоторые разделы Паралипоменона.

ЗАКОН

Другие книги (Исход, Левит, Числа и Второзаконие), несомненно, являются кодификацией закона, хотя современные западные юристы вряд ли прибегли бы к такому способу фиксировать право, поскольку эти книги тоже представляют собой смесь гражданских и религиозных установлений вперемежку с некоторыми историческими сюжетами, более уместными в хронике.

ПОЭЗИЯ

В Ветхом Завете мы найдем немало поэтических отрывков, а некоторые книги можно целиком охарактеризовать как поэтическое произведение: это религиозные стихи Псалмов и Плача Иеремии, любовная поэзия Песни Песней. Многие другие книги также содержат поэтические отрывки, в том числе книга Иова, Притчи, а из книг Второго Канона – Премудрость Соломона и Премудрость Сына Сирахова. Пророки также часто облекали свою весть в поэтическую форму, тем самым облегчая запоминание и передачу прорицания.

ПОВЕСТИ

Все люди любят хороший рассказ, и евреи не были исключением. К числу искусно созданных историй (возможно, это произведения профессиональных рассказчиков) относятся книги Иова, Ионы, Есфири, а также некоторые разделы книги Даниила и приключения Иосифа в книге Бытия. Все эти истории были тщательно и продуманно выстроены, как настоящая повесть, увлекающая читателя и передающая некий важный смысл. Одни ученые рассматривают эти тексты как новеллы, т.е. как способ передать некое важное содержание в оболочке вымысла. Другие же исследователи и эти тексты относят к жанру исторического повествования, хотя от обычного изложения фактов их отличает именно смысловая насыщенность. Повести об Иове и Ионе, судя по некоторым их чертам, первоначально могли исполняться как пьеса.

ВИДЕНИЯ

Видения рассыпаны по всей еврейской Библии, но в особенности их много в книге Даниила, а во Втором Каноне – во 2-й книге Ездры. Эти произведения принадлежат к жанру апокалиптической литературы, они написаны в те времена, когда и авторы их, и читатели претерпевали гонения и притеснения. Взглянув на происходящее под другим углом, с точки зрения Бога, из иного мира, они обретали более широкую перспективу для интерпретации своих несчастий и могли заверить читателей, что все беды преходящи. Эти авторы умело использовали символику, что уже предполагает наличие развитой методики истолкования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных