ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форма оценочного листа сотрудника
Работник (ФИО, должность) Руководитель (ФИО, должность) Дата Должностные обязанности за истекший период Требуемый результат Оценка исполнения Согласие с перечнем обязанностей
Деятельность за отчетный период: ¨ достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов); ¨ оцениваемые качества (30-33); ¨ области возможных улучшений; ¨ потребность в специальном обучении; ¨ потребность в наставничестве; ¨ ожидания специалиста.
Итоговая оценка по 5-балльной шкале Рекомендации руководителя Подписи сторон Комментарии менеджера по персоналу
Оценка может формулироваться следующим образом: Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним Не имеет достаточных профессиональных знаний Имеет минимальные профессиональные знания Имеет достаточные профессиональные знания Обладает хорошими профессиональными знаниями Обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
7. Беседа с подчиненным, в рамках которой обсуждаются и оцениваются общие результаты деятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить на несколько частей и оценивать, как человек справлялся с каждой из них), рассматриваются пути ее улучшения, определяется необходимость дополнительного образования и повышения квалификации, обсуждаются планы на будущее. 8. По итогам беседы руководитель выставляет подчиненному оценку (при этом он может пользоваться как собственными критериями, так и официальными нормативами, принимать во внимание результат прежних аттестаций, участие в конкурсах и проч.) и сопровождает ее письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист (индивидуальные планы и оценочные формы должны утверждаться руководителями высшего уровня).
Сложнее всего оценивать середняков: можно перехвалить или упустить. Поэтому следует помнить, что можно оценивать не всю деятельность, а конкретную работу.
Собеседование всегда должно заканчиваться на оптимистической ноте. 9. Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития. 10. Дача заключения и заполнение оценочного листа (на основе этого листа служба персонала может контролировать деятельность самого руководителя, а работник ¾ обжаловать полученную оценку). Кроме того, руководитель заполняет отчет, в котором отражаются: ¨ обсуждавшиеся темы (профессиональные качества и их изменение за период, направления совершенствования, предпринимаемые в этой области шаги, препятствия, необходимая помощь со стороны организации и руководства, личные цели и проч.); ¨ отношение сотрудника к высказанным критическим замечаниям; ¨ новая информация, полученная о сотруднике, и изменение в связи с этим взглядов на него; ¨ его перспективы; ¨ общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоций комментарии к оценке.
Руководитель должен подробно обосновать мнение по каждому параметру и подкрепить соответствующими примерами. Это несложно при постоянном мониторинге исполнителей, фиксации основных моментов их деятельности и результатов, например, с помощью дневниковых записей.
В то же время не все руководители готовы дать конструктивную реальную оценку, особенно если она негативная, а у подчиненного трудный характер. 11. Осуществление практических мероприятий.
По итогам аттестации в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками на основе следующих подходов: 1. «Расскажи-продай». Работнику сообщаются результаты и конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что надо делать. 2. «Расскажи-послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается сопротивление переменам, улучшается отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды работника. 3. «Решение проблемы». Работника в процессе беседы убеждают в необходимости больше внимания уделять своему росту и развитию.
Руководителей оценивают непосредственные начальники, коллеги (последние обычно оценку завышают), комитеты (оценивают объективно). Самооценка, как правило, завышается. Условиями эффективности оценочных бесед руководителя с подчиненными являются: ¨ хорошая подготовка; ¨ владение руководителя необходимым материалом; ¨ комфортная, расслабляющая обстановка наедине; ¨ поощрение сотрудника к активности (он должен говорить не менее половины времени) и самооценке; ¨ ведение записей (но это инструмент, а не самоцель), которые должны быть доступными для аттестуемых; ¨ аккуратность в формулировке недостатков (цель беседы не их фиксация, а поиск путей решения проблемы); ¨ обсуждение плана личного развития, конкретизирующего задачи сотрудника на предстоящий период в тесной связи с целями организации, ориентированность на развитие. Оценочные центры Изучение и оценка работников (в основном руководителей или претендентов на занятие этой должности) может осуществляться также в специальных центрах. Их основные задачи: ¨ выявление перспективных для дальнейшего продвижения работников и оценка управленческого потенциала;
Потенциал сотрудников рассматривается с точки зрения уровня их профессиональной подготовки, способности к тем или иным видам деятельности, соответствия требованиям должности, духу организации, адаптивности, способности к обучению, управлению и проч.
¨ отбор будущих руководителей; ¨ определение потребности в индивидуальной программе обучения. Для этого люди пропускаются через систему специально разработанных упражнений, моделирующих основные стороны управленческой деятельности. Упражнения строятся так, чтобы обеспечить всем равные возможности для проявления профессиональных знаний и навыков, исключить предвзятость, дать объективную всестороннюю характеристику. С организационной точки зрения центры оценки персонала ¾ специальные независимые структуры или разовые мероприятия, организуемые в рамках фирм, проводимые на коммерческой основе кадровыми службами. Для работы они привлекают руководителей, практиков и психологов, способных выявить тонкости поведения, которые могут не заметить посторонние.
Первый оценочный центр был создан в 1954 г. компанией АТТ в рамках своей исследовательской программы. С 1958 г. полученный опыт систематически использовался для оценки готовности персонала к управленческой деятельности. Сейчас в США таких центров более 2000. В России сеть центров, обслуживающих предпринимателей, стала складываться в 1990-е гг.
Суть работы центров в том, что предварительно отобранная группа из 10-12 человек проходит в течение 2-3 дней обучение по специальной программе, в которую входят: 1. Индивидуальные упражнения, моделирующие наиболее типичные для оцениваемой деятельности деловые ситуации и позволяющие оценить профессионализм, мыслительные и организационные способности. 2. Интервью для получения информации о личных целях, ценностях, организационных и коммуникативных способностях, личностных качествах. 3. Групповые упражнения, моделирующие коллективную деятельность. Они дают информацию о типичных способах поведения человека в ее рамках, особенностях взаимодействия людей в группах, позволяют оценивать коллективизм и организационные навыки, умение отстаивать свою точку зрения. 4. Организационно-управленческие игры моделируют управленческие ситуации, требующие выработки решений по стратегии развития, основываются на проблемах конкретных организаций. 5. Тесты, приближенные к реальности и составляемые так, чтобы можно было предложить много вариантов ответа, из которых лишь один правильный. В любом упражнении каждый кандидат оценивается порознь несколькими экспертами, затем они совместно обсуждают личные впечатления и выносят общую оценку.
Проверка кандидатов в западных оценочных центрах выглядит примерно следующим образом: 1. Игра по распределению ограниченных материальных и финансовых ресурсов со сменой условий. 2. Дискуссия о продвижении в должности воображаемого работника, в рамках которой каждый защищает «своего подопечного» (показывает способность убеждать других). 3. Принятие в ограниченное время решений по вопросам, входящим в компетенцию должности, которую предположительно займет аттестуемый. 4. 30-минутное интервью с лицами, поступающими на работу в фирму. 5. Анализ ситуаций в группах (4 человека) по различным проблемам управления персоналом: разрешение конфликтов, продвижение по службе, поощрение. 6. Анализ управленческой информации и выполнение роли консультанта направившей их фирмы. 7. Групповой анализ. Участники группы представляют информацию о своих взаимных ожиданиях, затем обсуждают расхождения и их причины. Требует времени, конфликтно. 8. Интервью-консультация (обсуждение возможных последствий тех или иных решений). Требует высокой квалификации. 9. Изучение «полярных профилей» ¾ представлений человека о себе в настоящем и будущем; о том, что о нем думают окружающие. Исследуемый должен признать у себя положительные (без заносчивости и самодовольства) и отрицательные качества (последним нельзя дать властвовать над собой, ибо в этом случае происходит искажение или игнорирование информации о себе) и составить их список. Все это впоследствии позволит легче бороться с негативом и совершенствоваться в позитиве.
Результаты оценки представляются в виде заключения, предназначенного для администрации. Оно строится развернуто, с подробным перечислением деловых качеств каждого лица, характера, способностей к руководству, навыков, квалификации, сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей, готовности к принятию искомой должности, пригодности для последующего продвижения, необходимости дополнительного обучения. Иногда может даваться закрытая оценка (отчет секретный), которая позволяет более откровенно излагать мнение о субъекте.
Заключение может выглядеть следующим образом: 1. Общее заключение. Впечатление о субъекте до оценки; как он зарекомендовал себя на практике; итоговое впечатление: способности, достоинства и недостатки. 2. Детальное перечисление сильных и слабых сторон (личностных и организаторских) ¾ навыки, квалификация, потенциальные возможности (способности к лидерству, общение, поведение в группе, возможный стиль руководства и проч.). 3. Предложения. Пути устранения недостатков и рекомендации по использованию сотрудника в дальнейшем.
К преимуществам оценочных центров относят: ¨ исключение влияния на оценку администрации и условий труда на рабочем месте; ¨ объективность процедур, одинаковый ко всем подход, независимо от занимаемой должности; ¨ возможность узнать индивидуальные мотивы, сильные и слабые стороны вне привычного рабочего окружения; ¨ облегчение выбрать людей с высоким потенциалом; ¨ предоставление испытуемому возможности узнать о сильных и слабых сторонах, общем потенциале, лучше выразить свои интересы, цели, ожидания, понять специфику управленческой работы, принимать о себе более обоснованные решения; ¨ концентрация внимания кадровых служб на качествах, важных для занятия вакантных мест; ¨ снижение числа ошибок при принятии кадровых решений (надежность рекомендаций центров, по мнению специалистов, составляет 85-90%).
Рекомендация: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|