Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы обучения персонала




Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Рассмотрим их подробнее.

Подготовка новых работников ¾ первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

 

По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.

 

Приведем в качестве примера вариант плана подготовки кадров, которую должна разрабатывать администрация (линейные руководители разрабатывают такие программы для своих подразделений):

 

Основные задачи подготовки кадров:

¨ характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;

¨ анализ профессионального состава и расстановки кадров;

¨ определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров;

¨ расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;

¨ направления распределения кадров;

¨ мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;

¨ работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);

¨ подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;

¨ подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;

¨ направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;

¨ работа с выпускниками школ и вузов;

¨ особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;

¨ установление связей по обмену кадрами;

¨ подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);

¨ подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;

¨ примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;

¨ мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.

 

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.

Переподготовка состоит из следующих стадий:

¨ изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2-3 дня;

¨ обучение и закрепление новых способов выполнения операций;

¨ приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.

Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.

 

У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.

 

Повышение квалификации ¾ обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний (углубление, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации ¾ специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.

Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:

¨ непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;

¨ усложнением процесса производства и управления;

¨ освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.

Конкретные цели повышения квалификации работниками:

¨ обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

¨ увеличение их инновационного потенциала;

¨ подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

¨ освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;

¨ получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;

¨ изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

¨ приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

¨ формирование экономического, предпринимательского типа мышления;

¨ привитие навыков принятия решений;

¨ побуждение учиться дальше.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии.

 

При организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возраста:

¨ стремление к использованию практического опыта;

¨ ориентация на участие в дискуссии;

¨ готовность на практике решать сложные проблемы и при этом рисковать,ошибаться;

¨ заинтересованность в установлении обратной связи;

¨ избирательный подход к знаниям;

¨ повышенная критичность, самостоятельность мышления;

¨ ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность;

¨ субъективизм, консерватизм, авторитарность;

¨ снижение отдельных способностей, утомляемость.

 

Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка».

Выделяют следующие разновидности повышения квалификации:

1. По месту осуществления:

¨ внутреннюю (в рамках организации ¾ как на рабочем месте, так и на курсах);

¨ внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах).

2. По степени организованности (централизованную и самообразование).

3. По ориентации:

¨ профессионально ориентированную;

¨ проблемно ориентированную (по потребности);

¨ поведенчески ориентированную (на отработку необходимого поведения).

4. По типу программ:

¨ основанную на стандартных программах;

¨ основанную на специальных программах.

5. По типу обучающихся:

¨ предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов);

¨ предназначенную для всего персонала.

Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.

Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:

¨ определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей;

¨ осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий.

Этапы планирования повышения квалификации:

¨ выявление долгосрочной и текущей потребности в повышении квалификации, факторов, которые на нее влияют;

¨ определение основных требований к исполнителям (необходимых в данный момент и в будущем), их обсуждение (как с ними самими, так и с коллегами);

¨ анализ существующих навыков, знаний и установок работников;

¨ построение профиля имеющейся квалификации;

¨ сравнение профилей необходимой и имеющейся квалификации, определение расхождений, потребности в ее повышении и приоритетов в этой области.

Целесообразно вести статистику повышения квалификации (по группам персонала и формам обучения), которая, с одной стороны, дает представление о состоянии этого вопроса в данный момент, а с другой ¾ служит основой планирования формы и места занятий:

¨ для рабочих ¾ производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы бригадиров;

¨ для руководителей ¾ институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения.

Иногда бывает целесообразно исчислять коэффициент повышения квалификации (Kпв. кв):

Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Его разновидностью является обучение менеджеров.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных