ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы обучения персоналаДействующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям. Рассмотрим их подробнее. Подготовка новых работников ¾ первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.
По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Приведем в качестве примера вариант плана подготовки кадров, которую должна разрабатывать администрация (линейные руководители разрабатывают такие программы для своих подразделений):
Основные задачи подготовки кадров: ¨ характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров; ¨ анализ профессионального состава и расстановки кадров; ¨ определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров; ¨ расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним; ¨ направления распределения кадров; ¨ мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности; ¨ работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия); ¨ подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом; ¨ подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов; ¨ направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей; ¨ работа с выпускниками школ и вузов; ¨ особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров; ¨ установление связей по обмену кадрами; ¨ подготовка руководителей нижнего звена (мастеров); ¨ подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей; ¨ примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров; ¨ мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности. Переподготовка состоит из следующих стадий: ¨ изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2-3 дня; ¨ обучение и закрепление новых способов выполнения операций; ¨ приобретение навыков работы, не вызывающих утомления. Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.
У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.
Повышение квалификации ¾ обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний (углубление, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющейся профессии. Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации ¾ специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой. Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена: ¨ непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде; ¨ усложнением процесса производства и управления; ¨ освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта). В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе. Конкретные цели повышения квалификации работниками: ¨ обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач; ¨ увеличение их инновационного потенциала; ¨ подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению; ¨ освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда; ¨ получение более высокого разряда или адаптация к новой технике; ¨ изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы; ¨ приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности; ¨ формирование экономического, предпринимательского типа мышления; ¨ привитие навыков принятия решений; ¨ побуждение учиться дальше. Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии.
При организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возраста: ¨ стремление к использованию практического опыта; ¨ ориентация на участие в дискуссии; ¨ готовность на практике решать сложные проблемы и при этом рисковать,ошибаться; ¨ заинтересованность в установлении обратной связи; ¨ избирательный подход к знаниям; ¨ повышенная критичность, самостоятельность мышления; ¨ ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность; ¨ субъективизм, консерватизм, авторитарность; ¨ снижение отдельных способностей, утомляемость.
Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка». Выделяют следующие разновидности повышения квалификации: 1. По месту осуществления: ¨ внутреннюю (в рамках организации ¾ как на рабочем месте, так и на курсах); ¨ внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах). 2. По степени организованности (централизованную и самообразование). 3. По ориентации: ¨ профессионально ориентированную; ¨ проблемно ориентированную (по потребности); ¨ поведенчески ориентированную (на отработку необходимого поведения). 4. По типу программ: ¨ основанную на стандартных программах; ¨ основанную на специальных программах. 5. По типу обучающихся: ¨ предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов); ¨ предназначенную для всего персонала. Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе. Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого: ¨ определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей; ¨ осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий. Этапы планирования повышения квалификации: ¨ выявление долгосрочной и текущей потребности в повышении квалификации, факторов, которые на нее влияют; ¨ определение основных требований к исполнителям (необходимых в данный момент и в будущем), их обсуждение (как с ними самими, так и с коллегами); ¨ анализ существующих навыков, знаний и установок работников; ¨ построение профиля имеющейся квалификации; ¨ сравнение профилей необходимой и имеющейся квалификации, определение расхождений, потребности в ее повышении и приоритетов в этой области. Целесообразно вести статистику повышения квалификации (по группам персонала и формам обучения), которая, с одной стороны, дает представление о состоянии этого вопроса в данный момент, а с другой ¾ служит основой планирования формы и места занятий: ¨ для рабочих ¾ производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы бригадиров; ¨ для руководителей ¾ институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения. Иногда бывает целесообразно исчислять коэффициент повышения квалификации (Kпв. кв): Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу. Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Его разновидностью является обучение менеджеров. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|