ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Личность и ее окружениеЛюди, давно работающие в организации, обладают в ней определенным статусом, который характеризует оценку окружающими их официального и неофициального положения в ней, их ценность.
Изменение места индивида в организации, а следовательно и статуса, получило название социальной мобильности.
По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, можно легко подчинить его администрации. Статус может быть формальным (реальным) и неформальным. Формальный статус обусловлен занимаемой должностью, характеризуется служебным положением ¾ совокупностью прав и особенно реальных возможностей должностного лица (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, полагающимися по должности, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и проч.), его местом в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных фирмах формально равные должности, обладают разным реальным статусом. Неформальный статус, основывающийся на высокой оценке окружающими качеств личности (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т. п.), получил название авторитета. Таким образом, авторитет субъекта есть общественное признание его личных достоинств (на некоторый период авторитет придает и высокая социальная оценка окружающими занимаемой человеком должности). Он ¾ мера того, насколько подчиненные считаются с приказами руководителя. Авторитет завоевывается не только потому, что человек обладает определенными чертами, но и потому, что вокруг него есть люди, которые эти черты высоко ценят.
Факторами, влияющими на авторитет руководителя, являются: ¨ общее развитие и профессиональная компетентность; ¨ творческий подход к делу; ¨ требовательность и уважение к подчиненным, воспитанность; ¨ умение учитывать ситуацию, принимать оптимальные решения, стратегически мыслить; ¨ реальные высокие результаты; ¨ четкая мотивация персонала; ¨ способность убеждать; ¨ готовность учитывать интересы других; ¨ лидерские способности; ¨ умение уладить конфликт, организовать работу; ¨ достойное поведение, справедливое отношение к людям; ¨ наличие официальных заслуг.
Надо иметь в виду, что авторитет формируется иногда стихийно, но и поддерживается всегда целенаправленно при помощи специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и проч.
Способы укрепления авторитета: ¨ не бросать слов на ветер; ¨ не уклоняться от решения проблем; ¨ информировать подчиненных о проблемах подразделения и организации; ¨ не проявлять излишних эмоций; ¨ не отдавать невыполнимых распоряжений.
На практике авторитету человека могут угрожать: ¨ сложные ситуации, в которые тот попадает; ¨ неблагоприятный морально-психологический климат; ¨ целенаправленная деятельность по подрыву имиджа (интриги); ¨ случайные неудачи, которые при желании можно истолковать и как слабости и т. п. Действительно, авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих. Неискреннее поведение людей, с одной стороны, и особенности восприятия его окружающими ¾ с другой, приводят к формированию ложного авторитета.
Виды ложного авторитета: 1. Авторитет чванства, высокомерия, возникающий в результате дистанцирования от подчиненных (но уметь соблюдать определенную дистанцию на самом деле важно). 2. Авторитет доброты, связанный с низкой требовательностью. 3. Авторитет обещаний. 4. Авторитет резонерства (резонер ¾ человек, ведущий постоянные рассуждения нравоучительного характера). 5. Авторитет мелочной опеки. 6. Авторитет страха. 7. Авторитет панибратства. 8. Авторитет обладания информацией.
Постоянная боязнь обладателя ложного авторитета разоблачения, психологическая неуверенность в себе формируют у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета. Наличие такого комплекса толкает обладателей не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае практикуется: ¨ уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу; ¨ блокирование опасной информации; ¨ подкуп (например, обещание ослабить требования); ¨ угрозы и шантаж по отношению к окружающим; ¨ дистанцирование от них, высокомерное поведение, запутывание; ¨ раздача невыполнимых обещаний и проч. Признание окружающими привлекательности, превосходства должности (социального статуса субъекта) получило название престижа. В соответствии с ним люди занимают ряд последовательных ступеней на социальной лестнице (шкала престижа), которые часто не совпадают с местом в формальной иерархии. Каждой из них присущи свои нормы и ожидания.
Шкала престижа строится путем указания в опросных листах трех фамилий. Лидер определяется по сумме баллов, и это обеспечивает ему психологическое превосходство.
Виды престижа: ¨ личный (основан на индивидуальных характеристиках субъекта); ¨ функциональный (характеризует его положение в организационной иерархии); ¨ позиционный (представляет синтетическую оценку того и другого). Престиж, как и авторитет, динамичен. На него влияет изменение общественных ценностей, ситуации и проч., в связи с чем шкала оценок постоянно варьирует. (Например, если дети 1960-х гг. мечтали стать космонавтами, многие дети 1990-х гг. видели себя рэкетирами.) Но если авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с приказами, советами, мнением человека, то престиж ¾ мерой того, насколько они признают его превосходство.
Рекомендация: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|