Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность и ее окружение




Люди, давно работающие в организации, обладают в ней определенным статусом, который характеризует оценку окружающими их официального и неофициального положения в ней, их ценность.

 

Изменение места индивида в организации, а следовательно и статуса, получило название социальной мобильности.

 

По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, можно легко подчинить его администрации.

Статус может быть формальным (реальным) и неформальным.

Формальный статус обусловлен занимаемой должностью, характеризуется служебным положением ¾ совокупностью прав и особенно реальных возможностей должностного лица (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, полагающимися по должности, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и проч.), его местом в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных фирмах формально равные должности, обладают разным реальным статусом.

Неформальный статус, основывающийся на высокой оценке окружающими качеств личности (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т. п.), получил название авторитета. Таким образом, авторитет субъекта есть общественное признание его личных достоинств (на некоторый период авторитет придает и высокая социальная оценка окружающими занимаемой человеком должности). Он ¾ мера того, насколько подчиненные считаются с приказами руководителя.

Авторитет завоевывается не только потому, что человек обладает определенными чертами, но и потому, что вокруг него есть люди, которые эти черты высоко ценят.

 

Факторами, влияющими на авторитет руководителя, являются:

¨ общее развитие и профессиональная компетентность;

¨ творческий подход к делу;

¨ требовательность и уважение к подчиненным, воспитанность;

¨ умение учитывать ситуацию, принимать оптимальные решения, стратегически мыслить;

¨ реальные высокие результаты;

¨ четкая мотивация персонала;

¨ способность убеждать;

¨ готовность учитывать интересы других;

¨ лидерские способности;

¨ умение уладить конфликт, организовать работу;

¨ достойное поведение, справедливое отношение к людям;

¨ наличие официальных заслуг.

 

Надо иметь в виду, что авторитет формируется иногда стихийно, но и поддерживается всегда целенаправленно при помощи специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и проч.

 

Способы укрепления авторитета:

¨ не бросать слов на ветер;

¨ не уклоняться от решения проблем;

¨ информировать подчиненных о проблемах подразделения и организации;

¨ не проявлять излишних эмоций;

¨ не отдавать невыполнимых распоряжений.

 

На практике авторитету человека могут угрожать:

¨ сложные ситуации, в которые тот попадает;

¨ неблагоприятный морально-психологический климат;

¨ целенаправленная деятельность по подрыву имиджа (интриги);

¨ случайные неудачи, которые при желании можно истолковать и как слабости и т. п.

Действительно, авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Неискреннее поведение людей, с одной стороны, и особенности восприятия его окружающими ¾ с другой, приводят к формированию ложного авторитета.

 

Виды ложного авторитета:

1. Авторитет чванства, высокомерия, возникающий в результате дистанцирования от подчиненных (но уметь соблюдать определенную дистанцию на самом деле важно).

2. Авторитет доброты, связанный с низкой требовательностью.

3. Авторитет обещаний.

4. Авторитет резонерства (резонер ¾ человек, ведущий постоянные рассуждения нравоучительного характера).

5. Авторитет мелочной опеки.

6. Авторитет страха.

7. Авторитет панибратства.

8. Авторитет обладания информацией.

 

Постоянная боязнь обладателя ложного авторитета разоблачения, психологическая неуверенность в себе формируют у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета. Наличие такого комплекса толкает обладателей не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.

В этом случае практикуется:

¨ уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;

¨ блокирование опасной информации;

¨ подкуп (например, обещание ослабить требования);

¨ угрозы и шантаж по отношению к окружающим;

¨ дистанцирование от них, высокомерное поведение, запутывание;

¨ раздача невыполнимых обещаний и проч.

Признание окружающими привлекательности, превосходства должности (социального статуса субъекта) получило название престижа. В соответствии с ним люди занимают ряд последовательных ступеней на социальной лестнице (шкала престижа), которые часто не совпадают с местом в формальной иерархии. Каждой из них присущи свои нормы и ожидания.

 

Шкала престижа строится путем указания в опросных листах трех фамилий. Лидер определяется по сумме баллов, и это обеспечивает ему психологическое превосходство.

 

Виды престижа:

¨ личный (основан на индивидуальных характеристиках субъекта);

¨ функциональный (характеризует его положение в организационной иерархии);

¨ позиционный (представляет синтетическую оценку того и другого).

Престиж, как и авторитет, динамичен. На него влияет изменение общественных ценностей, ситуации и проч., в связи с чем шкала оценок постоянно варьирует. (Например, если дети 1960-х гг. мечтали стать космонавтами, многие дети 1990-х гг. видели себя рэкетирами.)

Но если авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с приказами, советами, мнением человека, то престиж ¾ мерой того, насколько они признают его превосходство.

 

Рекомендация:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных