ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подчиненные и их основные типыВсе работники организации, кроме руководителя (его заместители, руководители низшего уровня, рядовые исполнители) являются подчиненными, т. е. лицами, находящимися в подчинении старшего по должности. Работники одного уровня, не зависящие друг от друга, называются коллегами. Подчиненные могут быть: ¨ непосредственными, с которыми руководитель контактирует без посредников; ¨ прямыми, которые хотя и находятся в сфере его юрисдикции, но непосредственно ему не подчиняются. Так, первому лицу непосредственно подчиняются лишь его заместители и руководители основных подразделений. Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как средство ее деятельности. В то же время первый имеет право устанавливать вторым нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты. Фигура подчиненного характеризуется: ¨ служебной зависимостью от руководителя; ¨ функциональной узостью сферы деятельности; ¨ тесной связью с первичным коллективом; ¨ преобладанием межличностных форм отношений при выполнении служебных обязанностей; ¨ подверженностью влияния со стороны более авторитетных коллег; ¨ необходимостью следования готовым нормам.
По мнению американских предпринимателей, работникам современного типа должны быть свойственны следующие качества: ¨ внутренняя расположенность к труду; ¨ высокий уровень интеллектуального развития и скорость овладения знаниями; ¨ профессиональная компетентность, соответствующая существующим требованиям; ¨ творческий подход к делу; ¨ стремление к рационализации процесса труда, приобретению нового опыта; ¨ любознательность, склонность к самообразованию и саморазвитию; ¨ высокое чувство долга; ¨ энергичность, готовность к преодолению препятствий; ¨ ориентация на стандарты; ¨ последовательность при реализации нововведений; ¨ знание своих сильных и слабых сторон; ¨ наличие здоровых амбиций; ¨ готовность обмениваться информацией и проч.
Хорошие исполнители обеспечивают 80% успеха. Плохие работники мешают организации достигать своих целей, поэтому их надо переводить на другие должности. Основными видами подчиненных являются заместители руководителя, исполнители, сотрудники личного аппарата. Существует несколько типов заместителей руководителя. В небольших организациях (подразделениях), когда руководитель болен или в отъезде, эти обязанности в дополнение к основным выполняют без образования специальной должности рядовые работники. В крупных структурах, где велик объем работы общего характера, с которым первое лицо, даже с помощью подчиненных ему руководителей низового уровня, справиться не в состоянии, появляется штатный заместитель ¾ человек, близкий по рангу и свободный от текущих дел. Такая необходимость возникает и в том случае, когда первый руководитель часто и подолгу отсутствует. Заместитель вынужден фактически выполнять руководящие функции, если ему надо стажироваться для занятия в ближайшее время руководящей должности и заранее осваивать все тонкости предстоящей самостоятельной работы. К заместительству могут также привлекаться лица, возглавляющие нижестоящие подразделения, что полезно во всех отношениях: ¨ повышается престиж первого лица в глазах коллег и подчиненных; ¨ ослабевают позиции штатного заместителя, который всегда вольно или невольно составляет ему конкуренцию, а следовательно, вносит элементы дестабилизации в систему управления; ¨ выполнение обязанностей заместителей поднимает авторитет низовых руководителей в их собственных подразделениях. Между руководителем и заместителями существует следующее разделение обязанностей. Руководитель должен концентрироваться на стратегических проблемах, определении основных направлений работы, а заместители ¾ на ее методах и текущих делах. Обычно между ними распределяется весь круг вопросов, кроме кадровых, а также обязанности по курированию отдельных подразделений, так что при четкой организации работы постоянное присутствие руководителя не обязательно.
Иногда в курирование включается и руководитель, однако это нежелательно, так как он оказывается ответственным не только за организацию в целом, но и за ее часть, поскольку может возникнуть проблема «своих» и «чужих».
В отношениях с заместителем руководитель должен придерживаться следующих правил: ¨ знакомить со своей работой и текущей обстановкой; ¨ оказывать всестороннюю помощь и поддержку; ¨ не перегружать текучкой; ¨ не отстранять полностью от решения кадровых вопросов; ¨ не отменять без крайней нужды (тем более демонстративно) распоряжений; ¨ не обсуждать личностные и деловые качества с подчиненными; ¨ защищать, в том числе перед высшими инстанциями; ¨ поддерживать вежливый, корректный тон в общении.
Надо иметь в виду, что заместитель ¾ не только подчиненный, но и советник руководителя. Поэтому, наряду с подчинением, между ними имеют место отношения коллегиальности. Желательно, чтобы заместитель обладал иным типом мышления, позволяющим видеть ошибки и промахи шефа; необходимой твердостью, чтобы суметь его поправить, и вместе с тем лояльностью по отношению к нему. Эти положения иллюстрирует следующая таблица. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|