Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация выступления




Успешное выступление содержит не только хорошо подобранный материал, но и, что более существенно, неопровержимые аргументы и доказательства. Такое выступление демонстрирует свободную ориен­тацию оратора и глубокое знание им дела. Но даже очень сильная и убедительная речь, имеющая план, содержащая основную идею, не­обходимую информацию, которой заинтересовалась публика, с лег-

костью терпит фиаско, если эти факты не будут должным образом упорядочены и расположены.

Прежде всего нельзя пренебрегать вступительной и заключительной частями выступления. С самого начала выступление должно вызывать интерес у слушателей, знакомить их с основным содержанием и идеей доклада В итоговой части опытный докладчик еще раз кратко повторит ключевые моменты и смысл всего выступления. Лишний раз остано­вимся на действиях, которые следует выполнить в этой связи.

Основная часть доклада, идущая сразу же после вступительной части и завершающаяся перед заключительной, содержит в себе глав­ную мысль и суть идеи. Они должны быть обдуманы докладчиком с полным знанием дела. Невозможно долгое время держать аудиторию в напряжении, раскрывая основное содержание своих планов, идей или просто «выплескивая» на нее непрерывный поток информации, не имея особого подхода, стремления «слиться» с аудиторией, сделать ее частью своего выступления.

Чтобы добиться ясности и уверенности, что идея выступления по­нята и принята присутствующими, необходимо излагать свои мысли точно, легко и просто, так, чтобы они дошли до всех слушателей.

Организация самого выступления предусматривает компоновку разрозненных частей единого монолитного доклада Метод, который для этого выбирают, зависит от темы выступления и стратегических намерений выступающего. Некоторые наиболее целесообразной и привычной формой выступления считают повременное или хроноло­гическое изложение материала Многие докладчики, особенно зако­нодатели в парламенте, излюбленной формой подачи своего доклада избирают логически построенный перечень проблем и путей их раз­решения. Когда возникает потребность сравнения альтернативных путей разрешения одной и той же проблемы, самым лучшим может оказаться контрастно-сравнительный подход. Техника «стимул—ре­акция» также может пригодиться, когда делается доклад информаци­онного характера Если же задача выступления — прояснить или до­казать значение тех или иных фактов, цель каких-либо действий, ис­пользуют технику «определения». Еще одна форма, к которой часто прибегают ораторы, заключается в обсуждении «деталей» основного целого, к которым могут относиться, например, различные подразде­ления в организации или разнообразные направления работы. Близко по содержанию к этой технике выступление, построенное вокруг ос-

новных систем, функциональных механизмов и технических характе­ристик обсуждаемого предмета, например, рассмотрение деятельно­сти различных подразделений и групп в рамках одной большой орга­низации либо проблем стандартов и качества производства с целью достижения уровня лучших мировых образцов. Если же для будущего доклада не годится ни одна из перечисленных методик и форм, обыч­но используемых ораторами, докладчику, вероятно, стоит поразмыс­лить над созданием специальной формы и техники подачи выступле­ния по собственному усмотрению.

Обычно, когда существуют достаточно весомые и актуальные ос­нования для выступления, их излагают сразу же, еще во вступитель­ной части доклада Ведь в этом случае у оратора есть сильные козыри, поскольку ему не нужно подводить публику к главной идее доклада Если же «продаются» план или идея, весь смысл организации высту­пления должен заключаться в этих двух аспектах, которые рассмат­ривают в различных ракурсах и с разных точек зрения, ни в коем слу­чае не забывая об их ведущей роли. Еще одним основанием дня вы­деления отдельного ключевого пункта или пунктов выступления и неоднократного повторения их в ходе доклада служит тот факт, что очень важные для выступающего слушатели, возможно, покинут зал или будут вызваны по неотложным делам еще до того, как доклад за­кончится. Если такое произойдет, докладчик хотя бы не будет укорять себя за то, что не все нужные ему слушатели услышали и поняли ос­новные идеи его выступления.

Вслед за «продажей» плана или идеи, когда оратор убедил присут­ствующих в оригинальности и самобытности сказанного, показал все преимущества предлагаемого проекта, главный акцент выступления должен быть перенесен на укрепление провозглашаемых позиций. При этом доказательства в пользу идеи должны быть построены по нисходящей. Необходимо помнить, что если даже самые содержа­тельные и наиболее убедительные аргументы и факты не смогли повли­ять на реакцию и отношение публики к идее, то о незначительных и ма­лоинтересных даже нечего и говорить — они никогда не принесут ус­пеха Что касается убедительности доказательств, то их стараются вы­сказывать максимально четко, ясно и кратко. В качестве примера такого высказывания можно привести слова десятилетнего ребенка, который пересказал своей младшей сестре содержание пьесы «Пигмалион» так: «Это о грязной девочке, которую обучали чистому языку».

Выступление должно быть достаточно продолжительным, чтобы охватить все намеченные докладчиком вопросы. В целом продолжи­тельность самых лучших выступлений — до одного часа. Большинст­во присутствующих просто не в состоянии воспринять насыщенный поток информации, обрушивающейся на них сплошной лавиной, как водопад. Но содержание выступления, состоящего из трех или в крайнем случае четырех основных аспектов, почти всегда дойдет до сознания слушателей и закрепится у них в мозгу. В некоторых случа­ях даже шесть пунктов выступления, если они близки по смыслу и содержанию, будут восприняты. Вся несущественная информация, повторяющая одна другую или слишком углубляющаяся в детали, по возможности должна быть изъята из текста выступления еще до его начала Такие материалы, если существует абсолютная уверенность, что они довольно важные и послужат на пользу общей идее, могут быть розданы присутствующим перед началом выступления либо об­суждены в оперативном порядке.

По завершении выступления у слушателей должно сложиться и укрепиться впечатление об ораторе и его личности. Для этому ему следует в заключение еще раз вернуться к основной идее своего док­лада. Если выступающий ожидает каких-либо действий и реакции на выступление, то еще до окончания доклада он должен предупредить об этом присутствующих в зале, иногда открыто спросив их мнение и предложив высказаться по определенному вопросу.

Тот, кто хочет стать хорошим оратором, всегда должен репетиро­вать свое выступление, практиковаться, по несколько раз повторять мысли, которые он проповедует. Как только материал собран и рас­пределен по пунктам для выступления, следует приступать к оценке его содержания. В это понятие входят анализ фактического материа­ла, проработка форм и способов его подачи и уточнение личного от­ношения к нему самого выступающего. Безусловно, в каждой аудито­рии найдется человек, у которого не возникнет никакого интереса к происходящему либо будет преобладать отношение по типу «ну и что из того?». В связи с этим можно посоветовать выбрать какого-нибудь рецензента, профессионального эксперта или помощника, знающего свое дело, чтобы они определили, что в выступлении ясно и пройдет на «ура», что сработает эффективно, а какую часть выступления сле­дует переделать или вообще сократить.

Отсутствие достаточной подготовки и знания дела, точной задачи, уверенности в том, что выступающий хочет высказать в своей речи, присуще почти всем скучным и затянувшимся выступлениям. И на­оборот, краткие, лаконичные выступления, как правило, свидетельст­вуют о более высоком профессиональном уровне подготовки. Даже если эта речь не блестяща, она хороша уже потому, что коротка и не отнимает у слушателей много времени и энергии. Иногда приходится слышать такое мнение: «Если оратору в течение 30 минут не удастся разжечь огонь интереса, он должен прекратить тратить время и спич­ки». Один из ораторов сказал как-то: «Извините, мое выступление не­сколько затянулось, я забыл свои часы и нигде не вижу настенных...». В ответ из последних рядов прокричали: «Зато справа от вас настен­ный календарь».

Язык выступления

Для того, чтобы вызвать интерес у аудитории и удержать внима­ние присутствующих до конца выступления, нужно как следует усво­ить все функции языка и научиться быть внимательным к качеству и силе используемых слов. А для этого каждому выступающему нужно научиться определять цели и результаты, которых он желает добиться своей речью, предусматривать, хотя бы до определенной степени, ее последствия. Известно, что слова могут влиять на людей непредска­зуемо. И от того, какое впечатление они произведут и как надолго ос­танутся в их памяти, в конце концов зависят и авторитет, и общест­венное положение, и даже будущее многих общественных деятелей и профессионалов.

Оратор должен следить за качеством своей речи. Большинство людей фиксируют факт, что язык выступающего был крайне интере­сен и профессионален, и помнят данный факт, однако никто не в со­стоянии точно определить, в чем же конкретно заключался этот про­фессионализм. Качество и мастерство речи, безусловно, отнюдь не означают, что она должна быть чересчур изысканной и вычурной. За­явление, сделанное когда-то Джозефом, вождем одного из племен американских индейцев, является классическим примером качествен­ного использования языка и выражения смысла: «Я больше не буду воевать, никогда!». Это гениальный образец точной передачи мысли

— тут все понимают цель и смысл высказанного и прощают непра­вильность грамматической конструкции выражения.

Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каж­дый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышле­ний. Итак, оратор должен:

Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напи­ханным» выступление разрозненными темами и не допол­няющими одна другую.

Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессио­нальные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему не­пониманию.

Быть понятным при изложении содержания темы. Ссы­латься на факты и апеллировать к здравому смыслу.

Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия ос­новной идеи выступления.

Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических вы­ражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

Быть красноречивый. Время от времени употреблять ритори­ческие фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необхо­димое впечатление.

Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую ауди­торию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процес­се подготовки своего доклада






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных