ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исследования профессора Дж. Стоуэрс (Университет Сан-Франциско, США)Профессор Джени Стоуэрс является одним из наиболее авторитетных специалистов в области исследования состояния открытости правительственных сайтов США. Далее мы будем опираться на две основные ее научные работы, посвященные этой теме: «Государство федеральных сайтов: стремление к совершенству» (The State of Federal Websites: The Pursuit of Excellence, 2002)12 и «Измеряя электронное правительство» (Measuring the Performance of E-Government, 2004)13. Отличительная особенность этих работ заключается в том, что проводится не сравнительный мониторинг правительственных сайтов с последующим их ранжированием, а аналитическое исследование болевых точек в развитии правительственных сайтов. В связи с этим результаты исследования приводятся в основном не в виде таблиц со сравнительными показателями, а в виде выводов и диаграмм. В работе «Измеряя электронное правительство» основное внимание уделено разнообразию методов, используемых для оценки правительственной веб-инфраструктуры. Так, выделяется: сбор данных в результате веб-мониторинга, выборочный телефонный опрос удовлетворенности потребителей, анализ пользовательских отзывов, оценка посещаемости, анализ затрат и результатов стоимости (cost-benefit analysis), веб-мониторинг или слежение специальными программными средствами (web tracking, включая анализ лог-файлов, данных сервера). Не все из приведенных методов прямо касаются проблемы оценки информационной доступности сайтов, так как основное внимание в исследовании уделено проблеме развития веб-инфраструктуры. Поэтому ниже подробнее рассмотрим только некоторые из предлагаемых приемов. 1) Например, в случае с web tracking отслеживание применяются приемы оценки, которые весьма полезны для разработки комплексной методологии. Среди них можно выделить, например, следующие параметры для оценки: — число посетителей отдельной страницы; —число посетителей, воспользовавшихся какой-либо отдельной ссылкой; — куда осуществлен переход по ссылке; — время загрузки страницы; — число повторных входов; — число уникальных пользователей; — средняя продолжительность времени, затрачиваемого на просмотр 12 http://www.businessofgovernment.org/pdfs/StowersReport0802.pdf#search=’The State of Fe 13 http://www.businessofgovernment.org/pdfs/8493_Stowers_Report.pdf#search='Measuring — средняя продолжительность времени, по истечении которого пользователь покидает сайт. 2) В контексте анализа открытости сайтов любопытны приемы оценки — количество входов на сайт; — количество загруженных документов; — время, затрачиваемое на обработку запроса, полученного по электронной почте; — количество направленных электронных писем; — количество подготовленных ответов на электронные письма; — число загруженных карт; — число электронных платежей; — число выданных разрешений; — продолжительность мультимедийных презентаций. 3) Измерение онлайновой активности должностных лиц: — число онлайновых Интернет-конференций с гражданами. 4) Оценка качества сервисов касается следующих параметров: — общее число доступных сайтов; — адекватность представленной информации запросам граждан; — число навигационных и иных ошибок на сайте; — процент времени, в течение которого сайт является недоступным; — простота использования сервисов для начинающих пользователей. Другая работа профессора Дж. Стоуэрс «Государство федеральных сайтов: стремление к совершенству» также касается вопросов совершенствования правительственной веб-инфраструктуры. 1) В качестве общих требований, принципов применительно к сайтам — эффективность онлайновой информации и сервисов, отсутствие которых сокращает возможности полезного использования сайтов; —эффективность информационной архитектуры (организация материалов, структуризация сайта, представление нового материала на сайте); — наличие помощи для пользователей (консультации, справки, дизайнерские решения); — доступность информации для людей с ограниченными возможностями; — охрана конфиденциальности пользовательской информации. 2) Состав основных онлайновых сервисов должен включать: — базовую информацию; — документы; — возможность коммуникации с чиновниками; — загружаемые формы документов; — интерактивные формы документов; — интерактивные базы данных; — мультимедийные сервисы; — техническую и организационную поддержку электронной коммерции; — опцию настраиваемого контента; — опцию архивирования данных. В качестве дополнительной информации на правительственных сайтах представлены: — информация о грантах; — информация о контрактах; — статистика; — публикации; — информация о найме на работу. 3) Информационные сервисы для помощи гражданам в ознакомлении с сайтом должны включать следующие опции: — информация о сайте; — контактная электронная почта; — часто задаваемые вопросы (FAQ); — обратная связь; — помощь; — поиск; — индекс (каталог индикации имеющихся на сайте ресурсов); — карта сайта; — возможность выбора другого языка и пр. 4) Навигационные сервисы должны использовать следующие элементы: — ответы «от А до Я» (список ответов на вопросы по алфавиту в соответствии с ключевыми словами или темами); — календарь официальных событий; — «Знаете ли Вы?» или «Как я могу сделать …» (рекомендации по использованию сайта); — перечень услуг, оказываемых ведомством (прямая ссылка); — события (ссылка на информацию о главных событиях); — адрес (адрес и способы проезда к правительственным офисам); — ссылка на блок правовых норм, регулирующих порядок доступа к — «горячие» темы (ссылки на текущие или ближайшие события, мероприятия); — «Для студентов/детей» (специальная коллекция ссылок); — контактная информация (ссылки на все подразделения органа власти); — карты (ссылки на карты, имеющие отношение к органу власти); — наиболее посещаемые сайты (коллекция ссылок); — популярные услуги (ссылки); — «Добро пожаловать» (обращения руководителя ведомства к посетителям сайта); — «Что нового?» (список основных обновлений сайта).
5)В части обеспечения доступности сайта Дж. Стоуэрс ссылается так же на Bobby Analysis (http://www.cast.org/bobby/), о котором мы упоминали 6) Обеспечение сохранности персональных данных и персональной пользовательской информации предусматривает следующие шаги: — комплекс мер, направленных на обеспечение сохранности пользовательских сведений; — описание политики обеспечения сохранности пользовательских сведений и указание на ответственность органов власти; — описание программных продуктов, используемых для защиты пользователя. 7) Стандартизация информационной архитектуры сайта, направленная на адекватное восприятие его возможностей (поскольку большинство граждан не имеют четкого представления о содержании работы органа власти): — характеристика ведомства и его подразделений, их структура, подведомственные организации; — характеристика и структура ветви власти, к которой относится ведомство; — описание событий, произошедших с участием ведомства; — данные о руководителях ведомства и его подразделений; — функции, полномочия и процедуры, осуществляемые ведомством,охарактеризованные на доступном языке; — перечень основных дел ведомства; — наличие сервисов, позволяющих использовать пользовательские установки при навигации; — перечень и тексты отзывов в прессе о деятельности ведомства. Обобщение результатов мониторинга. В ходе исследования избранных сайтов нескольких правительственных служб, которое проводилось на базе приведенных выше критериев, применялась следующая методика оценки. Всего было использовано 5 групп критериев оценки, по каждой из них эксперты могли выставить определенное количество баллов, исходя из полноты реализации соответствующего критерия: 1) индекс государственных услуг (от 1 до 16 баллов); 2) индекс помощи пользователям (1-10); 3) индекс навигационных сервисов (1-22); 4) индекс защиты пер- сональных данных (1-6); 5) оценка доступности (при этом сайтам, где отсутствовали ошибки, присваивалась оценка «+1», сайтам с одной или двумя ошибками — «0», сайтам, на которых было обнаружено более двух ошибок — «—1»). Общий индекс исчислялся путем сложения всех баллов. 3.4. Руководство по обеспечению доступности веб-контента (Рекомендации международной организации The World Wide Web Consortium (W3C))14 Руководство по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines 1.0), подготовленное одной из наиболее авторитетных организаций в сфере разработки разнородных сетевых стандартов информационного обмена, представляет собой довольно широкий перечень критериев доступности информации на сайтах. Постановка вопроса о доступности в данном случае максимально широка. Речь идет не только о полноте информации, которая должна быть размещена на сайтах, что, как указывалось выше, является довольно тривиальной задачей сопоставления требуемого и наличного контента. Данное руководство показывает, как при конструировании сайта следует обеспечивать максимальную доступность информации для граждан вне зависимости от субъективных пользовательских условий самого разного порядка. Иными словами, это максимально широко понятый критерий оценки, обозначенный в исследовании Университета Брауна как «disability access». Руководство исходит из того, что пользователями могут быть люди: — слабослышащие или слабовидящие, а также люди с ограниченными —имеющие сложности с чтением и пониманием текста и плохо владеющие языком, на котором изложены тексты сайта; — не имеющие возможности пользоваться клавиатурой или мышью; — имеющие монохромный или маленький дисплей устройства доступа, или медленное Интернет-соединение; — находящиеся в ситуации, когда восприятие информации затруднено — использующие раннюю версию браузера или другой браузер, а так Такая широкая постановка вопроса о доступности информации является принципиально важной при разработке методики мониторинга открытости российских правительственных сайтов, поскольку изначально обя- http://www.w3.org/TR/WAI-WEBCONTENT/ зывает конструировать пользовательский интерфейс стратегически правильно на начальном этапе строительства электронного правительства в России, что в дальнейшем избавит от необходимости значительных затрат на переоснащение и перепрограммирование систем доступа. Прежде всего, данное Руководство ориентировано на тех, кто предоставляет информацию, а не на тех, кому предоставляют. Но поскольку оно снабжено довольно простым логическим инструментарием и системой критериев самооценки («checkpoints») по каждому из базовых требований доступности информации, то может быть с успехом использовано для внешней экспертной оценки, т.е. с позиции пользователя. Руководство опирается на 14 базовых критериев доступности информации, при этом каждый снабжен методическими механизмами проверки их реализации. Приведем эти критерии и некоторые основные приемы проверки ниже в авторской сокращенной переработке. 1. Эквивалентность аудио- и визуального контента: —наличие текстовых эквивалентов для нетекстовых элементов (рисунки, графические объекты, мультимедийные презентации), и наоборот; —наличие достаточного количества внутренних перекрестных ссылок в каждом элементе структуры сайта. 2. Независимость от цветовой гаммы: — наличие контекстных и графических эквивалентов цветового деления сайта; — наличие приемлемого контраста между текстом и фоном. 3. Продуманное использование разметки и стиля страницы: —приоритетное использование маркированных списков по сравнению с использованием презентационных атрибутов или графических элементов. 4. Продуманное использование языка сайта: — наличие альтернативного языка; — минимизация аббревиатур и сокращений. 5. Преобразование таблиц без искажений: — при использовании разных браузеров, версий браузеров или текстовых форматов должно сохраняться корректное отображение строк, столбцов, ячеек и данных таблиц. 6. Правильное преобразование страниц, созданных с использованием новейших программ или технологий (например, для случаев, когда эти технологии или эффекты не поддерживаются оборудованием пользователя). 7. Контроль пользователя за программными изменениями контента в процессе работы: — наличие возможности остановить загрузку или автоматическое обновление; — наличие возможности отключить мигание, всплывание, перемещение объектов на сайте. 8. Совместимость пользовательского интерфейса: —наличие восприимчивости к индивидуальным установкам пользователя. 9. Дизайн должен восприниматься любым видом устройства доступа: — наличие возможности управления переходом по строкам меню с помощью клавиатуры. 10. Минимизация использования нераспространенных программных решений: — корректная работа устаревших версий браузеров. 11. Использование W3C-технологий и руководств Консорциум Всемирной Паутины (W3C) является международным сообществом, которое развивает стандарты, чтобы гарантировать долгосрочный рост Сети.. 12. Обеспечение контекстной и ориентационной информацией: — наличие общей и справочной информации о содержании сайта; — разбиение больших блоков информации, навигация по объемным документам; — наличие описаний разделов. 13. Использование понятных навигационных механизмов: — наличие навигационной панели; — наличие карты сайта; — наличие поискового механизма; — ясная идентификация цели каждой ссылки; — группировка ссылок. 14. Доступность документов и простота их восприятия: — использование максимально простого для восприятия языка; — наличие дополнительного текста с графикой; — логичное и последовательное изложение. Как мы видим, в Руководстве ведущей международной организации по веб-стандартам постановка вопроса о доступности связывается не с полнотой или достоверностью информации, которая целиком зависит от ответственного подхода разработчиков сайта, а с более тонкими, программными решениями — особенностями презентации информации на сайте для удобства максимального количества пользователей. Для стран, находящихся в нижней зоне от «цифрового разрыва», удобство программных сервисов и навигации может рассматриваться как далекий ориентир в условиях слабого или невнятного сетевого представительства государства. Вместе с тем даже в только начинающемся конструировании правительственной веб-инфраструктуры для исключения стратегических ошибок подобные требования должны быть учтены изначально. Обобщение результатов мониторинга. Сравнительный анализ правительственных сайтов по данной методике эксперты W3C не проводят, поскольку ее первичная задача состоит в разработке веб-стандартов. Разумеется, что для такой разработки на начальном этапе требовалось широкомасштабное и тщательное проведение тестирования разных элементов методики и системы элементов в целом на различных сайтах. Однако для желающих воспользоваться методикой разработчики приводят лист самопроверки (Checklist of Checkpoints for Web Content Accessibility Guidelines 1.0)15. Идея здесь довольно проста: приемы обеспечения доступности из всех 14 групп сортируются на три блока по критерию приоритетности — неизбежные, весьма желательные и возможные (must — should — may). Соответственно формируются три таблицы, в левой графе которых указан пункт, критерий проверки, а справа дается оценка его наличия/отсутствия на том или ином сайте. 3.5. Другие методики Большинство других методик в вопросе оценки сайтов менее масштабны, чем приведенные выше, и в основном используют уже отмеченные критерии оценки. Среди любопытных методик можно отметить, например, «Общие требования к правительственным сайтам для веб-мастеров» (Кабинет министров Великобритании)16, Исследование Организации экономического сотрудничества и развития «The Е-Government Imperative» (отдельные разделы, например, с. 158 материала (размещен в формате pdf))17, экспертные заключения по методологии исследования электронного правительства организации «Процесс Консалтинг»18. Основные выводы Обзор международного опыта по разработке и внедрению методик оценки открытости сайтов органов власти обнаруживает большое разнообразие критериев оценки. Использование этого опыта в современных условиях в России возможно лишь с некоторыми ограничениями. Так, предоставление органами власти электронных услуг (например, электронные платежи, регистрация по месту жительства, заполнение налоговых деклараций в интерактивных формах правительственных сайтов, получение различных разрешений и лицензий, и др.) является преждевременной постановкой вопроса в условиях отсутствия развитой информационной правительствен- 15 http://www.w3.org/TR/WAI-WEBCONTENT/full-checklist.html 16 http://www.cabinetoffice.gov.uk/e-government/resources/handbook/html/2-2.asp 17 http://webdomino1.oecd.org/COMNET/PUM/egovproweb.nsf/viewHtml/index/$FILE/pub- 18 http://processconsulting.ru/zak.shtml 22 ной инфраструктуры и культуры интерактивной работы с гражданами в органах власти. По этой же причине не может быть проведена оценка политики охраны персональных данных пользователей на различных правительственных сайтах, поскольку бедные информационные сервисы не требуют заполнения интерактивных форм с персональными данными. Однако в тех редких случаях, когда пользовательский доступ персонифицируется, например, требованием авторизации на сайте, такая оценка может быть проведена. Следует также учитывать, что оценка открытости сайтов по ряду критериев требует дополнительных финансовых затрат, например, на закупку специального программного обеспечения, позволяющего осуществлять тестирование сайтов по критериям технической доступности для пользователей. Существуют и некоторые организационно-технические ограничения для внешнего пользовательского экспертного наблюдения по сравнению с наблюдением «внутренним», т.е. со стороны группы веб-дизайна, ответственной за поддержку ресурса. Так, например, детальный анализ пользовательской статистики входа на сайт и характер работы пользователей с документами на сайте в большинстве случаев доступны только лицам, ответственным за техническое состояние сайта. Таким образом, критерии оценки доступности информации на сайтах органов власти должны быть адекватны нынешнему российскому уровню информационной правительственной инфраструктуры. С учетом практики проведения мониторинга за рубежом можно выделить основные требования к системе оценочных критериев: это простота, максимальная объективность, гибкость (универсальность) и практичность (дешевизна) оценки. II. Методика проведения мониторинга доступности для граждан информации, размещаемой органами власти в информационных системах общего пользования Цель методики Назначение настоящей методики состоит в обосновании наиболее адекватной системы приемов оценки информационной открытости органов власти с точки зрения доступности информации в информационных системах общего пользования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|