ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оценка отзывчивости (внимания) к информационным нуждам граждан (интерактивность)В отличие от критерия полноты информации данный критерий оценки доступности информации, как и остальные нижеследующие критерии, не устанавливается четко в базовых регулирующих документах уровня Постановления Правительства и выше. Между тем отдельные требования подобного рода фиксируются в правовых актах федеральных министерств и ведомств, а также, в довольно большом количестве, в актах региональных государственных органов и органов местного самоуправления. В данной группе оценивается 7 субкритериев отзывчивости, большинству из которых присваивается 1 балл, а по двум из них возможно выставление 2 и 3 баллов. Максимальная оценка отзывчивости составляет 10 баллов. За каждый существенный дефект по любому субкритерию возможно снятие 0,1 балла. Поскольку отдельные субкритерии отзывчивости не диверсифицируются на основе принципов, важных для субкритериев полноты, вычитания 0,2 балла не предусмотрено (но возможно два и более вычитаний по 0,1 балла). 34 1) Оперативность обновления информации на сайте (0/1/2/3 — 0,1) Данный критерий оценивается по времени последнего обновления сайта (добавления нового материала, ссылки и т.д.). В случае, если производится «горячее обновление», т.е. несколько раз в день — сайту присваивается 3 балла, при ежедневном обновлении—2 балла, при еженедельном — 2) Работа с электронной почтой (0/1/2 — 0,1) Данный субкритерий означает срок получения по электронной почте ответного письма, в связи с направленным от имени гражданина по электронной почте запросом о предоставлении информации. При получении ответа в течение 3 суток присваивается 2 балла, от 3 до 30 суток — 1 балл, в случае, если ответ не получен в течение 30 суток, — 0 баллов. 3) Наличие возможности оставить комментарий на сайте (0/1 — 0,1) Данная возможность означает наличие на сайте различных форм обсуждений, позволяющих зафиксировать мнение пользователей на самом сайте органа власти (форумы, чаты и т.п.). Оценивается в 1 балл. 4) Онлайновое участие (0/1 — 0,1) Подразумевается регулярное участие ответственных сотрудников органа власти в онлайновых конференциях на сайте, подготовка ими комментариев в форумах и т.д. Также оценивается в 1 балл. 5) Оффлайновое участие (0/1 — 0,1) Оценивается наличие/отсутствие возможности коммуникации по электронной почте с чиновниками, руководителями структурных подразделений, а не только с веб-дизайнерами. 6) «FAQ» (0/1 — 0,1) Наличие поддерживаемой рубрики «Часто задаваемые вопросы» (FAQ), эквивалентом этой рубрики служат разделы «Консультации», «Ведомство от А до Я» и т.п., в которых содержатся тематические рекомендации для граждан. 7) Дружелюбие, признательность, толерантность (0/1 — 0,1) Данный субкритерий означает отсутствие формализма в работе с гражданами и демонстрирование искреннего желания помочь в процессе ознакомления с информацией, пользования услугами. Главным образом выражается в политике сайта в отношении стиля общения с гражданами, т.е. 4.3. Удобство пользования сайтом В рамках данной группы характеристик оцениваются показатели, свидетельствующие о продуманности политики информирования граждан посредством размещения информации на официальных сайтах. Информационные ресурсы органов власти не должны создаваться «для галочки» или в качестве большого одолжения со стороны органа власти. Организация сайта должна быть удобной даже для неопытного пользователя. Непостижимая логика размещения материалов на сайтах часто существенно затрудняет или вовсе исключает возможность нахождения необходимой информации. Удобство пользования сайтом оценивается по 10 субкритериям, соответствие каждому субкритерию оценивается в 1 балл. Каждое единичное штрафное снятие приводит к снижению балла по субкритерию на 0,1. 1) Навигационная панель (0/1 — 0,1) Наличие на главной странице четко сформулированного перечня рубрик (навигационная панель), позволяющих пользователю, зашедшему на веб-страницу впервые, быстро и адекватно оценить содержание ресурса. 2) Отсутствие эффекта перегруженности информацией (0/1 — 0,1) Характеристика означает размещение на главной странице в основном окне («Главная страница») заголовков последних новостей, краткого приветствия руководителя органа власти и т.п. Не приветствуется перегруженность главной страницы текстовым материалом, затрудняющая процесс восприятия информации. 3) «О сайте» (0/1 — 0,1) Наличие специального раздела, позволяющего получить в виде небольшой консультации текстовую информацию о содержащихся на сайте материалах и о наиболее рациональных способах поиска необходимых сведений. 4) «Структура сайта» (0/1 — 0,1) Наличие этой опции является одним из самых распространенных и хорошо зарекомендовавших себя элементов дизайна сайтов, поскольку позволяет быстро сориентироваться в логических разделах ресурса. 5) «Поиск по сайту» (0/1 — 0,1) Опция характеризует наличие специальных поисковых механизмов, позволяющих ознакомиться с перечнем материалов, максимально релевантных поисковому запросу. 6) «Полезные ссылки» (0/1 — 0,1) Субкритерий означает наличие каталога ссылок на ресурсы сети Интернет, которые рассматриваются опытными государственными служащи36 ми как полезные для граждан, интересующихся деятельностью данного органа власти. 7) Отсутствие неверных гипертекстовых ссылок (0/1 — 0,1) Функция заключается в корректной переадресации системы гипертекста, используемой на сайте. 8) Загружаемые формы документов (0/1 — 0,1) Наличие в регулируемом секторе общественных отношений необходимости заполнения гражданами и предпринимателями различных форм (бланков) официальных документов (заявления, обращения и т.д.) должно являться сигналом для органа власти о необходимости размещения таких форм на сайте. При этом их размещение должно быть организовано в формате, обеспечивающем корректную загрузку документа на компьютер пользователя. 9) Навигация по объемным документам (0/1 — 0,1) Данная характеристика означает разбиение больших блоков текстовой информации на разделы, наименования которых доступны в едином сводном списке и обеспечивают гипертекстовый переход в текстовую часть соответствующего раздела («Структура документа»). Отсутствие больших документов на сайте маловероятно, если полностью выполнены требования полноты предоставления информации. Поэтому отсутствие на сайте примеров навигации по объемным документам необходимо рассматривать как существенный недостаток. 10) Читабельность (0/1 — 0,1) Подразумевается, что тексты (по меньшей мере консультационных и навигационных разделов сайта), предназначенные для общего ознакомления с содержанием ресурса, должны быть написаны простым понятным языком, не обремененным узкопрофессиональной терминологией, различными сокращениями и аббревиатурами. 4.4. Наличие базовых электронных услуг В данной группе обобщены субкритерии оценки доступности информации, которые весьма распространены в зарубежных методиках, но при этом вряд ли могут быть признаны эффективными для мониторинга абсолютно всех российских официальных сайтов органов власти в связи со слабым общим развитием информационно-коммуникационной правительственной инфраструктуры. Многие из критериев, которые здесь приведены лишь в перечне, являются за рубежом самостоятельными направлениями оценки сайтов, наряду с полнотой, отзывчивостью, удобством, и состоят из большого количества внутренних критериев и характеристик. В данной методике эта группа субкритериев хотя и существенно сокращена, но не исключена вовсе, поскольку здесь имеют место общепризнанные качества сайтов, к которым необходимо обозначить стремление. Кроме того, в ряде случаев российские правительственные сайты удовлетворяют некоторым критериям данной группы. 1) Интерактивные формы документов (0/1 — 0,1) Данная электронная услуга предполагает возможность заполнения различных полей формы документа непосредственно на сайте органа власти в режиме он-лайн. В отличие от функции загрузки форм документов (см. выше подразд. 4.3, п. 8), в данном случае подразумевается полностью электронная услуга, поскольку ее использование исключает необходимость ведения бумажного документооборота. Все данные, введенные в интерактивную форму документа, проходят программную обработку, фиксируются в базе данных органа власти и используются в дальнейшем для осуществления юридически значимых действий (выдачи разрешений, лицензий, свидетельств, регистрации заявок на участие в конкурсах и т.д.). 2) Регистрация заявок по электронной почте (0/1 — 0,1) Эта услуга весьма близка предыдущей. Она основывается на возможности заполнения обычной формы документа в электронном файле текстового формата с последующей отсылкой документа (комплекта документов) в соответствующий орган власти по электронной почте. В данном случае для определения наличия данной услуги указания на сайте адреса электронной почты подразделения, ответственного за прием подобных заявок, недостаточно. Необходимы гарантии, что эти документы будут учтены и использованы в соответствии с их назначением, что отличает данную функцию как электронную услугу от обычной работы органов власти с обращениями граждан, в том числе полученных по электронной почте (см. выше подразд. 4.2, п. 2). 3) Электронная подпись (0/1 — 0,1) Субкритерий означает поддержку практики использования электронной подписи при обмене электронными письмами. При этом предполагается, что документы с электронной подписью с юридической точки зрения являются эквивалентом соответствующего бумажного документа. Проверку осуществления такой услуги целесообразно проводить вместе с общей проверкой работы органа власти с электронной почтой (см. выше подразд. 4.2, п. 2). 4) Электронные платежи (0/1 — 0,1) Субкритерий означает наличие возможности на сайте органа власти приема электронных платежей. Например, имеются в виду такие случаи, как оплата штрафов за нарушения правил дорожного движения, уплата налогов и сборов, оплата пошлин и почтовых услуг и т.д. 5) Рассылка новостей сайта (0/1 — 0,1) Данный субкритерий означает реально действующую возможность подписки на рассылку новостей сайта. Наряду или помимо новостной рассыл- 38 ки может быть предусмотрена подписка на обновления сайта или публикации. 6) Мультимедийные презентации (0/1 — 0,1) Возможность просмотра на сайте аудио- и видеоматериалов, наличие функции просмотра в режиме веб-камеры залов заседаний постоянно или во время проведения совещаний и обсуждений, наличие флэш-презентаций, рассказывающих о правительственном сайте и особенностях навигации. 7) Персонализация на сайте (0/1 — 0,1) Функция, обеспечивающая индивидуальную работу с гражданами и организациями посредством персонального учета мнений и удовлетворения интересов отдельного посетителя/заявителя. Выражается в наличии специальных регистрационных форм для участия в форумах и в других формах взаимодействия с органами власти, при этом не допускается каких-либо ограничений для прохождения такой регистрации по любому признаку. 8) Наличие интерактивных баз данных (0/1 — 0,1) Предполагается, что на сайте не только представлен перечень документов с общей функцией поиска по сайту, а предусмотрена возможность поиска документов по заданным параметрам (классификатор по теме, дате, номеру документа и т.д.) в специализированных базах данных, которые находятся в распоряжении органа власти (нормативные акты, стандарты, подведомственные или все отраслевые предприятия, справочные и телефонные базы данных и т.д.). 9) Программные продукты (0/1 — 0,1) Предполагается возможность бесплатно скачивать программные продукты, которые могут быть необходимы или полезны для использования тех или иных электронных услуг. 10) Перечень электронных услуг (0/1 — 0,1) Наличие специального раздела с перечнем предоставляемых электронных услуг является служебной, но важной функцией в данной группе субкритериев, которая позволяет гражданам сориентироваться в возможностях взаимодействия с органами власти. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|