ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А почему он важный, скажет каждый.II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Какие чувства вызвала у вас сказка, которую вы прочитали дома? Встретились ли вам в тексте сказки непривычные нашему слуху, незнакомые слова? Как вы думаете почему? (Эту сказку придумал ненецкий народ) А вы знаете, кто такие ненцы? III. Постановка учебной задачи Сегодня на уроке мы o Познакомимся со сведениями из жизни ненецкого народа. o Прочитаем и проанализируем ненецкую народную сказку «Кукушка». o Научимся выразительно её читать. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 1. Рассказ учителя о жизни ненецкого народа. «Ненец» означает человек. Первые сведения о ненцах мы встречаем в летописях. Предки современных ненцев на рубеже I и II тысячелетий уже жили на побережье Ледовитого океана. Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя\') - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Необходимость выживать в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно в С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы не страдают от цинги. Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем. Небо имеет выпуклую форму. Краями оно упирается в землю, напоминая опрокинутую чашу. На небесах живут люди, владеющие оленями. Когда идет дождь, то причина его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. И в том числе река Обь. Вся Земля окружена морем. 2. Лексическая работа. Объясните значение слов, встречающихся в сказке, из словарной разминки на стр. 59. Что вы знаете о кукушке, её повадках? 3. Чтение произведения учащимися. 4. Выделение нужного эпизода из текста при ответе на вопрос. Ззадание 2 на стр. 60. Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста. 5. Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка. Задание 3 на стр. 60. Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними? Найдите в тексте строки рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (не слушались, не помогали, не идут за водой) Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети? (беззаботными, злыми, глупыми). Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку? Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги к кровь изранили, значит не были бесчувственными) V. Первичное закрепление. Почему мать превратилась в кукушку? Какие повадки кукушки объясняет эта сказка? VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Выполните задание № 1 на стр. 22 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа) VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1. Пересказ текста от имени одного из героев. Расскажите сказку от лица детей. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|