Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А почему он важный, скажет каждый.




II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Какие чувства вызвала у вас сказка, которую вы прочитали дома?

Встретились ли вам в тексте сказки непривычные нашему слуху, незнакомые слова?

Как вы думаете почему? (Эту сказку придумал ненецкий народ)

А вы знаете, кто такие ненцы?

III. Постановка учебной задачи

 Сегодня на уроке мы

o Познакомимся со сведениями из жизни ненецкого народа.

o Прочитаем и проанализируем ненецкую народную сказку «Кукушка».

o Научимся выразительно её читать.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

1. Рассказ учителя о жизни ненецкого народа.

­ «Ненец» означает человек. Первые сведения о ненцах мы встречаем в летописях. Предки современных ненцев на рубеже I и II тысячелетий уже жили на побережье Ледовитого океана.

­ Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.

­ Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

­ В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

­ Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя\') - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей.

­ Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

­ Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.

­ Необходимость выживать в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно в С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы не страдают от цинги.

­ Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем.

­ Небо имеет выпуклую форму. Краями оно упирается в землю, напоминая опрокинутую чашу. На небесах живут люди, владеющие оленями. Когда идет дождь, то причина его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. И в том числе река Обь. Вся Земля окружена морем.

2. Лексическая работа.

 Объясните значение слов, встречающихся в сказке, из словарной разминки на стр. 59.

 Что вы знаете о кукушке, её повадках?

3. Чтение произведения учащимися.

4. Выделение нужного эпизода из текста при ответе на вопрос. Ззадание 2 на стр. 60.

 Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.

5. Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учеб­нике списка. Задание 3 на стр. 60.

 Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними?

 Найдите в тексте строки рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (не слушались, не помогали, не идут за водой)

 Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети? (беззаботными, злыми, глупыми).

 Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?

 Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги к кровь изранили, значит не были бесчувственными)

V. Первичное закрепление.

 Почему мать превратилась в кукушку?

 Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Выполните задание № 1 на стр. 22 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Пересказ текста от имени одного из героев.

 Расскажите сказку от лица детей.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 Какую задачу ставили на уроке?

 Удалось решить поставленную задачу?

 Каким способом?

 Какие получили результаты?

 Что нужно сделать ещё?

 Где можно применить новые знания?

 Что на уроке у вас хорошо получилось?

 Над чем ещё надо поработать?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных