Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История древнерусской культуры.




Ученые до сих пор спорят – какой период времени совпадает с началом Древней Руси. Наиболее часто встречающееся мнение таково, что древнерусская культура зародилась в период средневековья в связи со становлением и развитием первого феодального государства восточных славян – Киевской Русью. Однако, в последние десятилетия, в связи с активизацией исследований ученых в данной области, стало популярным другое мнение, согласно которому история восточных славян уходит своими корнями в еще большую, чем тысячелетие древность. Так, А.А.Абашкин утверждает, что поскольку русские, как и другие народы индо-европейской языковой семьи являются потомками ариев, то и начинать изложение древнерусской истории следует с момента выделения ариев из среды других индоевропейских народов приблизительно в 5-4 тысячелетиях до н.э. Во всяком случае известно, что по среднему и нижнему течению Днепра, по Днестру (территория западной Украины) в 3-2 тысячелетиях до н.э. была распространена характерная для периода энеолита так называемая Трипольская культура. Основными занятиями населения здесь были земледелие и скотоводство. Особенностями планировки трипольских поселений (родовых поселков) было расположение домов по концентрическим кругам или овалам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном для скота (поселение села Халепье, близ Киева и др.) Прямоугольные дома с полом из глиняных плиток имели прямоугольные двери и круглые окна, стены делались из плетня, обмазанного глиной, внутри украшались росписью; в середине иногда находился крестообразный жертвенник, украшенный орнаментом. В известной летописи XII века, именуемой «Повестью временных лет» содержится описание того, как в V в. до н.э., древнегреческий историк Геродот посетил берега Днепра, именуемые греками Скифией.

Увидев южно-русскую степь, Геродот был немало удивлен тем, что населявшие ее пахари и пастухи управляемы степными кочевниками – печенегами и хазарами. В «Повести временных лет» имеется также упоминание о двух ветвях славян – западной и восточной. Русью называлась только Киевская область. В.О. Ключевский считает, что славяне спустились с гор Карпат и к 1 тысячелетию н.э. расселились по всей европейской территории России. «Равнинные» славяне, именуемые полянами

расселились у Днепра, древляне – у реки Припять, волыняне и дулебы – у Западного Буга, северяне – у Десны и Сулы, вятичи – у Оки, кривичи – у Западной Двины и Волги, полочане – у озера Ильмень, новгородские славяне

– у реки Волхов.

Ученые отмечают максимальную по сравнению со всеми индоевропейскими языками взаимную близость языков славян и ариев. О том, что письменность у славян существовала уже в дохристианский период писали давно (Екатерина II, В.Н.Татищев, Г.Р. Державин, А.Д. Сахаров)

и т.д. По результатом археологических раскопок можно судить о том, что славяне писали на досках, бересте, пергаменте, камне (табличка из Тэртерии(5 тыс. до н.э.), записи Каменной могилы (4 тыс. до н.э. и др.). Были найдены также предметы, имеющие рунические знаки (руны на коровьем ребре из Новгорода, на костяном кистене из Рославля и др.). Самые известные славянские руны были обнаружены на статуях богов в храме города Ретры. Руны были выполнены на статуях богов: Свароч, Перун, Радогост, Велес, Вышня, Хорс, Яробог, Богумир, Ярило. Так или иначе, но сегодня с уверенностью можно утверждать, что к 1 тысячелетию до н.э. сложился общеславянский язык и общеславянская общность.

2. Особенности проживания и формирования менталитета восточных славян.

Менталитет (от фр.mentalite – мироощущение, мировосприятие, психология) - понятие, смысл которого так или иначе ассоциируется с проблемой национального своеобразия культуры. По выражению И.В.Кондакова, менталитет есть глубинное основание культуры. Менталитет включает сознательное и бессознательное, рациональное и эмоциональное, общественное и индивидуальное, устойчивое и изменчивое – в эпохе, этносе, нации, религии, типе деятельности, культуре, цивилизации. Если при помощи мышления и сознания человек познает окружающий мир, то при помощи менталитета он его понимает. Менталитет – это не только совокупность впечатлений, представлений и образов, это и манера мыслить, определяющая своеобразие человека как личность. Процесс формирования и развития менталитета любого народа, государства характеризуется динамизмом, который проявляется в зависимости от типа государства, общества, в той или иной степени. Большое значение в этом процессе отводится геополитическим и природно-климатическим факторам. Национальная картина природы, отражаемая в языке, мифологии, фольклоре, религии, искусстве, образе жизни, культуре повседневности обязательно включается в менталитет. В трудах историка В.Ключевского значительное место отводится описанию русской природы и ее влияния на историю народа. Русская равнина и ее почвенное строение, пограничье леса и степи, река и бескрайнее поле, речная сеть и междуречье, овраги и летучие пески, суровый климат и взаимоотношения с соседними народами – все это формировало и мировоззрение русского народа, и фольклорные фантастические образы, и народную философию, и характер земледелия, и тип хозяйствования, и образ жизни, и тип государственности. Аналогичную роль в становлении менталитета других народов и цивилизаций сыграли поймы великих рек (Китай, Египет), архипелаги и скопления островов (Греция, Япония), а также горы, степи, пустыни, тундра и тайга, тропические джунгли и т.д.

Лес и степь как жизненное и смысловое пространство восточных славян находились во взаимном противоречии друг к другу, символизируя своим соседством и противостоянием соперничество оседлого и кочевого образа жизни, охоты, собирательства и земледелия, скотоводства, антиномию напряженной тесноты и широкого раздолья, света и тьмы, закрытости и открытости. И та, и другая стихия были, по-своему и жизненно важны, полезны, притягательны, и, одновременно, опасны, вредоносны, страшны для человека. Поэтому они не могли быть оценены однозначно как положительные или как отрицательные, не могли быть полностью освоенными или раз и навсегда отринутыми. Русский лес давал местному населению разнообразные материалы и продукты, согревал, кормил, одевал восточных славян, служил надежным убежищем от внешних врагов, но в тоже время он таил многочисленные опасности для человека, оставаясь для него чужим и неуютным. Русский фольклор вслед за восточнославянской мифологией «населял» лес зловещими существами – бабой-ягой, лешим и другими представителями «нечистой силы». Русский человек одновременно и сотрудничал с лесом, пользовался его дарами, и боролся с ним, силой добывая из него средства своего существования, видел в нем источник жизни и обитель смерти. Русская степь, с одной стороны, символизировала волю, удаль, разгул, широту, с другой стороны – бездомность и бездолье русского человека, беззащитность перед кочевниками и хищными животными. Любовь русского человека к реке, как ее характеризует В.Ключевский, позволяла преодолеть подобную «двусмысленность» леса и степи.

Река была соседкой и кормилицей, воспринималась как член и даже глава семьи (Волга, например, - матушка; Амур – батюшка и т.п.). Река служила водной и ледовой дорогой, воспитывала дух предприимчивости, навыки артельных действий, приучала меняться товаром и опытом. Сложное действие оказывала на менталитет русского человека бескрайняя равнина; отличаясь пустынностью и однообразием, протяженностью и неопределенностью она рождала чувства покоя, сна, одиночества, уныния. Равнинность ландшафта порождала противоречивый культурно-семантический комплекс русского народа, душевная мягкость и скромность дополнялись смысловой неопределенностью и робостью, невозмутимое спокойствие граничило с тягостным унынием, отсутствие ясной мысли, вытекающее из предрасположенности к духовному сну, порождало отвлеченную мечтательность, оправдывающую лень. Все эти свойства русской духовности имели в истории отечественной культуры далеко идущие последствия. Вместе с тем, в русском менталитете прочно закрепилась способность к стихийному бунтарству, куражу, ухарству, и другие проявления активности.

Культ природы был настолько важен для становления и развития менталитета русского народа, что это своеобразно отразилось в его самоназвании. Ученые уже в XX веке обратили внимание на то, что представители различных стран называются по-русски именами существительными (француз, немец, финн, турок, китаец и т.д.), и только русские именуют себя именем прилагательным – как воплощение своей принадлежности сущему, причастности к предмету высшему и самоценному по сравнению с людьми, составляющими народ. Этот высший предмет, это сущее Русь, Русская земля.

3. Особенности восточнославянской мифологии и религии

Атмосфера зависимости от природно-климатической неустойчивости, агрессивности кочевых народов, неуверенности в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, бунт или покорность, охота или неволя и т.д.) – все это рождало народные представления о постоянной изменчивости и зависимости человека от господствующих над ним и неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиции, предания) по сравнению с непредсказуемым будущим. Так было, например, в древнем Междуречье, древних культурах майя и ацтеков, нечто подобное складывалась и в Древней Руси. Существовал целый ряд мифологических персонажей, заведовавших человеческой судьбой – индивидуальной или коллективной: Лихо, Горе-злосчастье, Суд и суденицы, Правда и Кривда, Доля и Недоля, Белобог и Чернобог. Эти, по существу, парные персонажи предполагали борьбу альтернативных тенденций в жизни человека – полярных сил добра и зла. Абсолютизируя роль случайности в своей жизни, восточные славяне в тоже время тяготились ею, предпочитая оседлость - кочевничеству, стабильность - непредсказуемости, мирное сосуществование - завоеваниям. В этом отношении преимущества западной цивилизации, пример политического устройства европейских государств, централизованно упорядоченная и приподнятая над повседневностью религиозная жизнь казались верховным представителям древнерусского общества более предпочтительными и совершенными, наиболее удаленными в своем развитии от языческого хаоса и непосредственной, стихийной природности, нежели высшие формы общественной связи, рожденные ближневосточной цивилизацией (религии евреев или арабов), и тем более – собственное язычество, не разорвавшее своих органических связей с традициями и духовными ориентирами кочевничества, составлявшего постоянный фактор цивилизационного «возмущения» в повседнедневной жизни и обозримой исторической перспективе народов Евразии.

Восточнославянская мифология очень архаична и во многом восходит к праиндоевропейским корням. Так, культу Перуна-громовержца, богини плодородия Макоши, подземного змея Волоса, покровительствовавшего урожаю, охоте, скотоводству, Стрибога – бога ветров и других богов есть аналогии в мифологиях почти всех индоевропейских народов. Однако существует большая разница между, например, древнегреческим Зевсом и Перуном, хотя оба они громовержцы: функции Перуна гораздо проще и примитивнее, нежели у властителя Олимпа. Кроме того восточнославянские боги, в отличие от античных богов, зачастую имеют зооморфный вид и тождественны проявлениям стихий. Если Перуна и Макошь все представляли в человеческом облике (воин в шлеме и пряха), то Волоса видели не только змеем, но и медведем, волком, а чаще всего оборотнем, меняющим свой облик. Семаргл и Хорс представлялись грифоном и конем, Див, божество, по-видимому, восточного происхождения, виделся как мистическая птица и т.п. Все эти представления свидетельствуют о том, что славянская мифология была ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской и др.), нежели к античной, и была во всех отношениях менее развитой и отрефлексированной, чем германо-скандинавская, кельтская или, например, индийская. Языческая мифология восточных славян была еще крайне несистематизированной, неустойчивой; функции их богов многократно дублировали друг друга. Например, культ солнца так или иначе ассоциировался и с Хорсом (небесным Конем), и с Даждьбогом (тепло, источник поддержания жизни), и со Сварогом (небесный свет и огонь), и с Ярилой (любовная страсть, плодородие), и с Купалой (божеством летнего солнцестояния), и с Колядой (божеством зимнего поворота солнца на весну). Едва ли не более важную роль, чем высшая мифология, в жизни древних славян играла низшая мифология, окружавшая человека буквально везде: дома, в лесу, у реки, в поле, на болоте и т.п. Это домовые, лешии, водяные, полевые, кикиморы, русалки, навьи и берегини, мары и моры, лихорадки. Всех этих персонажей характеризует амбивалентность по отношению к человеку: если их рассердить, обидеть – они мстительны и враждебны, если же их задобрить, принести им жертвы – они становятся добродушными, отзывчивыми, помогают человеку, по крайней мере, не вредят ему.

Сложная, многоуровневая система восточнославянской мифологии была приспособлена к условиям жизни людей: обращение к высшим силам было эпизодическим, приуроченным к природному календарю, ритуалам, поэтому высшие силы были отчуждены от потребностей и интересов основной массы народа и, в последующее время, постепенно вытеснялись христианскими представлениями и образами. Низшая мифология восточных славян была древнерусской культурой повседневности и в этом качестве сохранилась с небольшими корректировками вплоть до настоящего времени. Именно эта особенность восточнославянской мифологии оказалась живучей и практически неустранимой из древнерусской и позднейшей великорусской культуры – не только после принятия христианства, но и после секуляризации культуры и общества, начавшейся в XVII в. и особенно масштабно развернувшейся после Петровских реформ.

 

4. Попытка обновления восточнославянского язычества

Восточные славяне и их племенные вожди всегда тяготели к всеобщей, а не к личностной религии, каковой в той или иной степени являются все современные мировые религии, апеллирующие, помимо массы верующих, к каждой конкретной личности верующего, требующие от него личной ответственности и обещающие ему личное спасение. В 980г. князь Владимир предпринял попытку обновления восточнославянской религии, не выходившего за пределы традиционного славянского язычества, с целью упорядочить мифологический хаос, царивший в сознании различных восточнославянских племен. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны (он считался покровителем князя военачальника и его дружины); кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс – бог солнца-светила, небесный Конь; Даждьбог - бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог – бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл – небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж – Макошь – богиня плодородия, мать судьбы и урожая, покровительница домашнего очага. Таким образом, в пантеоне Владимира была учтена диалектика взаимосвязи неба и земли, столь важная для мифологических представлений древних восточных славян о человеке и природе, о мироздании в целом. Видно, что создатели усовершенствованного языческого культа стремились уйти от конкретики: дома, хозяйства, различных атрибутов жизненного уклада, семейной и личной жизни, индивидуальных интересов и потребностей. Боги пантеона символизировали самые высшие силы, которые олицетворяли покровительство прежде всего месту – целому территориальному единству, Русской земле, и воплощали господство общих интересов над частными. Все эти ментальные черты религиозного мировоззрения останутся в русской культуре надолго, если не навсегда. Однако пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений, он выражал интересы высших сословий: воинственную идеологию князя и его дружины, местные политические и этнические интересы, прагматические расчеты, но не охватывал саму систему славянской мифологии. В пантеон богов не вошли: Сварог – верховный бог праславян, Святовит - бог священного света, Род – покровитель продолжения жизни, Лада и Леля – покровительницы семьи, деторождения, Волос – покровитель домашнего скота, торговли, богатства, Переплут – покровитель земледельцев и путешественников. Вне Владимирова пантеона оказались мелкие языческие существа, наполнявшие повседневную жизнь и быт восточных славян; Кощей, Баба-Яга, Змей Горыныч и другие мифические образы, которые позднее естественно вошли в русский фольклор, утратив при этом прямую связь с первобытной мифологией как мировоззрением.

В целом, попытка обновления восточнославянской религии, предпринятая князем Владимиром, с необходимостью отталкивалась от традиционного язычества как той среды, в которой только и могли формироваться и укореняться какие бы то ни было цивилизационные начала и универсальные принципы. Создание строго ограниченного пантеона богов способствовала подготовке общественного сознания к постепенному переходу от языческого политеизма к монотеизму мировых религий. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества – Перуна. Данный опыт имел свои культурно- исторические и цивилизационные последствия.

5 .Художественная культура восточных славян.

Художественная культура русского народа развивалась в диалоге с Востоком и Западом как самобытное творчество духовно одаренного этноса, остро воспринимающего красоту природного мира и человеческих отношений. Русская художественная культура – это явление широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды творчества – изобразительное и прикладное искусство, зодчество, музыку, театр. Глубокое потому, что уходит корнями в седую древность и развивается в наши дни. В отличие от европейских государств и Византии, Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй, что обусловило глубокую связь художественной культуры с народными представлениями, менталитетом. Большую роль в формировании истории и культуры Древней Руси сыграли города – Киев, Новгород, Владимир, Псков, Ростов и т.д., которые образовывались как центры натурального хозяйства, ремесла и торговли и как военно-оборонительные пункты. Одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством.

Архитектура восточных славян I тысячелетия н.э. стала известной по археологическим раскопкам и скудным литературным источникам. Так, храмы и жилища сооружались из дерева, кровли их были остроконечными. В качестве скульптур выступали идолы, обработанные в технике плоской резьбы. Довольно развитый пласт древнерусского искусства того времени – прикладное искусство и украшения из бронзы и серебра: фибулы, височные кольца, бусы, гребешки с фигурками животных. Во всех изображениях подчеркивается стремление сблизиться с животными, а не противопоставить себя им, как это было в античном изобразительном искусстве.

Характерно, что и в русском фольклоре, так же как и в мифологии преобладали парные персонажи (Фома и Ярема, Иван да Марья и т.п.). Принятие православной веры на Руси вовсе не способствовало распространению древнерусского фольклора и мифологии, однако записи устного народного творчества все-таки были опубликованы. Хотя и очень поздно: лишь в XVII-XIX вв. Множество песен, былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, плачи и заклинания возникли задолго до появления письменности. Их передавали из поколения в поколение изустно. Некоторые из них легли в основание многих произведений письменной литературы. Главные темы фольклора – конечно, календарные обряды. Известны праздники проводов зимы, прихода лета, начала полевых работ и сбора урожая. Все они сопровождались множеством песен, заклинаний, заговоров, окликаний. Кроме календарных обрядовых песен существовали песни и другие произведения, посвященные обрядам бытового характера: похоронные, свадебные, песни для пиров и тризн. Огромный пласт фольклора не был связан с обрядами. Это пословицы, поговорки, загадки, а также сказки, песни, в которых изображался трудовой процесс, множество легенд и историй о прошлом, составляющих так называемую «устную летопись», - об основании Киева, о мести княгини Ольги древлянам, о смерти князя Олега от укуса змеи, о призвании варягов на Русь и других событиях, имевших место или вымышленных. С возникновением письменной литературы фольклор не иссяк и не исчез из русской культуры, он оказал на нее сильное воздействие, проникая в той или иной форме в летописание, а затем и в светскую литературу, и продолжал существовать параллельно, обогащаясь новой тематикой, новыми идеями и новыми формами.

Своеобразие древнерусской культуры заключалось в том, что в ней ни один из встречных процессов не реализовывался до конца и не завершился в органическом социокультурном синтезе двух мировоззренческих систем – язычества и христианства, а в отношениях между ними установился драматический параллелизм – двоеверие. Причем двоеверие не в формальном смысле, а существующее в душах, умах, менталитете народа, сохранялось на Руси в течение многих веков (сохраняется и теперь), а не составляло только переходный этап между языческим и христианским периодами в истории русской культуры: еще в начале XX в. исследователи – фольклористы и этнографы – обнаружили полноценные языческие верования и обряды в крестьянской среде, никак не «переведенные» на язык христианства и просуществовавшие в практически неизменном виде почти тысячелетие.Более чем тысячелетняя история русской культуры убедительно свидетельствует: сущность национального менталитета русской культуры заключается именно в двусоставности ее ядра, являющего собой единство противоположностей, или, может быть, раздвоение единого. На русской почве двоеверие выкристаллизовалось в постоянный и долговременный фактор цивилизации, а не только закрепилось как устойчивый культурно-исторический феномен; оттого и проблема перевода с одного культурного языка на другой часто в Древней Руси не стояла: различные смысловые пласты культуры и поведенческие механизмы сосуществовали параллельно и дополняли друг друга как компоненты зарождающейся амбивалентной цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности образования восточнославянской общности?

2. Что такое менталитет, и как это понятие соотносится с обыденной культурой, мифологией и искусством?

3. Какие природные и геополитические факторы влияют на формирование менталитета, в частности восточнославянского?

4. С какими сферами жизни и деятельности особенно органично была связана восточнославянская мифология?

5. Чем объясняется исключительная устойчивость и долговечность древнерусского фольклора?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных