Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ




Изложение главы о психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человече­ских сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследо­ватели. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) при социализме.

На наш взгляд, многие социально-психологические иссле­дования, проведенные в советской психологии, требуют пере­проверки и реинтерпретации. В связи с этим возникает вопрос о целесообразно­сти описательно-констатирующего пред­ставления такого материала и о право­мерности изложения его с критических позиций. Решение вопроса мы видим в конструктивном описании отечествен­ных философско-психологических ис­следований, имеющих теоретическое и практическое значение для психолого-педагогической науки и для педагогиче­ской практики. Это прежде всего пред­ставления. Г. С. Батищева о типах и формах социальных объединений и В.И.Слободчикова о социальных организованностях и со-бытийных общностях.

В зарубежной социальной психологии и социологии накоп­лен огромный теоретический и фактический материал по соци­альным объединениям. Не вдаваясь в анализ многочисленных социально-психологических теорий и концепций зарубежной психологии, мы изложим лишь обще­признанные психологические разра­ботки о социальной (прежде всего — малой) группе и групповой динамике. Эти данные также важны для описания социального бытия человека, для понимания и объяснения социально-психологических феноменов, возникающих в педагогической практике.

В соответствии с этим определяется и перечень обсуждае­мых вопросов, которые посвящены описанию возможных типов и форм социальных сообществ, структуры и механизмов разви­тия двух принципиально различных типов объединений лю­дей — социальной организованности и событийной общности.

Конечно, этими вопросами не исчерпывается предметная область социальной психологии. Но в наши задачи не входит систематическое изложение социально-психологических учений и фактологии. Эта задача может быть решена в рамках отдельно­го курса — социальной психологии.

В контексте курса важно дать общее представление о соци­альной жизни человека и выявить состав категорий и понятий, характеризующих социально-психологическую реальность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных